Фрагмент для ознакомления
2
В психолого-педагогической литературе проблему деятельности общения изучали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина; в работах Р.С. Бурре, Н.Д. Ватутина, А.В. Мудрика совершенствование педагогических процессов и гуманизация процесса подчеркивает важность общения.
Общение — это взаимодействие людей, участвующих в этом процессе, направленное на координацию и объединение их усилий для достижения общего результата. Основным и первым моментом в понимании общения является трактовка его как деятельности.
По мнению Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской и П.В. Растяникова, предпочтительнее использовать понятие "компетентность в общении", которое определяется как "способность индивида устанавливать и поддерживать необходимый контакт с человеком" [3].
Существуют также термины «коммуникативные умения», «навыки общения». А.Н. Леонтьев подробно описывает признаки коммуникативной компетентности как наличие навыков социальной перцепции или чтения по лицу, понимания (а не просто видения) психического состояния другого человека по внешним признакам, умение "проявлять себя" в общении [16].
Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.
Существуют три основные категории средств общения:
1. Экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, различные движения рук и тела, различный тембр голоса, выразительные вокализации);
2. Предметно - действенные средства общения (предметные движения; приближение, вручение предметов, удаление, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого, протягивание взрослому различных вещей);
3. Речевые средства общения (используются вопросы, ответы, высказывание, реплики). Данные категории средств общения возникают у детей в период раннего детства ребенка и составляют основные коммуникативные операции в детстве.
В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них, в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.
Из некоторых аспектов, которые характеризуют развитие разных структурных компонентов общения - потребностей, мотивов, операций и т.п., в возникают интегральные, целостные образования, представляющие собой определенные уровни развития коммуникативной деятельности. Упомянутые выше качественно специфические образования, которые представляют собой определенные этапы онтогенеза общения, были названы формами общения (А.В.Запорожец [8], М.И. Лисина [17]).
Основной подход к решению проблемы развития навыков общения представлен в работах советского психолога Л.С. Выготского: согласно концепции Л.С. Выготского, эффективность и качество процесса общения зависит от того, насколько субъект общения владеет навыками общения. Можно утверждать, что развитие навыков общения учащихся является одной из приоритетных задач школы, так как во многом зависит от уровня навыков общения субъектов общения [10].
Теоретические основы развития навыков общения личности в философском аспекте рассматриваются в трудах И.А. Ильясова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Соковнина и другие, в психолого-педагогическом аспекте данная проблема освещена в работах А.А.Бодалёва, А.А. Брудного, А.Б. Добровича, И.А. Зимней, М.С. Кагана, И.С. Кона, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, В.В. Усова, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и другие.
Учеными выявлена сущность навыков общения, и предложены методики ее развития. Изучению проблемы развития коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста посвящены работы отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, В.С. Мухиной, В.Н. Мясышева, Р.С. Немова и др.
Словарь по психологии определяет понятие "общение" как "взаимодействие между двумя или более людьми, состоящее в обмене информацией когнитивного или аффективно-оценочного характера". Из этого следует, что партнеры передают друг другу определенный объем новой информации и достаточную мотивацию, что является необходимым условием для того, чтобы акт общения состоялся.
М.С. Коган понимает общение как информационную связь между субъектом и конкретным объектом (человеком, животным или машиной). Она выражается в том, что субъект передает информацию (знания, идеи, коммерческие сообщения, фактические сведения, инструкции и т. д.), а получатель принимает, понимает, правильно усваивает и действует соответствующим образом. При этом, как процесс и следствие общения, состояние одного партнера трансформируется в состояние другого партнера [18].
И. А. Зимняя предложила использовать системный коммуникативно-информационный подход в исследовании данного феномена. Данный подход позволяет определить условия, критерии и методы повышения эффективности общения в соответствии со спецификой протекания психических процессов в условиях передачи информации в канал коммуникации [15].
С точки зрения деятельностного подхода, общение - это сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий из необходимости совместной деятельности, включающей элементы обмена информацией и выработку общих стратегий восприятия, взаимодействия и понимания других людей.
Потребность в общении - один из важнейших аспектов человеческой жизни. В отношениях с окружающим миром мы предоставляем информацию о себе, в ответ получаем интересующую нас информацию, анализируем ее и на основе этого анализа планируем свою деятельность в обществе. Насколько эффективной будет эта деятельность, зависит от получаемой информации, ее качества и, в свою очередь, от доступности и коммуникативного опыта участников отношений.
Чем раньше приобретается этот опыт, тем богаче средства общения и успешнее взаимодействие. Таким образом, самореализация и самоактуализация человека в обществе напрямую зависит от уровня сформированности его коммуникативной культуры.
