Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время проблема эмоционального развития ребенка все чаще привлекает внимание психологов исследователей. Это неудивительно, так как к концу XX века стало очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни лежит в основе практически всех психологических аспектов.
Первое проявление исследовательского поведения у ребенка отображается эмоциональной реакцией на новый объект или ситуацию. Первое правило усваивается вместе с эмоциональной реакцией со стороны матери.
Любой психолог-практик, работающий с детьми, мог бы продолжить этот список бесконечно. Несмотря на то, что все исследователи детства в разной степени обращаются к эмоциональному развитию и уже накоплен огромный опыт, вопрос теоретического понимания этой проблемы остается весьма актуальным.
В настоящее время значительная часть студентов сталкивается с трудностями в обучении. Согласно имеющимся данным, около 70% учащихся общеобразовательных школ нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% младших школьников имеют различные морфологические и функциональные отклонения и около 20% - отклонения психоневрологического характера. Современное традиционное школьное образование во многом основано на поддержании определенного уровня тревожности среди учащихся.
Самыми распространенными факторами, способствующими их тревожности, являются учитель, система оценок и экзаменов, а также неподходящие ожидания родителей относительно школьных успехов детей. Высокая тревожность - это субъективное проявление психологического стресса, что может приводить к общей дезорганизации деятельности и нарушению ее направленности и эффективности.
Тем не менее, влияние эмоционального состояния на интеллектуальную деятельность детей является очень значимым, особенно у младших школьников. Обусловлено это несовершенной функцией коры головного мозга, что проявляется в особенностях их поведения, организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не могут длительное время концентрироваться, склонны к возбудимости и эмоциональности.
Цель исследования: провести исследование эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект младших школьников.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы развития эмоциональных реакций младших школьников;
провести практическое изучение развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы
- метод наблюдения
- метод тестирования
База исследования:
_____________________________________________________
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие эмоциональной реакции. Виды эмоциональных реакций
Когда мы описываем человека, мы обращаем внимание на его эмоциональность. Одни и те же события могут оставить одних людей равнодушными, слегка волновать других, а вызывать сильное переживание у третьих.
Но что такое эмоциональное состояние? Литературно возможно встретить два понятия - «эмоции» и «чувства», которые часто используются как синонимы. Но на самом деле, эти понятия отличаются друг от друга.
В точном переводе на русский язык «эмоция» означает душевное волнение, душевное движение. Эмоции - это явления, которые выражаются в переживаниях человека относительно окружающей действительности и самого себя.
К. Изард, известный американский психолог, определил десять базовых эмоций. Давайте рассмотрим каждую из них более детально[22]:
1) Интерес-возбуждение - это ощущение увлеченности и любопытства, которое возникает относительно чего-либо или кого-либо. Оно может быть похоже на желание узнать, исследовать, расширить свои знания и опыт. Эта эмоция является главным двигателем познавательного процесса. Противоположностью интереса является скука, которая возникает при монотонной и однообразной деятельности.
2) Радость - это эмоция удовлетворения личных потребностей. Она ощущается как состояние наслаждения жизнью и приносит с собой прилив сил и оптимизм.
3) Страдание - это противоположность радости. Это состояние уныния, пассивности, утраты сил и одиночества, а в некоторых случаях - горя в его крайней форме. Страдание оказывает серьезное влияние на человека и играет важную роль в его духовном развитии.
4) Гнев - эмоция, возникающая в ответ на препятствия на пути к достижению цели или в ситуациях, когда возможности самореализации ограничены. Гнев может вызвать оскорбление, обман или унижение. Он приносит с собой прилив сил и может превратиться в ярость или аффектное состояние, когда человек теряет контроль над своими эмоциями.
5) Стыд - эмоция, особенно остро переживаемая при сравнении себя с другими. Человек может чувствовать себя плохим, никчемным, слабым или неудачником. Он может думать, что все видят его недостатки и презирают его. Легкой формой стыда является застенчивость. Стыд парализует мышление и негативно влияет на поведение, но при этом активизирует защитные механизмы личности.
6) Гордость - эмоция, которая возникает, когда человек осознает свою значимость, важность и достоинство и стремится продемонстрировать это другим. Гордость является основой для устойчивого отношения к себе.
7) Отвращение - эмоция, возникающая в отношении людей или явлений, которые воспринимаются как некрасивые, отталкивающие и т. д.
8) Презрение - эмоция, похожая на отвращение, но возникающая по отношению к людям, когда их поведение или личностные качества не соответствуют нравственным требованиям.
9) Вина - это чувство раскаяния и осуждения себя, когда человек чувствует, что не успел, не смог или не предупредил о чем-то. Человек желает искупить свою вину, помочь или попросить прощения. Принятие ответственности за свои поступки и способность испытывать чувство вины считаются важными составляющими зрелости личности.
