Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Формирование основ изучения биологической опасности на уроках «ОБЖ» в школе
В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» рассматриваются биологические чрезвычайные ситуации. Изучая основы безопасности жизнедеятельности, студенты знакомятся с инфекционными заболеваниями людей, животных и растений. [7]
Но. К сожалению, этой теме и профилактике заболеваний уделяется мало учебного времени. В старшей школе в образовательном процессе по изучению безопасности жизнедеятельности используются федеральный и региональный компоненты общеобразовательного стандарта, разработанные с учетом основных направлений модернизации общего образования.
Цель образовательных компонентов: сохранить и укрепить здоровье детей, сформировать у них привычки к здоровому образу жизни; приобретать гигиенические навыки, прививать чувство ответственности за личную безопасность, овладевать умением предвидеть возможные опасности и правильно действовать в случае их возникновения, пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты и оказывать первую помощь.
Тестирование – простая и демократичная процедура, с возможностью использования компьютера и относительной независимостью от индивидуальных требований преподавателя.
Однако имеются и недостатки, среди которых высокая формализация процедуры и относительная простота задач, позволяющие оценить преимущественно механическое воспроизведение изучаемого материала.
Анализ литературных источников и входная диагностика, проведенная с целью выявления уровня знаний студентов о чрезвычайных ситуациях биологического происхождения, позволили сделать вывод о недостаточном уровне знаний студентов, что требует увеличения учебного времени и внедрения различных методов. и средства изучения этой темы, ведь формирование знаний об особо опасных инфекционных заболеваниях, методах их профилактики, гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятиях должно стать основой охраны здоровья и духовно-нравственного воспитания самых маленьких. формирование, мотивации к безопасному поведению и здоровому образу жизни, основанной на убеждениях.
Повышение уровня знаний учащихся об изучаемой проблеме, системах внеклассной деятельности, разработанных по программам, элективным курсам, самостоятельной познавательной деятельности школьников, овладении учащимися приемами самоконтроля и самооценки результатов собственной деятельности и т.д.
Формы занятий могут быть выбраны: двойные уроки: блочное построение: парные (интегрированные) уроки ОБЖ и физкультуры; курс-экскурсии: уроки мази.
Изучение биологических рисков на курсах по ОБЖ может сопровождаться учебно-технологическими материалами, включая плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеоматериалы. В качестве информационного и компьютерного обеспечения изучения данной темы предлагается использовать такие образовательные средства, реализованные с помощью компьютера в виде слайд-шоу обучающих программ.
Учитывая познавательные способности студентов, преподавание темы «Биологические риски» может быть построено на основе спирального развертывания системы знаний о безопасности человека во время возникновения эпидемий.
Это позволяет сформировать комплексную картину биологических рисков, обеспечить формирование знаний, навыков и углубить практический уровень.
Школьники могут использовать наблюдение и моделирование для изучения этой темы. Необходимо научиться определять причинно-следственные связи.
Самостоятельно выполнять практические и творческие задания, участвовать в проектной деятельности. Использовать в образовательном процессе различные источники информации, в том числе энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и т. д. Оцените свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние. Соблюдать нормы поведения и правила здорового образа жизни.[8]
Могут быть предложены следующие формы курса, используемые для изучения биологически обусловленных чрезвычайных ситуаций
обучение и тренинги с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций,
семинар,
круглый стол.
индивидуальные консультации,
внеклассная и внеклассная работа,
экскурсии,
организовать День здоровья
викторины по личной безопасности.
содержательные встречи и беседы с сотрудниками
Более продуктивны различные обучающие и демонстрационные игры и упражнения. Они способствуют формированию сознания и поведения, мировоззренческих позиций и культуры школьников. Их содержание может быть построено как индивидуальная образовательная траектория для каждого ученика.
Личная безопасность, как основная цель, предполагает, прежде всего, обеспечение здоровья человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей модели здоровья (здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических недугов) отдает приоритет человеку как биосоциальному существу.
