Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Юношество является очень важным этапом развития человека. Стоит представить этот вопрос интересным и важным, потому что этот подростковый возраст всё-таки мало изучается. Говорят, что «основное новообразование уже кончилось в юношеском возрасте» - юноши воспринимаются часто как его окончательный этап, т.е. для одного из исследователей этот возраст не является самостоятельным, для других исследователей этот возраст представляет собой очень важный этап жизни человека, служит как бы отправным пунктом к взрослости.
Опираясь на возрастные периодизации Эриксона, Левинсона, Зеера, Слободчикова, можно сказать, что в студенческом возрасте происходит переход между юностью и ранней взрослостью. Кризис юности (мы рассматриваем его в студенческом возрасте) содержит в себе внутренние противоречия. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но, с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. В литературе кризис юности описывается лишь в общих чертах. Мы анализируем кризис юности в рамках возрастного кризиса, структурно описанного К.Н. Поливановой. Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного способа подтверждения профессионального выбора. Попадая в ВУЗ, юноша начинает осваивать, новый для него, способ учиться. Здесь значимым является посещение лекций и семинаров, выполнение всех учебных требований. Представление о будущей профессии существует, как правило, в мифологизированной форме.
Неготовность работать в профессиональной сфере не беспокоит, потому что ещё много времени впереди. Предкритический этап возникает, когда юноша открывает неполноту реального образа жизни, в котором он живёт. Он начинает думать о том, что, исполняя только требования к учебе, не станет профессионалом в своем деле. Такое открытие возможно только на основании представлений о другом новом идеальном виде. До этого идеал представлялся в мифологической форме, т.е. существует какая-то мысль о своем будущем профессии, есть какая-то учебная работа, которая, по представлению многих учеников, пока нисколько не связана со будущей профессией.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Особенности студенческого возраста
1.1 Содержание кризиса юности
Представление возрастного кризиса возникает при исследовании П.П. Блонского. Он свидетельствует о неустойчивости нервной системы, неравнодушном, немотивированном поведении детей в критических периодах. Л.С.Выготский основывается на представлениях П.П.Блонского, однако подходит к рассмотрению возрастных динамик и мест кризиса в общем процессе развития с помощью общей теоретического моделирования развития событий. Выготский рассматривает различие стабильного и критического возраста на основе анализа социальной обстановки развития, как фактического определения возраста, стабильный возраст определяет гармонию среды и отношение ребенка к нему, критический период — дисгармонию, противоречие.
В описании критических периодов развития Выготский считает, что они с точки зрения чисто внешнего вида отличаются от устойчивых или стабильных возрастов. В таких периодах относительно короткое время, несколько месяцев или год, или, в самом большом случае, два, сосредоточено на резких и глубоких сдвигах и перемещениях, изменениях и переломах в личности ребёнка. В очень короткие сроки ребенок меняется в целом в основном, в главных чертах характера. Внешняя поведенческая особенность кризиса следующая: границы между началом и концом кризиса и смежным возрастом крайне неотложны. Возникает кризис незаметно, начало его трудно диагностировать, в середине кризиса наблюдается ее кульминация, наличие данной кульминации отличает кризис от других, отмечаются выраженные особенности поведения ребенка, дети, как будто, выпадают из педагогической системы, обнаруживаются падение успеваемости школы, интерес к работе. Возможно острый конфликт с окружающими, с внутренней жизнью - болезненный и мучительный конфликт и переживание. По Выготскому кризис представляет собой кульминацию микроперемен, накопленных в предшествующий стабильный период. Основные тезисы Л.С.Выготского по периодизации развития психики получили продолжение в его работах. В теории активности анализ критического возраста затруднен из-за того, что исследователи практически всегда обращали внимание на механизмы развития главной деятельности, то есть механизмы, определяющие развитие стабильных периодов. Например, механизм смены деятельности, отмирания мотивации в игровой деятельности, возникновения мотивации в учебной деятельности, остался главным.
Возникновение новой деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, связано со механизмом нового мотива, с «перемещением мотива в цель». «Действия, которые все больше обогащаются, как будто перерастают круг их действий и противоречит их мотивам, А.Н.Леонтьев считал, что кризисы болезненные, острые периоды развития не являются необходимым симптомом перехода из одного стабильных периодов в другой, от одного ведущего к другому. Неизбежно не кризис, но переломы и качественные изменения развития.
В психологии возрастного кризиса огромное место занимает работа Л.И. Божовича. В целом, позиция Божовича продолжает линию Выготского по разработке проблемы, связанной с понятием «переживание». "Развитие ребенка - это простая единица, к которой невозможно сказать о том, что это такое - влияние среды или особенности самого малыша, переживание - это единица человека и окружения, как это представлено в процессе развития. Таким образом, единство среды и личности в развитии происходит в множестве переживаний». В работе Л.И. Божовича в логике анализа переживания введено понятие о внутреннем положении. Кризисы были приняты не как норма, а как патология развития человека. Структура перехода от одного возраста к другому переводилась из психологической точки зрения в педагогическую точки зрения.
