Фрагмент для ознакомления
2
Творческие способности детей дошкольного возраста, включающие в себя способность генерировать оригинальные и эффективные решения проблем, считаются критическими для когнитивного и социального развития; значимость этих способностей хорошо документирована в различных педагогических и психологических дисциплинах. Определение творческих способностей предполагает понимание их многогранной природы, включающей в себя как генерирование новых идей, так и способность реализовать эти идеи культурно значимыми способами [Выготский, 1997, с. 91]. Актуальность развития этих способностей с раннего возраста имеет решающее значение, поскольку ранние этапы развития имеют решающее значение для создания когнитивных основ, необходимых для будущего успеха в образовании.
В литературе, посвященной развитию творческих способностей у дошкольников, выделяется целый ряд педагогических подходов, направленных на развитие творческих способностей через музыкальное образование. Установлено, что интеграция музыкальных цифровых технологий в дошкольное образование способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем [Dongauser et al.] Аналогичным образом, игровые методы в музыкальной деятельности предлагают динамичный и интерактивный опыт обучения, способствующий не только развитию творческих способностей, но и более глубокому эмоциональному и культурному пониманию детей [Rahulina, 2023].
Результаты эмпирических исследований, проведенных, н-р., Лю (2023), свидетельствуют о том, что регулярное участие в музыкальных занятиях может привести к заметному улучшению способностей детей к творческому мышлению, что указывает на прямую зависимость между структурированным музыкальным воздействием и когнитивным развитием у детей дошкольного возраста [Liu, 2023]. Аналитическое сопоставление различных методов музыкального образования в различных культурных контекстах также выявляет разнообразное влияние на развитие творческих способностей; такие сравнительные анализы подчеркивают адаптивность и эффективность адаптированных образовательных программ [Chen, 2017, p. 9646].
Как итог, научный дискурс о развитии креативности через музыкальное образование у дошкольников весьма обширен и поддерживает идею о том, что раннее, структурированное музыкальное обучение может играть преобразующую роль в когнитивном развитии. Настоящее исследование вносит вклад в этот продолжающийся диалог путем дальнейшего изучения того, как конкретные образовательные вмешательства – такие, как те, что используются в проекте «Архипелаг творчества», – могут эффективно использовать и усиливать творческий потенциал маленьких учеников, тем самым закладывая фундамент для обучения и инноваций на протяжении всей жизни.
Музыкальное образование играет важнейшую роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста; оно выступает не только как средство художественного самовыражения, но и как катализатор когнитивного развития и социальной интеграции. Благодаря систематическому занятию музыкой – ритмом, мелодией и гармонией – у детей формируются сложные нейронные пути, необходимые для творческого мышления и решения проблем.
Многогранное влияние музыки на творческие способности можно описать с помощью различных когнитивных концепций: в частности, «нейропластичности» – способности мозга реорганизовывать себя, формируя новые нейронные связи на протяжении всей жизни, особенно стимулируемой сенсорным опытом, таким как музыка [Выготский, 1997]. Исследования показали, что музыкальное обучение улучшает «исполнительные функции», которые включают решение проблем, память и гибкость поведения – все важнейшие компоненты творческого мышления [Chen, 2017]. Кроме того, навыки слухового различения и воспроизведения, отточенные в процессе музыкального образования, способствуют развитию не только музыкальных способностей, но и творческого и критического мышления в широком смысле.
Влияние музыкального образования распространяется не только на когнитивное развитие, но и на эмоциональную и социальную сферы; оно способствует развитию «эмоционального интеллекта», ключевого компонента творческих процессов, помогая детям понимать и выражать свои собственные эмоции, а также сопереживать другим [Saraieva, 2021]. Такая эмоциональная глубина очень важна, поскольку она обогащает творческий потенциал ребенка и его способность к «дивергентному мышлению» – стилю мышления, позволяющему генерировать множество новых идей [Rahulina, 2023]. Дивергентное мышление на уроках музыки поощряется с помощью импровизации, композиции, интерактивного пения и игры – основных видов деятельности, которые заставляют учеников вносить уникальный вклад, а не просто повторять заданные инструкции.
А совместный характер многих музыкальных занятий, таких как ансамблевая игра и хоровое пение, способствует развитию «социально-когнитивной гибкости», которая предполагает адаптацию когнитивных процессов для рассмотрения других точек зрения или совместной работы над творческими проектами [Liu, 2023]. Этот аспект музыкального образования не только улучшает социальные навыки, но и закладывает более глубокий уровень креативности, вовлекая детей в творческий процесс, который является как индивидуальным, так и коллективным.