10) Страх - последняя из десяти базовых эмоций, она возникает перед реальной или воображаемой опасностью.
Это основные эмоции, выделенные Кэрролом Изардом, которые играют важную роль в нашей жизни и взаимодействии с окружающим миром.
Возникающее при опасности и угрозе человеку эмоциональное состояние может быть описано как неуверенность, тревога, предчувствие беды, незащищенность и сильный ужас, переходящий в аффект.
Согласно К. Изарду, каждый человек обладает своим уникальным эмоциональным складом и склонностью к проявлению разных эмоций в разных ситуациях. При этом сила и интенсивность этих эмоций могут варьироваться и оказывать влияние на поведение человека[22].
Аффекты - это интенсивные эмоциональные реакции, которые могут привести к потере контроля над собой, проявляющиеся в крике и импульсивных истериках. Часто аффект возникает, когда задеваются важные для нас ценности. Например, Михаил Кутузов, великий русский полководец, всегда был спокойным и хладнокровным в сражениях. Однако во время бородинского сражения, когда немецкий генерал Вольцген передал ему сообщение о том, что русские войска бегут с поля боя, Кутузова охватил аффект гнева. «Вы видели? Вы видели?» - закричал он, нахмурившись, быстро вставая и наступая на Вольцгена. «Как вы смеете?! Как смеете, милостивый государь, говорить это мне!?» Эта ситуация раскрывает истинную сущность полководца и показывает его преданность родине[2].
Иногда люди в состоянии аффекта совершают действия, о которых потом сожалеют, так как не в силах контролировать свои эмоции. Психологи-практики советуют не допускать состояния аффекта, а если оно уже началось, то пытаться остановить его. Например, можно сосчитать до десяти или использовать техники, подобные тем, которыми пользовалась императрица Екатерина II, которая, когда замечала признаки гнева, набирала в рот воду и ходила из угла в угол, чтобы избежать принятия решений в таком состоянии.
Важно также избегать провокаций аффективных состояний у других людей, включая руководителей, которые имеют дело с разными характерами сотрудников. В случае, если руководитель замечает, что его подчиненный готов «вскипеть», то лучше закончить беседу в спокойном тоне, чтобы избежать конфликта.
Настроение, в отличие от аффекта, является длительным эмоциональным состоянием и связано со слабо выраженными положительными и отрицательными эмоциями, которые окрашивают все другие переживания, мысли и действия. Плохое настроение мешает общению, заставляет человека видеть мир мрачно, раздражаться на все: погоду, коллег, их смех[1].
Для повышения настроения западные имиджмейкеры и практические психологи рекомендуют использовать метод, известный как "Улыбайтесь!". Идея заключается в том, что несмотря на нахождение в плохом настроении, человек может сознательно выражать улыбку на своем лице - хотя бы несколько минут! - и его настроение обязательно улучшится. Похожий способ поднятия настроения применяется при прослушивании смешных записей на магнитофоне, которые способствуют появлению улыбки. Об этом говорил и Д. Карнеги: "Маска веселости переходит в веселость"[5].
Мало кто будет спорить с тем, что человек с позитивным взглядом на мир всегда находится в хорошем настроении и с ним легко и приятно общаться. По мнению Г. Ланге, радость омолаживает, так как усиливается приток крови к коже. В этом смысле дети, в состоянии радости способны прыгать и хлопать в ладоши, являются хорошим примером.
Стресс - это эмоциональное состояние напряжения, возникающее под воздействием сильных экстремальных факторов. Понятие "стресс" ввел канадский ученый-физиолог Г. Селье. Важной является не приятность или неприятность ситуации, с которой сталкивается человек, а интенсивность потребности в адаптации. Такие события, как изменение места жительства или поездка в отпуск, тоже могут вызвать слабый стресс[3].
Таким образом, любое событие может стать стрессором: боль, страх, угроза, перегрузка, необходимость принятия быстрого ответственного решения, сделать неожиданный выбор, ситуация неизвестности, любовный экстаз и творческий подъем. Во время эксперимента по измерению пульса тренеров футбольных команд было замечено интересное явление. За 5 минут до соревнования частота сердцебиения тренеров возрастала в среднем на 42 удара в минуту, а во время игры - на 63 удара. В сравнении: пульс тренера всегда превышал пульс любого игрока на поле.
Стресс в начальной фазе может быть полезным для организма, так как происходит мобилизация психологических сил. Но опасен дистресс - стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм и приводящий к истощению нервной и физической энергии. Однако здесь большую роль играет личность человека. У некоторых людей стресс увеличивает активность, повышает тонус организма, делая личность собранной и уверенной. У других же возникает снижение эффективности деятельности, появляется рассеянность, суетливость или даже агрессия.
