Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Железные дороги – это составная часть единой транспортной системы Российской Федерации. Основное производственное назначение железных дорог заключается в своевременном и качественном обеспечении потребности физических и юридических лиц, а также государственных предприятий, в перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт – это один из факторов, который создает условия для развития экономики нашей страны [1]
Железные дороги Российской Федерации занимают ведущее положение среди всех видов транспорта [24].
В настоящее время компания ОАО «РЖД» является крупнейшим системообразующим элементом российской экономики. 40% грузооборота и свыше 35% пассажирооборота транспорта общего пользования в России осуществляет ОАО «РЖД». Организационная структура ОАО «РЖД» включает в себя довольно обширный список различных дирекций и управления.
В стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030г. заложен рост темпов обновления вагонов и локомотивов. В настоящее время происходит процесс устаревания вагонов и локомотивов без должного восполнения парка подвижного состава [19].
Повышение мобильности населения, наращивание объемов транспортных услуг – это основные цели внедрения современных инновационных технологий в развитие отрасли. Инновационная политика на железнодорожном транспорте должна ликвидировать отставания от мировых трендов и реализовываться в кратчайшие сроки с максимальной эффективностью [2].
Для успешного освоения постоянно растущих величин грузо- и пассажирооборота ОАО «РЖД» необходимо развивать технические устройства и совершенствовать технологию работы железных дорог.
Все вышеизложенное доказывает актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Цель данной работы заключается в разработке методического подхода, направленного на совершенствование организации оплаты и документооборота в целом при организации железнодорожных грузовых перевозок.
Объектом исследования является существующая организация железнодорожных грузовых перевозок.
Предмет исследования – существующее документальное оформление грузовых железнодорожных перевозок.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно рассматриваются следующие задачи:
- сущность железнодорожных перевозок грузов;
- существующие методы оптимизации работы железнодорожного транспорта;
- обзор существующих методик совершенствования организации железнодорожных перевозок;
- оценка факторов, влияющих на организацию железнодорожных перевозок;
- разрабатка методологического подхода к решению поставленной задачи.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ источников глобальной сети Интернет;
- теоретический анализ и синтез. Систематизация научных и практических работ по данной тематике.
- методы математического моделирования и статистический метод.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1. Сущность железнодорожных перевозок грузов
Сущность и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте в части контейнерных перевозок рассматриваются в большом числе научных работ и прикладных исследований как российских, так и зарубежных авторов. В условиях увеличивающегося международного товарооборота тщательное внимание отводятся задачам организации логистического обслуживания, призванного обеспечивать снижение общих затрат на доставку контейнерных грузов [3, 5, 8, 40, 42].
Функционирование в области железнодорожных грузовых перевозок имеет собственной целью управление протекающими процессами с минимальными затратами и в фиксированные сроки.
Для достижения такой цели в управлении транспортными процессами необходимо применять логистические подходы.
В общем случае все методы и средства логистики нацелены на оптимизацию транспортной деятельности.
В мировой науке и практике отмечается, что ключевая миссия транспортного обслуживания подразумевает развитие и использование интегрированного комплекса мер и процедур, которые обеспечивают рост экономической безопасности государства, эффективную поддержку внешней торговли, а кроме того, сбор доходов в государственные бюджеты [15, 18].
Железнодорожный транспорт – это один из факторов, который создает условия для развития экономики нашей страны.
Железные дороги Российской Федерации занимают ведущее положение среди всех видов транспорта.
Некоторые авторы в своих публикациях [4, 8] отмечают, что контейнерезация перевозок является перспективным направлением развития железнодорожных грузовых перевозок в целом.
Авторы [9, 15] отмечают, что для ускорения переработки контейнеров и снижения эксплуатационных затрат необходимо развитие контейнерных терминалов и внедрение прогрессивных технологий.
Железная дорога как часть транспортной системы является важнейшим компонентом местной, национальной и региональной инфраструктуры, а также важной стратегической составляющей транспортной системы России в обеспечении международной торговли, перевозок грузов, развития и использования транзитного потенциала страны.
Железнодорожный транспорт представляет собой сложный хозяйственный комплекс. Железнодорожная сеть делится на дороги и отделения. 17 железных дорог отражены в табл. 1.
