Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ одним из квалифицирующих юридическое лицо признаков является имя юридического лица, возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данный признак позволяет индивидуализировать юридическое лицо, обособляет его от других юридических лиц и, как указано в ст. 54 ГК РФ, реализуется через наименование и местонахождение, юридический адрес юридического лица.
В ст. 54 ГК РФ определение наименования юридического лица не содержится, раскрывается только структура наименования с указанием на организационно-правовую форму. По смыслу данной статьи законодатель различает содержание наименования некоммерческого юридического лица и коммерческой организации.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что применительно к коммерческому юридическому лицу п. 4 ст. 54 ГК РФ указывает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Согласно отсылке этой же статьи требования к фирменному наименованию устанавливаются параграфом 1 главы 76 ГК РФ. Возникает вопрос: фирменное наименование коммерческой организации входит в структуру наименования юридического лица либо является самостоятельной правовой категорией и коммерческое юридическое лицо помимо наименования должно иметь еще и фирменное наименование?
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с фирменным наименованием юридического лица.
Предметом работы являются нормы действуйющего законодательства, регламентирующие ирменное наименование юридического лица.
Целью настоящей работы ставится изучение фирменного наименования юридического лица.
Задачами работы является:
• рассмотреть понятие фирменного наименования;
• охарактеризовать право на фирменное наименование;
• исследовать фирменное наименование коммерческого юридического лица;
• выявить проблемные вопросы наименования некоммерческой организации;
• проанализировать актуальные практические вопросы, связанные с фирменным наименованием юридического лица.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и право на фирменное наименование юридического лица
1.1. Понятие фирменного наименования
Фирменное наименование определяется в учредительных документах коммерческой организации и, путем государственной регистрации, включается в ЕГРЮЛ.
Законодатель не допускает распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования.
В остальном юридическое лицо реализует свои исключительные права на фирменное наименование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.
Исключительное право на фирменное наименование одного юридического лица делает невозможным использование другими юридическими лицами тождественного фирменного наименования или сходного с ним до степени смешения, если такие юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Компания-правообладатель может обратиться к юридическому лицу, нарушающему его исключительные права, с требованием о прекращении использования фирменного наименования и возмещения причиненных вследствие этого убытков.
Согласно ст. 1474 ГК РФ юридическое лицо, которому предъявляются такие требования, обязано по своему выбору либо прекратить использование фирменного наименования, либо внести в него изменения. При возникновении подобных споров преимущество на фирменное наименование получает юридическое лицо, которое было включено в ЕГРЮЛ ранее.
Достаточно часто юридическое лицо использует свое фирменное наименование или его отдельные элементы, включая в состав коммерческого обозначения либо в состав товарного знака или знака обслуживания. В таких случаях фирменному наименованию предоставляется самостоятельная правовая охрана вне зависимости от правовой охраны объектов, составной частью которых оно является.
Таким образом, с момента включения в ЕГРЮЛ возникает юридическое лицо и исключительные права на его фирменное наименование.
1.2. Характеристика права на фирменное наименование
Фирменное наименование (кратко просто «фирма») - это наименование коммерческого юридического лица, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное унитарное предприятие и др.) и собственно наименование юридического лица («Парикмахерская «Натали», «Издательство «Экзамен», «Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и т.п.). Наименование юридического лица обязательно должно быть словесным. Обычно оно обозначает род деятельности юридического лица. Следует, однако, иметь в виду, что коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).
Наименование коммерческого юридического лица считается его фирменным наименованием (фирмой). Сведения об организационно-правовой форме юридического лица (то есть указания «ООО», «АО», «ГУП» и т.п.) в понятие «фирменное наименование» (как объект исключительного права юридического лица) не входят и при рассмотрении случаев о тождестве и сходстве фирменных наименований разных юридических лиц не учитываются.
С момента государственной регистрации коммерческого юридического лица у него возникает исключительное право на фирменное наименование (ст. 1229, 1474 ГК РФ). Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Действующее российское законодательство не содержит норм, касающихся прав на фирменные наименования иностранных юридических лиц. Следует считать, что в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности фирменные наименования иностранных юридических лиц стран - участниц Конвенции пользуются на территории России исключительным правом с момента, когда юридическое лицо стало участвовать в гражданском обороте России.
Содержание исключительного права на фирменное наименование состоит в следующем: юридическое лицо вправе использовать свое фирменное наименование при индивидуализации себя и производимых или сбываемых им товаров, производстве работ и оказании услуг. В частности, фирменное наименование может указываться на вывесках, бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.
Фирменное наименование или отдельные его элементы, в частности сокращенное фирменное наименование, могут быть использованы правообладателем в составе коммерческого обозначения или в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение или в товарный знак, охраняется независимо от охраны самого коммерческого обозначения или товарного знака.
В содержание исключительного права на фирменное наименование не входит правомочие распоряжения (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает, что исключительное право на фирменное наименование не может быть отчуждено (уступлено) другой организации. Не могут заключаться и другие договоры, касающиеся распоряжения фирменным наименованием, например лицензионные. Вместе с тем возможны внеправовые соглашения о том, что обладатель исключительного права на фирменное наименование вносит в него изменение, а другая сторона соглашения одновременно регистрирует это обозначение в качестве своего фирменного наименования. Такое соглашение должно выполнять роль договора об отчуждении исключительного права на фирменное наименование. Возможны и соглашения между юридическими лицами, имеющими одинаковые или сходные фирменные наименования, о
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция по охране промышленной собственности. Заключена в Париже 20.03.1883 // Закон, N 7, 1999.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
6. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
7. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» // Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, N 1, ст. 14.
8. Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 «Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие». Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 27292 // Российская газета, N 48, 06.03.2013.
9. О введении в действие Положения о фирме: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 (в ред. от 17.08.1927) // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Утратил силу.
10. Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 N Д28и-2754 «Об информации, указываемой в первой части заявки на участие в электронном аукционе» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Письмо Минэкономразвития России от 08.06.2016 N Д28и-1555 // КонсультантПлюс».
12. Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2009 N 244-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ, 2009, N 4.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Российская газета, N 70, 22.04.2009.
14. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2012 по делу N 11-11286 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 30.08.2012 по делу N 33-2254/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу N А40-94721/10-27-827 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2011 N Ф09-3428/11-С6 по делу N А60-34730/2010-С7 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 N 13АП-3867/2016 по делу N А56-83610/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Четвертого ААС от 09.02.2016 по делу N А19-13491/2015// СПС «КонсультантПлюс».
20. Решение Архангельского УФАС от 30.09.2016 по делу N 04-05/4473 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Санкт-Петербургского УФАС от 17.08.2015 N 44-2636/15 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Решение Иркутского УФАС от 06.02.2017 N 68 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Гаврилов Э.П. Права на средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2016. N 5. С. 4.
24. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Норма, 2014. С. 66.
25. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 21. С. 84.
26. Черничкина Г.Н. Современное понимание индивидуализации юридического лица в гражданском обороте, или Об исключительном праве на наименование и фирменное наименование юридического лица // Современное право. 2017. N 3. С. 57.