На практике роль музыкального образования в развитии креативности реализуется с помощью различных педагогических стратегий, включающих «активное вовлечение», «взаимное обучение» и «мультимодальное обучение», в которые наряду с музыкой входят движение, изобразительное искусство и драматизация. Эти стратегии обогащают образовательный опыт и стимулируют творческое мышление и инновации у маленьких учеников, предоставляя им разнообразные сенсорные входы и выразительные выходы [Dongauser et al., 2020].
Значит, роль музыкального образования в развитии креативности у дошкольников глубока и многогранна. Приобщая детей к музыкальному образованию с раннего возраста, педагоги не просто учат их петь или играть на инструменте, а формируют их когнитивное, эмоциональное и социальное развитие т.о., что закладывается прочный фундамент для творчества и обучения на протяжении всей жизни. Подобное целостное воздействие подчеркивает необходимость интеграции музыкального образования в учебные программы для детей младшего возраста, чтобы воспитать поколение инновационных, вдумчивых и сопереживающих людей.
1.2. Анализ существующих методик музыкального образования для дошкольников
Сравнительный анализ показывает, что в разных странах существует широкий спектр методик музыкального образования дошкольников; каждая из них направлена на развитие уникальных культурных и образовательных философий, преобладающих в этих регионах. В США акцент делается на творческой импровизации и использовании цифровых инструментов на музыкальных занятиях [Dongauser et al., 2020, p. 190], в то время как в европейских странах, включая Скандинавию, часто применяются целостные методики музыкального образования, которые объединяют движение и музыкальное выражение, способствуя тем самым многомерному опыту обучения [Saraieva, 2021, p. 58].
В азиатских странах, в частности в Китае и Японии, музыкальное образование более жестко структурировано; традиционные музыкальные формы часто преподаются для развития дисциплины и точности, которые высоко ценятся в этих культурах [Chen, 2017, p. 9646]. Напротив, методики в Австралии и Новой Зеландии, как правило, сосредоточены на общинном музицировании и рассказывании культурных историй с помощью песен, что соответствует их сильным коренным музыкальным традициям и современным педагогическим стратегиям [Liu, 2023].
Эти разнообразные подходы не только отражают, но и усиливают различные образовательные результаты, наблюдаемые в этих регионах; н-р., американские системы музыкального образования, основанные на использовании технологий, направлены на развитие творческих и когнитивных навыков с помощью интерактивных платформ [Dongauser et al., 2020, p. 189], в то время как более общинные и основанные на повествовании подходы, наблюдаемые в Океании, направлены на укрепление социальных связей и культурной идентичности среди молодых учеников [Rahulina, 2023].
При этом эффективность этих разнообразных образовательных методов подвергалась тщательному изучению в рамках различных оценочных парадигм. Эмпирические исследования, проведенные такими учеными, как Вышпинская (2021), показывают, что, хотя традиционные методы, ориентированные на заучивание и повторение музыкальных гамм и произведений, могут развивать техническое мастерство, они могут не стимулировать творческое мышление или эмоциональную выразительность так же эффективно, как более современные интерактивные методы [Vyshpinska, 2021].
Более того, интеграция музыкального образования с другими видами творчества, как это происходит в междисциплинарных программах, показала более высокий уровень творческой отдачи у дошкольников [Garber & Ivanov, 2021, p. 49]; такие интегративные подходы подчеркивают преимущества разнообразной педагогической направленности, выходящей за рамки традиционных методов обучения музыке.
Если подвести итог, то анализ существующих методик музыкального образования в разных странах дает богатое разнообразие подходов, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в траектории развития детей дошкольного возраста. Эти методы, варьирующиеся от высокоструктурированных до свободно импровизационных, подчеркивают адаптируемость музыкального образования к различным культурным контекстам и его внутреннюю ценность как многогранного инструмента для когнитивного, социального и эмоционального развития. Постоянная оценка и адаптация этих методов по-прежнему имеет решающее значение для оптимизации воздействия музыкального образования на маленьких учеников во всем мире.
Существующие программы музыкального образования для детей дошкольного возраста, несмотря на разнообразие их структуры и методологии, обладают рядом преимуществ и недостатков, которые проявляются в зависимости от конкретных образовательных целей и культурных контекстов, в которых они реализуются. Среди основных преимуществ – повышение нейрокогнитивной гибкости – термин, отражающий способность мозга адаптироваться к новой информации и среде с помощью творческих и критических процессов мышления, которым способствует музыкальное занятие. Эта гибкость имеет решающее значение для развития исполнительных функций, которые включают планирование, решение проблем и внимание к деталям – все навыки, которые в значительной степени развиваются благодаря систематическому музыкальному обучению.