Таблица 1 - Железные дороги РФ
Наименование железной дороги Город, в котором располагается отделение дороги
Сахалинская Южно-Сахалинск
Дальневосточная Хабаровск
Забайкальская Чита
Восточно-Сибирская Иркутск
Красноярская Красноярск
Западно-Сибирская Новосибирск
Свердловская Екатеринбург
Южно-Уральская Челябинск
Северная Ярославль
Горьковская Нижний Новгород
Куйбышевская Самара
Приволжская Саратов
Северо-Кавказская Ростов-на-Дону
Юго-Восточная Воронеж
Московская Москва
Октябрьская Санкт-Петербург
Калиниградская Калининград
Схема управления ОАО «РЖД» представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Схема структуры управления ОАО «РЖД»
При помощи SWOT-анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон рассматриваемого предприятия можно установить, какой потенциал имеет исследуемое предприятие для своего дальнейшего развития [18].
Отдельного внимания заслуживает анализ бизнес-процессов предприятий железнодорожного транспорта.
Под бизнес-процессом предприятия железнодорожного транспорта понимается совокупность различных эксплуатационно-технических операций и сопутствующих работ, выполняемых согласно технологии, обеспечивающей переход системы входных ресурсов на основе их преобразования либо условий использования в систему выходов, имеющих ценность для заказчика.
Все бизнес-процессы предприятий железнодорожного транспорта подразделяются на основные, обеспечивающие, процессы управления и процессы развития. Так, для РЖД основными процессами являются:
- погрузка груза в вагоны;
- выгрузка груза из вагонов;
- перевалка грузов;
- процесс хранения груза;
- консолидация или накопление груза;
- расконсолидация груза и др.
Вспомогательными бизнес-процессами называются мероприятия, предназначенные для обеспечения и поддержания работоспособности основных процессов.
Для данного предприятия в качестве вспомогательных бизнес-процессов могут выступать:
- процесс поддержания инфраструктуры в исправном эксплуатационном состоянии;
- процесс IT обеспечения логистической деятельности;
- процесс снабжения ресурсами и пр. [7]
Обеспечивающие процессы не создают добавленной стоимости, но способствуют повышению эффективности протекания основных составляющих хозяйственной деятельности.
К бизнес-процессам управления относят процессы, которые охватывают весь комплекс управленческих функций на уровне организации в целом: управление персоналом, управление финансами и пр. К бизнес-процессам развития относят мероприятия по совершенствованию производимых услуг, мероприятия по развитию информационных технологий, а также различные инновационные процессы.
Отметим, что каждый бизнес-процесс при этом имеет свою цель, которая является критерием его эффективности.
Анализ финансовых результатов работы предприятия в динамике также является важнейшей характеристикой его финансового состояния и дальнейших перспектив развития.
Рассмотрим основное назначение показателей эффективности транспортного обслуживания.
Показатели эффективности транспортного обслуживания необходимы для планирования грузовых операций, учета, контроля и анализа выполняемых работ, оценки качества организации и технологии выполнения производственных задач.
Различают количественные и качественные показатели. Количественные показатели отражают объем погрузочно-разгрузочных работ (планируемый или фактически выполненный), качественные - характеризуют результаты работы того или иного предприятия железнодорожного транспорта.
Качественную сторону работы предприятия железнодорожного транспорта характеризуют следующие показатели:
- общая сумма прибыли;
- общая и расчетная рентабельность;
- динамика фонда заработной платы.
В составе грузооборота рассматриваемого предприятия также выделяют грузооборот грузов, предусмотренный основной номенклатурой.
В зависимости от планируемых (отчетных) периодов грузооборот подразделяется на следующие виды:
- годовой;
- квартальный;
- месячный;
- суточный.
Также на предприятиях железнодорожного транспорта проводится анализ грузооборота по клиентам.
ОАО «РЖД» является важным элементом целого ряда государственных стратегических, прогнозных и отраслевых документов.
Железнодорожный транспорт успешно справляется со своей основной ролью. Этому способствуют возможности осуществления круглогодичного регулярного движения, а также транспортировки основной части потоков массовых грузов.
Особое значение железных дорог обусловливается также большими расстояниями перевозок, развитием коммуникаций других
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гопкало, О.О. Тенденции и проблемы развития инфраструктуры для контейнерных перевозок в России // Логистика, 2017. - 53 с.
2. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / Г.М. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва.: Юрайт, 2017. - 834 с. - ISBN 978-5-9916-1368-2.
3.Джабраилов, А.Э. Логистика. Транспортно-логистические комплексы. - 2017.-386 с. – ISBN 978-5-394-00585-5.
4. Иванков, М.В. Трансформация финансово-экономического механизма функционирования железнодорожного транспорта [Текст] / М.В. Иванков. - Москва: Транспорт, 2017. - 175 с.
