Фрагмент для ознакомления
2
Тоталитарная модель взаимодействия предполагает, первенство государства над правом (этатистский подход). Государство создает право и пользуется им как инструментом своей политики. Право находится в полном подчинении государства. Под законностью в такой модели понимается воля государства, а не чьи-то субъективные права и интересы. Такая модель сводится к соотношению цели и средства и опирается на марксистское понимание о государстве и праве. Данное понимание были широко распространено в учебной и научной литературе.
В либеральной модели соотношения главенство принадлежит праву по отношению к государству. В основе модели лежит теория общественного договора. Государство ограничено правом, естественный закон нерушим, субъективные права индивида неотчуждаемы. Государство это продукт права и форма соотношения государства и права - это «средства-цели».
Ряд учёных-юристов выделяют преимущества либеральной модели перед тоталитарной . Но в правовом государстве право и государство не меняются местами. Сущность правового государства состоит не в признании верховенства государства или права. Под правовым государством следует понимать, то развитое государство, цивилизованное государство, которое признает верховенство прав и свобод человека и гражданина. В такой формуле не отдаётся приоритет государству или праву. Государство заботится о правах и свободах человека и гражданина, принимает легитимные законы, которые соблюдаются, не допускает распространение коррупции. Правовым государство становится при цивилизованности общественной жизни общества, а не при помощи возвышения по отношению к праву. Государство само по себе должно развиваться до той степени пока оно не будет выражать истинные интересы общества и создавать справедливые законы.
Нельзя противопоставлять государство и право друг другу - ведь это диктует современная реальность. Данная мысль отражена в прагматической модели взаимоотношения государства и права.
Право выступает государственным регулятором общественных отношений - таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее - государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Представляется некорректным исходить из принципа, что первично и что вторично или рассматривать их с позиций цели и средства. Важны и нужны оба эти института: один - как организация силы, другой - как форма выражения воли. В их логической связке объективную ценность имеет не только право (о чем в последнее время чаще всего говорят и пишут), но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходимой.
Сторонники данного похода считают, что рассматривать взаимосвязь государства и права не имеет однозначного причинного характера. Их соотношение видится достаточно сложным: право и государство не могут друг без друга существовать, между ними есть функциональная связь. Данная модель позволяет более точно связь между изучаемыми явлениями, всесторонне изучить вопрос о взаимовлиянии друг на друга права и государства. Наличие двухсторонней связи между государством и правом позволяет исключить узко-нормативного подхода: признается первичность права, признается приоритет государства и др. Связь государства и права заключается в следующих принципах:
- государство не порождает и не производит право;
- государство является подчиненной и зависимой силой праву;
- право является мощным средством, которое поддерживает и усиливает роль права, увеличивает авторитет государства в общественной жизни;
- право определяет государству меру управления общественными процессами.
Из прагматической модели выделяются три главные аспекта: единство, различие, взаимодействие.
В единстве отражены экономические, культурные, типологические аспекты общности исторической судьбы, которые гарантируют права и свободы личности. Государственное и правовое развитие это совместный процесс, который изучается наукой теории государства и права. Разрыв государства и права отразился бы на научном осмыслении изучаемых понятий, этих двух основных феноменов. Государство и право взаимосвязаны, являются автономными, самостоятельными образованиями.
Различия вытекают из общественной природы государства и права. Под государством понимается политико-территориальная организация публичной власти, а под правом система норм, которая выступает регулятором поведения людей. Государство выражает силу, а право волю. Отсюда их разное социальное назначение. Но общее между ними лежит в форме, структуре, содержанию, элементах.
Взаимодействие выражается во взаимовлиянии государства и права. Государство создает, изменяет, совершенствует право. Этот процесс осуществляется непрерывно. Государство способствует распространению права в социальном пространстве, обозначает обязательность его исполнения. Но возможности государства не безграничны, что повышает социальную ценность права. Право же тоже накладывает значительный отпечаток на государство. Это проявляется в вопросах внутренней организации и деятельности государства. Право создает юридические гарантии от узурпации власти одной ветвью власти, незаконным присвоением власти. При помощи права реализуются цели, средства, задачи государства, закрепляется конституционный строй, закрепляются права и свободы граждан. Без права воля государства не может быть признана общеобязательной.