Доказано, что музыкальное образование способствует развитию лингвистических способностей, поскольку ритмические и мелодические компоненты музыки отражают языковые; т.о., дети, получившие музыкальное образование в раннем возрасте, часто демонстрируют развитые вербальные навыки и фонетическое восприятие. Эта связь дает основополагающее преимущество в общей успеваемости, поскольку лингвистические навыки являются неотъемлемой частью большинства образовательных программ.
Однако эти программы не лишены недостатков. Одним из существенных недостатков является зачастую неравный доступ к качественному музыкальному образованию, который можно наблюдать в разных социально-экономических слоях общества. Высококачественные программы, включающие в себя новейшие технологические средства и квалифицированных преподавателей, зачастую недоступны для малообеспеченных слоев населения, что приводит к неравенству в результатах образования, которое может увековечить более широкое социальное неравенство. Кроме того, опора на традиционные методы обучения, в которых упор делается на повторение и подражание, а не на творческое самовыражение, может подавить творческие способности и оттолкнуть детей, которые в противном случае могли бы преуспеть в менее жесткой образовательной среде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия / О.И. Алексеева // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – № 3. – С. 34-41.
2. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика / Э. Бутенко;- Москва : Прикосновение, 2005. – 127 с.
3. Венгер А.А. Педагогика способностей. – М: Просвещение, 1988 – 106 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1997 – 93 с.
5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев.; Москва : ВЛАДОС, 2002. – 208 с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб Питер Ком, 1999.
7. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 160 с.
8. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. 205 с.
9. Ланцова Т.И. Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога // Молодой ученый. 2017. №3.1 (137.1). С. 12
10. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев; Москва : Просвещение, 1985. – 175 с.
11. Лопухов А.В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. – Изд. 4-е, стер. ; Санкт-Петербург : Планета музыки ; Лань, 2007. – 343 с.
12. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.
13. Насыбуллина Э.М. Роль народной хореографии в современной системе образования / Э.М. Насыбуллина // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки, – 2012. Том 135, № 10. – С. 236-241.
14. Осокина В.Н. Особенности использования информационных технологий на уроках эстетического цикла в начальной школе. //сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 163-166.
15. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме / В.И. Сидоренко; Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 480 с.
16. Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-1. С. 78-87.
17. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности : сборник статей и материалов научно-практической конференции ученых и практиков сферы образования и культуры, 26 февр. 2002. – Самара : Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 2003. – С. 23-32.
18. Телегин, А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств / А. А. Телегин; – Самара : Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 2005. – 229 с.
19. Chen, J., 2017. Research on the Development of the Preschool Children’s Musical Ability. DEStech Transactions on Social Science, Education and Human Science. https://doi.org/10.12783/DTSSEHS/MESS2016/9646.
20. Dilshodbekovna, Y., 2023. DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN. Eurasian Journal of Academic Research. https://doi.org/10.37547/ejar-v03-i02-p4-125.
21. Dongauser, E., Nezhinskaya, T., & Glazyrina, E., 2020. Development of Creative Abilities of Preschool Children Using Musical Digital Technologies. , pp. 187-191. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.034.
22. Garber, A., & Ivanov, D., 2021. Development of Creative Abilities in Preschool Children Through Play. Bulletin of Science and Practice. https://doi.org/10.33619/2414-2948/70/49.
23. Liu, Y., 2023. The Influence of Music Activities on Children’s Creative Thinking Development. SHS Web of Conferences. https://doi.org/10.1051/shsconf/202318004001.
24. Rahulina, M., 2023. GAME METHODS OF DEVELOPING PRESCHOOL CHILDREN’S CREATIVE ABILITIES WITHIN MUSICAL ACTIVITIES. Aesthetics and Ethics of Pedagogical Action. https://doi.org/10.33989/2226-4051.2023.27.282145.
25. Saraieva, I., 2021. ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN. , pp. 56-63. https://doi.org/10.28925/1609-8595.2021.1.7.
26. Vyshpinska, Y., 2021. Formation of Creative Personality of Students Majoring in «Preschool Education» in the Process of Studying the Methods of Musical Education. ATEE 2020 – Winter Conference. Teacher Education for Promoting Well-Being in School. Suceava, 2020. https://doi.org/10.18662/lumproc/atee2020/38.