Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция в демократическом государстве должна служить гарантией прав людей и препятствием на пути попыток ввести авторитарное правление, определяя и узаконивая суверенного носителя власти, а также основные инсти-туты и процедуры, с помощью которых действует суверен.
В действующей российской Конституции основой власти, источником ее легитимности и носителем выступает многонациональный народ. Хотя основной закон государства не оперирует понятиями «народный суверенитет» ибо «народовластие» эти термины широко используются в юриспруденции и поли-тологии, в большинстве случаев расцениваемые как тождественные.
Хотя понятие «народный суверенитет» имеет уже почти четырехсотлет-нюю историю, среди ученых юристов до сих пор не сложилось единого мнения относительно его правой сущности, форм и соотношения с такими понятиями как «государственный суверенитет» и «национальный суверенитет».
Реализация народного суверенитета предполагает достаточно высокую гражданскую активность значительной части населения страны, однако в настоящее время некоторые формы его проявления в России развиваются весь-ма медленно, что отчасти обусловлено дефектами правового регулирования, отчасти неверием народа в возможность реализации его воли.
Изложенные аргументы свидетельствуют в пользу актуальности избранной темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией народного суверенитета в Российской Федерации.
Предметом исследования являются закономерности, понятия, механизмы и иные моменты, определяющие в комплексе состояние народного суверенитета в современной России.
Цели и основные задачи исследования. Цель работы заключается ком-плексном анализе народного суверенитета как конституционно-правового ин-ститута.
Основными задачами исследования являются:
- провести анализ доктринальных подходов к определению понятия народного суверенитета;
- изучить конституционно-правовые основы народного суверенитета;
- проанализировать осуществление власти народа путем референдума и выборов;
- изучить участие граждан в правотворчестве;
- рассмотреть участие граждан в реализации судебной власти.
Методологическую основу исследования составляют всеобщий системно-диалектический метод, а также общенаучные и частно-научные методы. При-менялись методы восхождения от абстрактного к конкретному, дедукции и ин-дукции, использовались историко-правовой, формально- юридический, систем-ный и сравнительно-правовой методы исследования.
Теоретическую и нормативную основу исследования составляют доктри-нальные теоретические разработки по философии, политологии, общей теории права, конституционному праву, доступные решения судов, Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Конституция РФ и иные нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы народного суверенитета.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТАНАРОДА
1.1. Понятие народного суверенитета
В юридической науке, политологии и социологии понятие «суверенитет» прочно вошло в оборот. Прослеживая этимологию слова «суверенитет» можно отметить, что оно происходит от старолатинского «supevanus», «supevani», пе-решедшего в старофранцузское «sovreins», и означает «самодержавный», «наивысший», «абсолютный», «неограниченный». Суверен, т. е. властелин. Su-per (лат.) - над, т. е. верховенство, независимое от каких-либо сил, обстоятель-ств и лиц.
Основоположником учения о народном суверенитете стал французский просветитель XVIII в. Жан-Жак Руссо. В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он име-нует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под «народом» как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, «третье сословие», «трудящиеся» и т.д.), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т.д.).
С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утвержде-ния Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение су-веренитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа, по логике учения Руссо, означали бы отри-цание суверенитета как общей воли всего народа.
В советский период юридическая наука исходила из того, что народный суверенитет следует определять, как реальное экономическое, социальное и по-литическое положение народа, позволяющее ему обладать полновластием в обществе и государстве . На IV Съезде народных депутатов СССР Т.М. Шамба отметил: «Единственным носителем суверенитета является народ вне зависи-мости от его численности. А прямым продолжением суверенитета народа явля-ется суверенитет созданного им государства, а самоопределение квалифициру-ется как свободное обеспечение своего экономического, социального и куль-турного развития, исключающее насильственное удержание одного народа под властью другого» .
В энциклопедических источниках народный суверенитет определяется как полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами обще-ства и государства .
Известный ученый Б.С. Эбзеев рассматривает народный суверенитет как принцип конституционного строя . Близок к данной точке С.А. Авакьян, обос-новывающий производный характер государственного суверенитета от народ-ного .
Современная конституционная доктрина, в целом, исходит из конструкций советского периода, определяя народный суверенитет как конституционный принцип организации и функционирования власти народа.
В научной литературе представлено значительное количество дефиниций народного суверенитета.
А.Н. Кокотовым и М.И. Кукушкиным определяют суверенитет народа «как обусловленную общей волей граждан государства неограниченную власть народа, которая осуществляется во всех сферах жизни в установленных Кон-ституцией и законами организационно-правовых формах» , то есть их подход в определенной степени близок к подходу Д.Локка и Т. Гоббса, в части ограни-чения полновластия народа в заранее оговоренных формах, определенных нор-мативными установлениями государства, с другой, авторы отметают право народа на восстание. Аналогично подходит к вопросу Г.Н.