Начиная с 6 лет дети проводят больше времени со своими одноклассниками, большинство из которых одного пола. Передача дел увеличивается, достигая пика в 12 лет. Популярные дети лучше адаптируются, чувствуют себя комфортно со своими сверстниками и склонны к сотрудничеству с ними [7].
Общение происходит при помощи основных средств:
1.Язык – это система символов, способ связи символов с символами, средство коммуникации, функционирующее как инструмент для выражения мыслей, чувств и воли. Слова и правила, используемые в данном языке, единообразны, поэтому люди могут общаться на этом языке. Если один человек произносит слово "стул", он уверен, что все его собеседники понимают это слово под одним и тем же понятием — это и есть объективное социальное значение слова, которое называется языковой особенностью. Однако это объективное значение слова воспринимается каждым человеком по-разному, поэтому они не всегда могут правильно понять друг друга.
2. Интонация - это характеристика предложений и отдельных слов, включающая тон голоса, громкость, темп и ритм речи. Интонация, наряду с ударением и тоном, образует просодическую систему языка и может придавать разное значение одному и тому же предложению.
3. Мимика - "Это выразительное движение лицевых мышц, одна из выразительных форм определенных человеческих эмоций" [17].
4.Жесты как средство общения часто передаваемая информация сопровождается мимикой, жестами, прикосновениями.
Дистанция в общении между людьми определяется степенью доверия к собеседнику культурных и национальных традиций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулина А. В. Оценка сформированности навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – №. 4. – С. 40-50.
2. Бурыкина Н. М., Белкина П. А. Особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития //Специальное и инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. – 2020. – С. 59-64.
3. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте : практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Санкт - Петербург: Питер, 2019. – 272 с.
4. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка: учебное пособие /Леонид Венгер. – М.: Педагогика, 2019. – 172 с.
5. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения школьников с задержкой психического развития / Ольга Виноградова // Практическая психология и логопедия. – 2020. – №2. – С.53-54.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь: учеб. пособие / Лев Выготский. – Москва: Лабиринт, 2019. – 416 с.
7. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника: учебное пособие / А. В. Запорожец; под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – Москва: Просвещение, 2020. – 351 с.
8. Кемешова А. М. и др. Особенности развития навыков общения детей с задержкой психического развития через игровую деятельность //Вестник КазНПУ имени Абая серия «Специальная педагогика». – 2022. – Т. 68. – №. 1. – С. 99-102.
9. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2019. – №. 15. – С. 151-155.
10. Конева, О. Б. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками сборник науч. тр. / О. Б. Конева, Н. А. Батурина // Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск, 2021. – С. 45-61.
11. Комарова А. А. Потенциал моделирования ситуации успеха при формировании коммуникативных навыков у младших школьников с зпр в инклюзивном классе //научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики. – 2023. – С. 273-276.
12. Корсини Р. Психологическая энциклопедия/Р. Корсини, А. Ауэрбаха — М.: СПб, 2012. - С.234
13. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: учебник для вузов / Алексей Леонтьев. – Москва: Педагогика, 2020. – 320 с.
14. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус ; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – Москва: Просвещение, 2019. – 169 с.
15. Переслени Л. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики/Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии — 2011. – с.154
16. Растянников А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению/А. В. Растянников, 2012.
17. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод. пособие для учит. нач. школы, психологов, воспитателей и родителей/В. Н. Романюта. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2020 -с.134.
18. Семионова В. С. Условия развития коммуникативной компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. – 2024. – с.87
19. Смирнова Е. О. Детская психология / Смирнова Е. О. — М.: Владос, 2019 – с.246.
20. Сорокина А. В. Способы развития коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР //Человек в современном мире: пространство и возможности для личностного роста. – 2023. – С. 74-77.
21. Сухонина Н. С. Формирование межличностных отношений школьников с ЗПР: практические аспекты //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 78-2. – С. 253-256.
22. Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития/Р. Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2021. – с.234
23. Тихомирова Л. Ф., Лукина А. А. Формирование навыков речевого общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзии //Специальное и инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. – 2020. – С. 41-45.
24. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. / Галина Урунтаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2019.– 368 с.
25. Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособ. для учит. и спец. кор.-разв. обуч. / под ред. С. Г. Шевченко — М.: Аркти — 2019. А.
26. Яяева Э. С., Свириденко И. А. Создание специальных образовательных условий для развития навыков общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в контексте современных требований //Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – №. 5. – С. 936-938.