Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи является одной из главных задач в процессе обучения младших школьников. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.
По наблюдениям педагогов и методистов (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.), детская речь однообразна, бедна формами, грешит ошибками в построении предложений. Дети не умеют излагать свои мысли, особенно в письменной форме [].
Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением создания текста типа рассуждения []. Общеизвестно, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. Особенно явно данная проблема проявляется в старших классах. Как известно, в последние годы в наших школах проводится единый государственный экзамен по русскому языку, который включает в себя различные виды заданий. Одно из заданий предусматривает написание сочинения-рассуждения по тексту. Исходный текст, который предлагается выпускникам, также представляет собой рассуждение. В этом тексте, как правило, содержится проблема и выражается авторское отношение к ней. Следовательно, у выпускников школ должно быть обязательно сформировано умение создавать тексты-рассуждения. Поскольку текст-рассуждение является самым сложным типом текста, то работа по формированию данного умения начинается уже в начальной школе. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО выделяются требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, где метапредметные результаты освоения программы НОО должны отражать овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией []. Поэтому изучение младшими школьниками текста-рассуждения, является одной из основных задач практического обучения русскому языку. В связи с этим мы обратились к исследованию проблемы изучения текста-рассуждения младшими школьниками на уроках русского языка, являющейся актуальной в практической деятельности учителя и учащихся.
Объект исследования – процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования – организация изучения младшими школьниками текста-рассуждения на уроках русского языка.
Цель исследования – выявить особенности организации изучения младшими школьниками текста-рассуждения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) Раскрыть лингво-методическую основу понятий «текст», «рассуждение», «текст-рассуждение».
2) Раскрыть специфику методических приемов формирования умений младших школьников в процессе написания текстов-рассуждений.
3) Выявить особенности организации работы при изучении текста-рассуждения в УМК «Школа России».
4) Выявить у учащихся качество сформированности умения создавать тексты-рассуждения.
5) Установить проблемы в деятельности учителя в организации обучения младших школьников написанию текстов-рассуждений.
6) Сформулировать методические рекомендации учителю в обучении младших школьников созданию текстов-рассуждений.
Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической и лингво-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, классификация. Эмпирические: метод педагогических наблюдений; контент-анализ письменных текстов; изучение педагогического опыта и опытническая работа; диагностический эксперимент; методы опроса; методы экспертных оценок (рейтинга) и самооценки; метод диагностирующих контрольных работ. Педагогический эксперимент: констатирующий.
База исследования – МКОУ «Новодраченинская СОШ» Заринский район, Алтайский край; 2-3 класс; 17 детей; 1-2 учителя.
Глава, параграф Задача и метод исследования
Введение Обосновать методологический аппарат.
Теоретический (анализ литературы), эмпирический (наблюдение, анализ опыта работы).
Глава 1. Теоретические основы изучения младшими школьниками текста-рассуждения на уроках русского языка Выявить и обосновать теоретические основы темы исследования.
1.1 Лингво-методические основы понятий «текст», «рассуждение», «текст-рассуждение» Раскрыть лингво-методическую основу понятий «текст», «рассуждение», «текст-рассуждение».
Теоретический: анализ литературы.
1.2 Методические приемы формирования умений младших школьников в процессе написания текстов-рассуждений Раскрыть специфику методических приемов формирования умений младших школьников в процессе написания текстов-рассуждений.
Теоретический: анализ литературы, пособий.
1.3 Специфика организации обучения детей написанию текстов-рассуждений в УМК «Школа России» Выявить особенности организации работы при изучении текста-рассуждения в УМК «Школа России».
Теоретический: анализ концепции, программ, учебников, пособий.
Выводы по Главе 1 Обобщить изученную информацию по исследовательским вопросам.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению трудностей младших школьников при создании текстов-рассуждений на уроках русского языка Изучить практическую деятельность учителя и детей.
2.1 Уровни сформированности умения у учащихся создавать тексты-рассуждения Выявить у учащихся качество сформированности умения создавать тексты-рассуждения.
Практический: анализ наблюдений, детских работ, индивидуальных опросников.
Математическая обработка.
Педагогический эксперимент (констатирующий).
2.2 Проблемные аспекты в деятельности учителя в организации обучения написанию текстов-рассуждений Установить проблемы в деятельности учителя в организации обучения младших школьников написанию текстов-рассуждений.
