Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир характеризуется быстрыми социальными изменениями, которые влияют на многие аспекты жизни человека. В контексте психологических исследований особое внимание уделяется пониманию личности и её самооценки, так как эти аспекты играют критическую роль в адаптации индивидов к меняющимся социальным условиям. Вопросы самооценки занимают центральное место в психологической науке, поскольку они связаны с многими ключевыми психологическими конструктами, такими как мотивация, эмоциональное благополучие, межличностные отношения и профессиональная деятельность.
Актуальность изучения самооценки особенно возрастает в условиях современной динамичной социальной и профессиональной среды, где человеку необходимо постоянно адаптироваться к новым вызовам, оценивать свои возможности и ресурсы. Исследования в этой области могут предложить ценные взгляды на механизмы саморегуляции и самопонимания, которые являются важными факторами успешной адаптации и достижения жизненных целей.
Предмет исследования охватывает анализ самооценки и её влияния на различные типы личности. Рассмотрение этой темы предполагает изучение теоретических подходов к самооценке, а также проведение эмпирического исследования для изучения динамики самооценки у разных типов личности в различных социально-психологических контекстах.
Цель данного исследования — определить, как различные типы личности воспринимают и оценивают себя в контексте современных жизненных реалий, а также выявить, какие факторы наиболее значимо влияют на процессы самооценки. Дополнительно, исследование направлено на выявление связи между самооценкой и эффективностью профессиональной и социальной деятельности индивидов.
Методология исследования будет включать как качественные, так и количественные методы анализа, чтобы обеспечить глубокое понимание изучаемых явлений. Эмпирическая часть будет основана на анализе ответов участников, полученных с помощью стандартизированных психометрических инструментов и проективных тестов.
Данное исследование стремится не только к теоретическому осмыслению проблемы самооценки, но и к практическому применению полученных знаний для повышения качества жизни индивидов через разработку методов психологической поддержки и саморегуляции.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ И ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
1.1. Психологические теории самооценки
Самооценка представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя как общее оценочное отношение к себе, так и специфические оценки отдельных аспектов личности или действий. Этот термин в психологии часто используется вместе с понятиями самосознания, самоотношения и самоуважения, хотя и обладает своими уникальными характеристиками. Самооценка формируется на основе самосознания и является его критическим компонентом, отражая уровень самоуважения и интеграцию взглядов на себя в различных жизненных контекстах. Это понятие включает как интегративное принятие, так и отрицание отдельных сторон личности, и может осознаваться на различных уровнях [11, с. 343].
Современная психологическая наука подчеркивает сложность формирования и развития самооценки через различные теоретические подходы. В рамках теории деятельности и общения, основанной на работах Л.С. Выготского, самооценка рассматривается как элемент самосознания, развивающийся через взаимодействие личности с социальным окружением: "Все процессы самосознания обладают опосредованным характером, так как они эволюционируют через активную деятельность и социальное взаимодействие" [14, с. 174].
Исследования советского периода, включая работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других, анализируют становление самосознания и самооценки в контексте личностного развития. Они определяют самооценку как комплексный компонент самосознания, включающий в себя процессы, через которые индивид формирует интегрированное представление о себе. Это представление формируется через синтез отдельных эпизодических впечатлений в устойчивое самопонимание, которое влияет на оценки со стороны других, играющих ключевую роль в развитии личности [3, 6, 7].
А.Н. Леонтьев дополнительно акцентирует на эмоциональном аспекте самооценки, рассматривая ее через призму "чувства", которое представляет собой устойчивое эмоциональное отношение с четко выраженным объектным содержанием, результатом специфического обобщения эмоций [9, с. 304]. И.И. Чеснокова дополняет, что самооценка формируется как результат обобщения переживаний связанных с самосознанием и становится центральным элементом регуляции поведения, включаясь в мотивационную систему личности [14, с. 89].
Согласно многим исследователям [Захарова, 1989; Столин, 1983; Берне, 1986 и др.], самооценка проявляется через синтез когнитивных и эмоциональных компонентов. М.И. Лисина (1983) среди прочих указывает на фундаментальные различия в происхождении этих компонентов. Когнитивная часть самообраза часто формируется через личный опыт детской активности, тогда как эмоциональная часть происходит из социального взаимодействия, где ребенок усваивает к себе отношение других [1].