Носкова, которая использует термин народовластие синонимично термину суверенитет народа и определяет его как «конституционно установленная и гарантируемая принадлежность всей власти многонациональному народу Рос-сии, выражающуюся в возможности граждан РФ свободно осуществлять власть в полном соответствии со своей волей для удовлетворения потребностей и ин-тересов в различных сферах жизнедеятельности, используя для этого преду-смотренные Конституцией РФ и действующим законодательством формы» .
В современной конституционной доктрине господствующий является концепция народного суверенитета исходящего из его двойственного характера: с одной стороны, народный суверенитет явлеятся проявлением и сожержа-тельным наполнением государственного суверенитета где народ выступает ис-точником легитимной власти, с другой - народ выступает сувереном в том смысле, что является ностителем субъективно-властных прав, реализуя их через формы непосредственного и опосредованного (представительского) наро-довластия.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституци-онный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание зако-нодательства РФ. – 2004. – N 27. – Ст. 2710.
3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституци-онный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 г. // Собрание зако-нодательства РФ. – 2002. – №39. – Ст. 3641.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. – 2002. - № 106.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
6. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный закон от 20.08.2004 № 113–Ф3 (ред. от 16.02.202) // Российская газета. – 2004. – № 182.
Материалы судебной практики
7. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Рос-сийской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р.В. Ку-даева, Ф.Р. Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда [Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2010 № 8-П]. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультатнт плюс».
8. По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей ста-тьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жа-лобой гражданки А. С. Лымарь [Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 6-П]. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201603010001
9. По запросу Кировского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности положения пункта 1 части третьей статьи 31 Уго-ловно-процессуального кодекса РФ [Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 №1441-0]. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707190048
10. По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда [Постановление Конституционного Суда РФ от 22 мая 2019 г. № 20-П]. [Электронный ресурс] // Официальный ин-тернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905240029
11. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2004 г. № 7-О04-21СП // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 9.
12. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу № 7кпо03-24сп // Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. 2004. № 7. С. 22.
Литература
13. Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Россий-ской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2003. 153 c.
14. Гончаров А.А. Реализация принципа народовластия в организации и деятельности судебной власти России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Бел-город, 2008. 182 с.
15. Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации (сущность, со-держание, гарантии): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 2007. 237 с.
16. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в совре-менном мире: вопросы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. Волгоград, 2009. 540 с.
17. Ильина Е.В. Народный (национальный) суверенитет как правовая фикция // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7. С.76-78.
18. Климова М.И. Народный суверенитет как конституционный принцип // Вопросы современной юриспруденции. 2015. №1-2 (44). С. 25-29.
19. Ковлер А.И. Государственный суверенитет и «Суверенитет прав че-ловека» // Труды Института государства и права РАН. 2016. №2 (54). С. 81-88
20. Комарова В.В. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации (проблемы теории и практики): дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. Москва, 2006. 474 с.
21. Комиссарова Е.Л. Формы участия граждан в правотворчестве со-временной России // Вестник КемГУ. 2015. №4-2 (64). С. 231-236
22. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений / Безруков А. В. и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Ку-кушкин. 4- е изд., пересмотренное и доп. Москва: Норма: Инфра-М, 2010. 543 с.
23. Корецкая Т.П. Глобализация и проблемы обеспечения народного суверенитета Российской Федерации (часть 2) // Вестник Челябинского госу-дарственного университета. Серия: Право. 2019. №4. С. 21-27.
24. Купряшина Е.А., Черкасова Е.А. Участие граждан в отправлении правосудия в России и зарубежных государствах // ППД. 2018. №1. С. 25-28.
25. Назарова И.С. Современная концепция народного (общественного) представительства как конституционный способ обеспечения представительного характера законодательной власти // Вестник экономической безопасности. 2016. №2.С. 171-175.
26. Нечаев П.Ю. Принцип народного суверенитета: проблемы теории и практики // Ленинградский юридический журнал. 2014. №2 (36). С. 40-46.
27. Носкова Г.Н. Конституционно-правовые гарантии народовластия в современной России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2008. 250 с.
28. Осипова Н.В. Организационно-правовые основы становления и раз-вития института суда присяжных. Проблемы его деятельности в России: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Уфа. 2003. 213 с.
29. Пунга И.М. Реализация конституционного права обвиняемого на рассмотрение дел судом с участием присяжных // Вестник МФЮА. 2017. №2. С. 172-177.
30. Рагозин Н.П. Народный суверенитет, национальное государство и «право наций на самоопределение» // Культура и цивилизация (Донецк). 2015. №1-2 (2). С. 83-89
31. Стрекозов В. Г. Конституционное право России: учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 256 с.
32. Фискевич С.В. Оценка допустимости доказательств при производ-стве в суде с участием присяжных заседателей // Общество и право. 2012. №1 (38). С. 201-207.
33. Чашин, А. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 255 с.
34. Конституционное право России: учебник. 5–е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 592 с.