Практические: анализ интервью, анкет педагогов, наблюдение за деятельностью учителя.
Математическая обработка.
Констатирующий эксперимент.
2.3 Методические рекомендации учителю в обучении младших школьников созданию текстов-рассуждений Сформулировать методические рекомендации учителю в обучении младших школьников созданию текстов-рассуждений.
Теоретические: анализ литературы
Практические: формулирование рекомендаций с обоснованием, интерпретация с обоснованием.
Выводы по Главе 2 Обобщить результаты практической части работы.
Заключение Осветить, как решены задачи исследования и каковы результаты.
Список литературы
Приложения Представить содержание диагностических процедур.
Глава 1. Теоретические основы изучения младшими школьниками текста-рассуждения на уроках русского языка
1.1 Лингво-методические основы понятий «текст», «рассуждение», «текст-рассуждение»
Основным лингвистическим понятием методики развития связной речи учащихся является понятие «текст». Теория текста как научная дисциплина сложилась во второй половине XX века на стыке ряда наук — лингвистики, риторики, психолингвистики, социологии, информатики и др. Несмотря на обилие междисциплинарных пересечений, основной объект теории текста — это словесный текст. Предметом этой науки являются признаки и характеристики (структурные и функциональные) текста как коммуникативной единицы высшего уровня, целостного речевого произведения[1].
В лингвистической науке существуют различные трактовки понятия «текст». По мнению И. С. Вальгиной, текст представляет собой последовательность объединенных по смыслу символических единиц, основными свойствами которых являются связность и целостность[2]. В трактовке И. Р. Гальперина текст представляет собой киносюжетный момент языкового процесса, представленный в виде конкретного произведения, выработанного в соответствии со стилистическими нормами данного вида речи, обладающего целенаправленностью и прагматической установкой[3] .
Т. М. Николаева понимает текст как последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общей авторской идеи[4].
Приведенные определения понятия «текст» указывают на схожесть позиций лингвистов в выделении основных признаков текста. Это:
1) наличие группы предложений;
2) их смысловая целостность (единство предмета речи, т.е. темы; наличие основной мысли и ее развития);
3) структурная связность предложений.
Эти особенности текста отражены в определениях понятия «текст», представленных в русских учебниках для начальной школы. Так, в учебнике Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для второго класса представлено следующее определение: «Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу общей темой».
Суть проблемы состоит в том, что работа с текстом на уроках русского языка является одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. А для того, чтобы учащиеся говорили правильно, могли убеждать, обосновывать свое мнение, делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства и обобщать, им необходимо уметь строить текст. как рассуждение. Рассуждение – это цепочка выводов по теме, изложенная в последовательной форме. Рассуждением называют также ряд суждений, связанных с каким-либо вопросом, которые следуют одно за другим таким образом, что из предыдущих суждений обязательно вытекают другие, и в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос [9, 2009: 147].
Этот тип текста является самым сложным для детей. Потому что в рассуждении ребенку приходится иметь дело с выражением своего мнения по гуманитарным наукам и проблемам современной коммуникации о чем-то, с доказательством спорного и разъяснением неясного.
Рассуждения должны быть совершенно логичными, а для этого их нужно учить особенностям языка. В рассуждении обычно выделяют следующие части: тезис — часть, содержащая мысль, которая будет доказана; доказательная часть, содержащая доводы. При этом порядок частей как в описании, так и в рассуждениях может быть разным. В этих текстах может быть третья часть, подчеркивающая ранее высказанное впечатление о предмете, его оценку (в описании), содержащая вывод (в рассуждении). При простых рассуждениях объясняется или доказывается одна мысль и обычно формулируется один вывод, при более сложных – несколько мыслей и, соответственно, делается более обобщенный вывод или несколько выводов [8, 1991: 204-205].
Понятия рассуждения, принятые в логике, лингвистике и методике обучения языку, существенно различаются. При первоначальном изучении текстов рассуждения лингвисты рассматривали их с точки зрения соотнесения с логической формой, выделения посылок и умозаключения. Считалось, что если есть возможность преобразовать человеческое, обыденное высказывание в соответствующую логическую структуру, то это текст типа рассуждения [158, 2001: 17].