Поэтому данная модель предстает как комплекс из нескольких компонентов, включающий помимо биологической (соматической) составляющую еще и социальную и психологическую составляющую. Данное обстоятельство послужило объективной основой для объединения совместных усилий в области здравоохранения педагогов, врачей, валеологов, социальных работников, а также воспитателей подрастающего поколения разных возрастов.
Анализируя степень знания и владения различными компонентами здоровья человека в современных условиях, следует отметить, что соматический компонент изучен достаточно хорошо.
Как известно, это зависит от четырех факторов: образа жизни, наследственности, экологии, заботы о здоровье.
Объективная необходимость использования модели здоровья ВОЗ в качестве научной основы развития и совершенствования здоровьесбережения требует усиления образовательной составляющей как основного направления формирования личности молодого человека – дошкольника, школьника, студента, и т. д.
Успех на этом пути реален, если деятельность педагога будет сосредоточена на производстве человека и прежде всего на его внебиологическом поведении.
Таким образом, цель образования состоит в том, чтобы подготовить человека, способного счастливо жить в обществе. Одной из основных подсистем достижения этой цели является социально-образовательная. В ней человек воспроизводится как субъект общественной жизни на основе полного отнесения обучения и воспитания к сущности педагогического труда [4].
В этой связи стоит выделить мнение преподавателей-валеологов РГПУ. Два основных направления И.А. Герцена по воспитанию у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности - суть воспитание человека в коллективе - педагогическая валеология и самовоспитание личности - творческая валеология; В системе дошкольного и школьного образования предпочтение следует отдать первому из этих путей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бегун В. В. Безопасность жизнедеятельности (обеспечение социальной, техногенной и природной безопасности: Учеб. пособие / В. В. Бегун, И. М. Науменко. - М., 2023.19- 328 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / В. В. Березуцкий, Л. А. Васьковець, Н. П. Вершинина и др.; за ред. Проф. В. В. Березуцкого. - Х.: Факт, 2022. - 348 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Касьянов М. А., Ревенко Ю. П., Медяник А. и др. - Луганск: Изд-во ВНУ им. В. Даля, 202. - 284 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Романов А. С., Петрук М. П., Скира В. В. и др. Львов: Издательство НУ «Львовская политехника», 2019.- 264 с.
5. Желиба Е. П. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений Украины I-IV уровней аккредитации / под ред. Е. П. Желиба и В. М. Печи. - Львов: Пича Ю.В., М.: «Каравелла», Львов: «новый Мир»., 2023. - 328 с.
6. Каким Р. С. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие / Р. С. Каким - Львов: Издательство «Бескид Бит», 2022. - 304 с.
7. Концепция образования по направлению «Безопасность жизни и деятельности человека» /В. А. Кузнецов, В. В. Мухин, А. Ю. Буров и др. // Информационный вестник. Выше образование. - М.: Изд-во метод. центра высшего образования МОН, 2021. - № 6. - С. 6-17.
8. Латчук. В И. Основы безопасности жизнедеятельности. План прока мне и организация занятий к школе: методическое пособие /В. II. Латчук. - М.: Изд - во Дрофа. 2022. - 196с.
9. Липкан В. А. Безопасность: Учеб. пособие / В. А. Липкан. - М.: Изд-во Европ. ун-та, 2023. - 208 с.
10. Медицина катастроф: Учеб. пособие / Черняков О. Г., Кочин И. В., Сидоренко П. И. и др. - М.: «Здоровье», 2021. - 348 с.
11. Михайлюк В. А. Гражданская безопасность: Учебное пособие. /В. А. Михайлюк, Б. Д. Халмурадов. - М.: Центр учебной литературы, 2018. -158 с.
12. Михайлюк В. А. Гражданская защита: Учеб. пособие. Николаев: НУК,2021. - ч.1. Социальная, техногенная и природная безопасность. - 136 с.