5. Капитонов, А.Е. Организация контейнерных перевозок на основе принципов логистики. Дисс. канд. техн. наук, 2019. 193 с.
6. Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика [Текст]: учебное пособие для студентов / Л. Э. Еремеева. - Сыктывкар: СЛИ, 2017.- ISBN 978-5-9239-0445-1.
7. Лапидуc, Б.М. Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь [Текст] / Б.М. Лапидус. - Москва: Интекст, 2018. - 384 с. - ISBN 978-5-904571-19-1.
8. Лапидус, Б.М. Регионалистика [Текст] / Б.М. Лапидус, Ф.С. Пехтерев, Н.П. Терешина. - Москва: УМК МПС России, 2018. - 422 с. - ISBN 5-89035-033-1.
9. Плетнева, Н.Г. Управление рисками в логистике. / Плетнева Н.Г. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИЭУ, 2017. - 126 с. - ISBN 978-5-88996-780-4.
10. Просветов, Г.И. Математические методы в логистике: учебное методическое пособие / Г.И. Просветов. - Москва: Изд-во РДЛ, 2018. - 272 с.- ISBN 978-5-94280-630-9.
11. Пласкова, Н.С. Экономический анализ: учебник / Н.С. Пласкова. - Москва: Эксмо, 2017. - 704 с. – ISBN 978-5-16-015915-7.
12. Неруш, Ю.М. Логистика / Ю.М.Неруш. - Москва: Проспект, 2018. - 520 с.- ISBN 978-5-534-12457-6.
13. Кириллова, А.Г. Методология организации контейнерных и контрейлерных перевозок в мультимодальных автомобильно-железнодорожных сообщениях. Дисс. док. техн. наук, 2017. - 335 с.
14. Лапидус, Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ) [Текст] / Б.М. Лапидус. - Москва: Изд-во МГУ, 2017. - 301 с. – ISBN 5-211-04254-9.
15. Единая транспортная система: учебник для вузов / под ред. В.Г. Галабурды. - Москва: Транспорт, 2017. - 303 с. – ISBN 5-277-02148-5.
16. Мирошниченко, О.Ф. Система управления экономическими результатами железнодорожных пассажирских перевозок [Текст] / О.Ф. Мирошниченко. - Москва: Издательство МЭИ, 2017. - 304 с. – ISBN 5-7046-0776-4.
17. Терешина, Н.П. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта: учебное пособие [Текст] / Н.П. Терешина [и др.] - Москва: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2018. - 224 с. – ISBN 5-89035-329-2.
18.Cargo.rzd.ru: информационный портал: сайт. - Красноярск,2022-. -URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9514/page/3104?id=271518 (дата обращения 17.04.2022).
19. Аникин, Б.А. Логистика: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2017. - 452 с. – ISBN 978-5-392-09201-7.
20. Бариленко, В.И. Анализ финансовой отчетности / В.И. Бариленко - Москва: КНОРУС, 2018. - 416 с. – ISBN 978-5-406-07937-9.
21. Боцвин, Д.В. Совершенствование организации контейнерных перевозок на основе консолидации участников транспортного процесса. Дисс. канд. техн. Наук, 2017. - 199 с.
22. Габбасова, В.В. Контейнерезация перевозок грузов на железнодорожном транспорте /В.В. Габбасова, Е.А. Дробина. // Молодой ученый. -2018.-№4 (108). - 351 с.
23. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник. - 21-е изд. - Москва: Дашков и К, 2017. - 246 с.- ISBN 978-5-91131-596-2.
24. Гайданенко, А. А., Гайданенко, О. В. Логистика: Учебник для бакалавриата. - Москва: КноРус, 2018. - 32 с.- ISBN 5-94727-232-6.
25. Герами, В. Д., Колик, А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 124 с.- ISBN 978-5-534-12806-2.
26. Гудков, Д.В. Основы логистики: учебник для ВУЗов. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2017. - 351с. – ISBN 978-5-9912-0132-2.
27. Еремеева, Л. Э. Транспортная логистика [Текст]: учебное пособие для студентов / Л. Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2017.- ISBN 978-5-9239-0445-1.
28. Иванов, С.Е. Транспортная инфраструктура: учебное пособие /С. Е. Иванов, Д. С. Панфилов. – Санкт-Петербург: Изд-во НМ-СУ «Горный», 2018.
29. Иловайский, Н.Д. Сервис на транспорте (железнодорожном) [Текст] / Н.Д. Иловайский, А.Н. Киселев. - Москва: Маршрут, 2017. - 585 с. – ISBN 5-89035-104-4.