Д.Б.Эльконин характеризует кризис как переход от системы к системе от освоения мотивационной и потребностной сферы к операциональной и технической сфере и иначе. Между эпохами переходы называются «большими» кризисами. В этом моменте открывается новое время и новое время развития мотивационного и потребительного сектора. Переход между временами внутри одного периода характеризуется «малым» кризисом, открывает следующую стадию формирования интеллекта и познавательных сил подростка. Д.Б.Эльконин применяет термин «кризис», не заменяя термин «переход». На каждом этапе развития идет интенсивно развитие какой-то «одной стороны деятельности человека и соответствующих способностей, а второй - отстаёт. Когда это отклонение достигает критических уровней, происходит перестройка ведущего действия, происходит кризисы.
В общем, можно отметить две принципиальных позиции по пониманию критического возраста. Признание критического возраста необходимым моментом развития, где происходят особые психологические действия, состоящие из двух противоположных, но одинаковых в своей сущности преобразований: формирование новообразования формирование новой структуры и формирование новой социальной динамики.
Эти позиции Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина о необходимости качественной трансформации, которая заключается в смене главной деятельности и при этом переходе к новой системе отношений, а также в переходе к новой системе взаимоотношений. В этом случае акцент уделяется внешним условиям, социальным и не психологическим механизмам развития человека. В этом виде представлена позиция А.Н. Леонтьева, Л.И. Божовича и других. Кризис молодости является началом становления настоящего авторства в определении и осуществлении собственного взгляда на жизнь, индивидуального пути жизни. Освобождаясь от образа своего в ближайшем окружении, преодолев профессиональную позиционную и политическую детерминацию поколения, оценив многие его качества как «не-я», человек принимает ответственность за собственное субъективное явление, которое часто складывалось не по желанию и не ведомо ее носителя.
Этот мотив, пристрастный и неудержимый рассекречивание собственной сущности, ощущение утраты старых ценностей, убеждений, интересов и связанных с ними разочарований, позволяет считать этот период критическим - кризисом молодости. Переход в взрослую жизнь, как все переходные этапы, включает в себя внутренние противоречия, связанные с особенностями личностного развития. С другой стороны, молодежь, которая начинает самостоятельный образ жизни в обществе, становится взрослыми людьми. Но, наоборот, у них пока нет опыта «взрослой» жизни, молодые люди ещё только должны приобрести его. Разные «взрослые» роли им усваиваются не сразу, а постепенно. Молодой человек всячески старается подчеркнуть самостоятельность своего выбора и принятия решений, но сам выбор нередко совершает импульсно, под воздействием условий. Он болезненно относится к тому, что, как он считает, ограничивает его самостоятельность, критикует его неправильное решение, но его внутренний контроль еще не развит.
Как и любой критический период психического развития, кризис молодости имеет свою негативную и позитивную сторону. Важными моментами кризиса являются потеря налаженной формы жизни - отношений к другим, способы и формы учебы, привычная жизненная среда и так далее, а также вступление в новую жизнь, в которой еще нет необходимых для жизнедеятельности навыков. Позитивным началом кризиса молодежи являются новые возможности для становления личности человека, формирования гражданской ответственности, осознанного и целесообразное самообразование. Начало индивидуальной ступени означает, что человек вступает в период не просто общего возраста для каждого, а индивидуального роста. Ближайшая точка зрения кризиса молодежи - это совпадение идеального понимания профессии с реальной профессией, необходимости действенного подтверждения выбора профессии. Ступень индивидуальности начинается с социальной и профессиональной самооценки человека. Кризис рождаемости на новом этапе развития связано, в частности, с необходимости опыта различных ролей взрослых людей, подтверждения правильности выбора профессий, адаптации к новому образу жизни, создания новых связей и отношений с другими людьми
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2021
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 2020, №4
3. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. С-П 2023
4. Веракса Н.Е. Модель позитивного обучения студентов. ВП №5 2022
5. Выготский Л.С. Психология М-2022
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 - 2022
7. Гессен С.И. Основы педагогики, М - 2023
8. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 2022, №2.
9. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Докт.дис. Москва, 2022
10. Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога, 2023, №4.
11. Изучение личности студента №55 Кон И.С. Психология ранней юности М., 2022
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 2022
13. Крайг Г. "Психология развития" СПб: Питер, 2023. С. 666-689. .
14. Кудрявцев Т.В., В.Ю. Шегурова Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии, 2023
15. Леонтьев Д.А., М.О. Калашников, О.Э. Калашникова Факторная структура теста смысложизненных ориентаций// Психологический журнал, т.14, №1, 2023
16. Лисовский В.Т., А.В. Димтриев Личность студента. Л-1974 . Педагогика психология высшей школы. Ростов-на Дону: Феникс. 2023 С. 277-278 .
17. Поварницына Л.А. Проблема общения в студенческом возрасте/Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М.:2021. С.100. .
18. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития . Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2023
19. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., ТЦ «Сфера», 2022
20. Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 2022
21. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2022.
22. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Под ред. д.п.н. Г.С.Никифорова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2023