Данный подход больше всего преобладает в правовой науке. Анализ взаимоотношения государства и права в данной модели очень важен и имеет большое значение для применения на практике.
Так, взаимодействие государства и права сводится к следующим формам:
1. Единство государства и права. Государство и право это социальные регуляторы. Они дополняют друг друга при выполнении своего социального предназначения. Государство и право одинаково связаны с экономической, духовной, культурной, политической стороной жизнью общества.
2. Отличие государства и права, которое заключается в форме, содержании, структуре. Роль государства - это обеспечение общественного порядка, а права создание порядка для реализации юридического механизма.
3. Взаимодействие государства и права, которое проявляется в различных формах взаимовлияния. Через право формируется внутренняя система государства, внутренняя форма и структура, которая устанавливает основные направления государственной деятельности.
4. Противоречие государства и права, которое возникает в случае выхода государственной власти из-под контроля общества, приводящий к произволу государства.
Государство и право является результатом социализации человека. Государство и право являются эффективными средствами упорядочения отношений между людьми, средством согласования, выражением зашиты публичных и частных интересов. С момента возникновения они действуют как единый слаженные организационно-управленческий комплекс, объективно нуждаются друг в друге и раздельно существовать не могут.
В науке выделяется также два основных подхода к пониманию взаимодействия государства и права - это этатистический и естественно-правовой (либеральный).
Этатистический подход признает главенство государства. Так, согласно этому подходу, государство является преобладающим фактором по отношению к праву, право санкционируется государством.
Относительно естественно-правового подхода право, наоборот, является главенствующим по отношению к государству. Государство должно быть подчинено праву.
Есть также и третий подход, который не отдает главенствующее положение ни одной из сторон, а заключается во взаимосвязи государства и права.
Так, исходя из изученных точек зрения, подходов к пониманию государства и права, можно констатировать, что государство и право - два взаимосвязанных явления. Одно не может существовать без другого и наоборот. На разных этапах исторического развития в большей или меньшей степени государство влияло н право или же наоборот. Право не сможет обойтись без государства, государство же без права не сможет обойтись, в различных его проявлениях .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Юрайт, 2018. - 367 с.
3. Власенко Н. А. Методологические проблемы современной теории права / Н.А. Власенко // Журнал российского права. – 2019. – № 4. – С. 5–19.
4. Власова Т.В. Теория государства и права : учебник / Т. В. Власова, В. М. Дуэль. – Москва : Российский государственный университет правосудия, 2017. – 352 c.
5. Клишас А.А. Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с.
6. Кожевников В. В. Общая теория государства и права: в защиту базовой, методологической науки / В.В. Кожевников // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2018. – № 4. – С. 72–79.
7. Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 521 с.
8. Любашиц В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев – 3-е изд. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 526 с
9. Малахов В.П. Теория государства и права : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. П. Малахов, И. А. Горшенева, А. А. Иванов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 159 c.
10. Малько А.В. Теория государства и права : учебник / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин, П. А. Гук [и др.] ; под редакцией А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2016. – 432 c.
11. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. М. Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 784 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – 6 е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
13. Наумов С.Ю. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 496 с.
15. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2019. – 832 с.
16. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Т.Н. Радько. – Москва: Проспект, 2020. – 175 с
17. Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность Учебное пособие / Н.Я. Соколов. – М.: Проспект, 2019. – 354 с.
18. Соловьев А.Ю. Теория государства и права : учебное пособие / А. Ю. Соловьев. – Тула : Институт законоведения и управления ВПА, 2018. – 184 c.
19. Сорокин В.В. Позитивистский подход к правопониманию: опыт, перспективы / В.В. Сорокин // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 4. – С. 54-57.
20. Старков О.В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ.ред. О. В. Старкова. – 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 372 с.