Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В системе современного дошкольного образования происходят многочисленные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ.
Перед педагогами возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей. Необходимо формировать умения и способности детей к созданию чего-то нового и творческого. Нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. В связи с этим необходимо, начиная с младшего возраста ребенка уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.
Для развития творческих и художественных способностей дошкольников педагоги используют самые разнообразные виды продуктивной творческой деятельности детей.
Дети занимаются различными видами творческой деятельности, которые позволяют развивать воображение. Это может быть рисование, лепка, нетрадиционные виды изобразительных техник, ниткография и др. Все виды изобразительного искусства позволяют детям создавать яркие и выразительные образы.
Это важно и необходимо для развития воображения, для художественно-эстетического развития дошкольников. Этот процесс пробуждает интерес у детей к изобразительной деятельности. При этом совершенствуется мелкая моторика дошкольников и усиливается мотивация их творческой деятельности.
Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. Занятия изобразительной деятельностью, в том числе, с использованием нетрадиционных техник, способствуют развитию творческих способностей дошкольников, их воображения, наблюдательности, художественного мышления и др.
Объект исследования: воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития воображения.
Цель работы: теоретическое и практическое обоснование необходимости использования игровых технологий и методик как средства развития воображения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия воображение дошкольников.
2. Изучить средства и способы развития воображения дошкольников.
3. Описать условия процесса развития воображения дошкольников посредством игровых технологий и методик.
4. Предложить методические рекомендации по развитию воображения дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, включённое наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса воображения детей дошкольного возраста
1.1. Анализ понятия воображение дошкольников
Под творческим воображением понимают такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Эти образы и идеи могут представлять определенную ценность и могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности. Такой тип воображения также называют воссоздающим и связывают его с творческим мышлением и творческими способностями субъекта.
Под воображением понимают способность субъекта создавать новые образы, и преобразовывать их. Психологи говорят о воображении как о высшей психической функции. Они сравнивают его с такими функциями как внимание, память, восприятие, мышление и др. Воображение – это такая способность субъекта, которая необходима для развития у субъекта логического мышления и понимания разных абстракций.
Воображение в жизни человека играет особую роль. Воображение называют одним из важных психических познавательных процессов. Особенно важную роль играет воображение субъекта при развитии его творческих способностей. Воображение человека является важным качеством, которое необходимо развивать с самого детства [4].
Ещё в древности воображение людей рассматривали как неотделимую часть искусства и творчества. Аристотель и Платон также занимались исследованием понятия воображения. Они первыми поставили данную проблему как научную, проанализировали ее сущность и раскрыли основные черты.
Я.Л. Коломенский определял понятие «воображение» как форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Благодаря творческому воображению человек способен находить нестандартные решения каких-либо ситуаций, фантазировать, проектировать и др.
Повышение внимания дошкольного образования к проблемам личностного развития, в том числе, воображения, связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы развития личности дошкольника диктуется сложившейся практикой работы ДОУ. В ДОУ актуальна разработка программ и методик современных технологий личностного развития дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально- философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 17.04.2024).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс]/https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 17.04.2024).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 17.04.2024).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г.А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.М. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 144 с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2010. – 68 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Владос, 2010. – 367 с.
17. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 183 с.
18. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова. - М., 2009. – 175 с.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Феникс, 2009. – 272 с.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: Книга для учителя / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 17.04.2024).
23. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 17.04.2024).
24. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] / Руководство практического психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2016. – 144 с.
25. Филиппова Э.Б. Ниткография для начинающих [Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/02/09/nitkografiya-dlya-nachinayushchih (дата обращения: 17.04.2024).