Существуют научные исследования, подтверждающие связь между стрессом и возникновением физических заболеваний у человека. Хотя негативное влияние стресса на здоровье не следует преувеличивать, как уже отмечалось ранее.
В 1974 году психологи Фридман и Розенман провели исследование, в результате которого было установлено, что люди, занимающиеся работой, связанной с интенсивным стрессом, чаще сталкиваются с сердечными приступами. Это наблюдается особенно среди руководителей высокого уровня, так как их профессиональная деятельность требует быстрого принятия решений. Ученые пришли к выводу, что реакции человека на ситуации можно разделить на два типа: тип А и тип В. Люди типа А испытывают дух соперничества, они ставят перед собой высокие стандарты и даже дома продолжают думать о работе. Они лучше адаптируются к продолжительному стрессу, поэтому чаще страдают от сердечных заболеваний, чем люди типа В, которые относятся к своим обязанностям спокойнее и практичнее, не беспокоятся из-за того, что нельзя изменить, и оставляют свои заботы на рабочем месте[14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айгунова Ольга Александровна Особенности эмоционального интеллекта у математически одаренных в юношеском возрасте // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-u-matematicheski-odarennyh-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 18.04.2024).
2. Болаева, Г. Б., Максимовских, А. С. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста путем общения в исследованиях отечественных психологов // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta-putem-obscheniya-v-issledovaniyah-otechestvennyh-psihologov (дата обращения: 18.04.2024).
3. Гукаленко Ольга Владимировна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-kak-faktor-uchebnoy-i-sotsialnoy-uspeshnosti-shkolnikov-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 18.04.2024).
4. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. No4. с.63-70. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70
5. Добрин, А. В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психологосоциальной адаптации к начальной школе // Вестник НГПУ. 2020. №3.
7. Касимова, Р. Ш., Сиразиева, М. А. Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2.
8. Лаута, В. Н., Власенко, С. В, Корягина, О. В. Факторы академической неуспеваемости младших школьников // IIMI’/S&R. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-akademicheskoy-neuspevaemosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.04.2024).
9. Чакова, И. Работа педагогов по формированию эмоциональной культуры в условиях образовательной преемственности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-pedagogov-po-formirovaniyu-emotsionalnoy-kultury-v-usloviyah-obrazovatelnoy-preemstvennosti (дата обращения: 18.04.2024).
10. Нгуен, М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2022. - № 1. - С. 83 - 85.
11. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 2021. - С. 123 - 129.
12. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестн. практ. психол. образования. - 2021. - №1(6). - С. 30 - 38.
13. Адаптация теста Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е.А. Сергиенко и др. // Психологический журнал. - 2020. - Т.31. - №1. - С. 55-73.
14. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2010. C. 165
15. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2022. - № 5. - С. 57 - 65.
16. Белоконь, О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст]. - М., 2022. - 22 с.
17. Завьялова, Ж. Эмоциональный интеллект EQ [Текст] / Ж. Завьялова // Управление персоналом. - 2021. - № 7. - С. 40 - 42.
18. Изотова, М.А. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / М.А. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2020. - 288 с.
19. Мнения по поводу эмоционального интеллекта (Harvard Business Review, 1, 2003) [Текст] / Справочник по управлению персоналом. - 2020. - № 10. - С. 116 - 118.
20. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р.Д. Робертс [и др.] // Психология: журнал Высшей Школы Экономики. - 2021. - Т. 1. - № 4. - С. 28 - 35.
21. Ибахаджиев А.Х., Ибахаджиева Л.А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей в младшем дошкольном возрасте // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 115-118.
22. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. С. 34-50.
23. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. -Москва: Академия, 2021. - 288 с.
24. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2019. 576 c.
25. Ильина И. С. Нейропсихологическое изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2018. № 4 (23). С. 32-38.
26. Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 2023. С. 101-107.
27. Карамышева, Е.О. Эмоции человека / Е.О. Карамышева, Д. А. Головченко // Молодой ученый. - 2019. - №23. - С. 433-437.
28. Касимова З.Ш., Воробьева К.Р. Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста // News of Science and Education. 2019. Т. 2. № 3. С. 64-67.
29. Кириллова Д.С. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников // Наука сегодня: задачи и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 192-193.
30. Коробкина, Е.С. Я - концепция исследования младшеклассника: сформированность. Упражнение в соответствии с возрастом / Е.С. Коробкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2019. - № 24. - С. 28 - 34.
31. Королева Д. О. Современные психологические подходы к пониманию эмоций // Человек. Общество. Культура. Социализация. Материалы XVI Международной молодёжной научно-практической конференции. 2020. С. 329-335.