Исследования М.И. Лисиной и её учеников занимают значительное место в анализе развития самосознания у детей. Лисина подчеркивает, что отдельные качества личности формируют периферию Я-образа, в то время как его ядро, названное "общей самооценкой", составляет интегральное отношение ребенка к себе. Это отношение неявно базируется на взаимодействии с взрослыми, которые окружают его. В случаях, когда взрослые ограничиваются только физическим уходом, как в домах малютки, формирование самосознания у ребенка не происходит [1].
С.Л. Рубинштейн утверждает, что самооценка отражает ключевые характеристики личности, включая её активность и направленность [12]. О.А. Белобрыкина выделяет общую самооценку как базовую составляющую ядра личности, включающую в себя устойчивый набор знаний о себе и отдельные самооценки, формируемые в процессе выполнения личностных активностей [3]. Теория Р. Азимовой рассматривает самооценку как динамичную систему, которая определяет структуру интенций и действий личности, как положительных, так и отрицательных [2, с. 99]. В международном контексте исследователи, такие как Бернс и Куперсмит, анализируют самооценку как эмоциональный аспект Я-концепции, влияющий на отношение к собственным качествам [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., ред. Психологический словарь. Москва, 2001.
2.И.И. Чеснокова, Проблемы самосознания в психологии. Москва, 1977.
3.Б.Г. Ананьев, Человек как объект познания. Ленинград, 1968.
4.Л.И. Божович, Формирование личности в детском возрасте. Москва, 1968.
5.Л.И. Божович, Процессы формирования личности на разных этапах онтогенеза. "Вопросы психологии", 1979, №4.
6.А.Н. Леонтьев, Деятельность, сознание и личность. Москва, 1975.
7.Л.И. Авдеева, Исследование самооценки у младших школьников из учреждений закрытого типа: Автореферат. Москва, 2005.
8.С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии в двух томах. Москва, 1989.
9.С.Л. Рубинштейн, Основные направления и методы развития психологии. Москва, 1978.
10.О.А. Белобрыкина, Условия и факторы развития самооценки на ранних стадиях развития личности: Автореферат. Новосибирск, 2000.
11.Р.Н. Азимова, Социально-психологические аспекты самооценки и ее этические стороны. Известия АПАз ССР, 1969, №3.
12.Р. Бернс, Воспитание и развитие концепции "Я". Москва, 1986.
13.Т. Шибутани, Концепция "Я" и самоуважение: самосознание и механизмы защиты личности. Самара, 2003.
14.У. Джемс, Психология. Москва, 1991.
15.Е.А. Маслова, Психологический анализ самооценки и ее роль в структуре самосознания личности. Доступно на: http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm
16.Борисов, Ю. А., Кудрявцев, И. А. (2003) Изучение смысловой сферы сознания и самосознания у менеджеров разного уровня успеха: подход психосемантики // Психологический журнал. Т. 24. № 1. С. 91–103.
17.Бороздина, Л. В. (1999) Теоретико-экспериментальное изучение самооценки: автореф. дис. … доктора психол. наук. М.
18.Дилова, М. А. (1988) Взаимосвязь самооценки и компетентности в структуре личности // Актуальные проблемы психологии личности. М. С. 118–133.
19.Журавлев, А. Л. (1982) Стили выполнения указаний руководителя и культурные аспекты управленческого труда // Культура труда как фактор повышения производственной эффективности. Уфа. С. 108–110.
20.Журавлев, А. Л., Журавлева, Е. В., Хащенко, В. А. (1994) Изменения в представлениях личности о себе и партнерах в условиях экстремальной совместной деятельности // Психический образ: структура, механизмы, функционирование и развитие. М. С. 85–87.
21.Журавлев, А. Л. (2004) Психология управленческой интеракции. М.
22.Климов, Е. А. (1996) Психология профессиональной деятельности. М.
23.Корнеева, Л. Н. (1989) Роль самооценки в саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. Л. Вып. 4. С. 37–49.
24.Толорадова, Х. Г. (2002) Роль самоактуализации в структуре самооценки личности // Психология трудовой деятельности и творчества: сб. статей. М. С. 34–37.
25.Филатова, О. В. (2003) Рефлексивность как фактор исполнительской деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль.
26.Чеснокова, И. И. (1977) Исследование проблемы самосознания в психологии. М.
27.Hiebisch, H., Vorverg, M. (1980) Sozialpsychologie. Berlin.