«Такая логическая форма, в которой обосновывается истинность того или иного положения, называется доказательством. Доказательство состоит из трех основных частей:
1)тезис - это то, что необходимо доказать;
2)аргументы - это то, что доказывает тезис;
3) а рассуждение, которое показывает, как доказывается тезис, как осуществляется переход от посылок к аргументам» [6, 2001:17].
Но таким образом в логике рассуждение понимается как вывод из некоторых предложений, называемых посылками, а позиция -выводом, его обычно называют заключением. Соответственно, логический вывод может быть соотнесен с выводом или тезисом в лингвистическом смысле. Поэтому то, что логики называют доказательством, лингвисты определяют, как рассуждение. Однако не следует сводить рассуждение к выводу, ибо тогда возникает круг в определении понятий: рассуждение существует, но, когда есть вывод, «вывод наличествует, но, когда цель говорящего состоит в том, чтобы прийти к новому суждению или доказать его, т. е. когда необходимо, есть рассуждение» [6, 2001: 17].
Кроме того, необходимо различать философскую логику (логику рассуждения) и логику изложения - а совокупность правил и приемов разделения и развертывания материала в речи, чтобы не сводить текстовое явление к логической форме, тем самым обедняя наше понимание текста. Если
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с.
2. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка: Учебно-методическое пособие для студентов педагогического колледжа/ Авт.-сост. Несветаева О.П., Пермякова Д.Ю. – БПК: Благовещенский педагогический колледж, 2013. – 74с.
3. Архарова, Д.И. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. –Москва: Айрис-пресс, 2005. – 289 с.
4. Батракова, Е.Ю. Особенности работы по написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в начальной школе / Е.Ю. Батракова // Начальное образование. – 2019. – №5-6 (51). – С. 409-411
5. Беляева, Т.Н. Обучение учащихся 5-7 классов написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту на основе формирования текстообразующей деятельности / Т.Н. Беляева // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. – материалы международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах. Донецк, 2020. – С. 32-37.
6. Богданова Е.С. Сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ 9-11 класс / Е.С. Богданова. –Москва: АСТ, 2017. – 320 с.
7. Богуцкая, И.Н. Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся. – И.Н. Богуцкая // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 2-1 (8). – С. 108-112.
8. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. – Москва: Сфера, 2008. - 123с.
9. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н.А. Ипполитова . – Москва: Наука, 2003. – 496 с.
10. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся: учебное пособие / Т. А. Ладыженская – Москва: Издательство ТАУС, 2010. –
11. Ладыженская, Т.А. Система обучения сочинениям в 5-8 классах. – Т.А. Ладыженская, М.:1967. – 401 с.
12. Ладыженская, Т.А., Равенский, Ю.И., Ивченков, П.Ф.: Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII-VIII классы) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://niv.ru/doc/literature/teoriya-i-praktika-sochinenij/index.htm
13. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 432 с.
14. Методика преподавания русского языка: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. – Москва: Просвещение, 2009.
15. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): учебно-методические рекомендации для учителей начальных классов / О. А. Нечаева – Уфа: Издательство КИТАП, 2014. – 145 с.
16. Саникович, И.М. Сочинения-рассуждения на литературную тему: анализ работ учащихся / И.М. Саникович // Вестник БГУ Сер.4 Филология, журналистика, педагогика. – 2010. – N 1. – С. 84–88
17. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие. – Г.Я. Солганик. – Москва: Наука, 2001. – 256 с.
18. Степанова, Е.П. Методика обучения написанию сочинения-рассуждения на уроках развития речи в 5 классе [Текст] / Е.П. Степанова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015. – №8. – С. 206-210.
19. Фигурский, И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы / И.А. Фигурский. – Учпедгиз, 1961. – С. 118.
20. Черкасова Л.Н. Литературные аргументы к сочинению / Л.Н. Черкасова. – Москва: АСТ, 2019. – 210 с.
21. Шерстяных, И.В. К определению понятия «сочинение-рассуждение» / И.В. Шертяных // Материалы региональной научно-практической конференции, Иркутск, 2021. – С. 49-54.
22. Яловега, К.С. Сочинение-рассуждение как вид итоговой письменной работы обучающихся: этапы работы на уроках русского языка и литературы [Текст] / К.С. Яловега // «Оригинальные исследования» (ОРИС). – 2020. – №7. – С. 27-35.