Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Факторы, влияющие на формирование характерологических черт личности, представляют собой отдельную исследовательскую область, привлекающую внимание как биологов, так и социально-психологических специалистов. Эта тема является актуальной и важной, поскольку переплетение биологических и социально-психологических аспектов является неотъемлемой частью процесса формирования личности.
Биологические факторы оказывают существенное влияние на характерологические черты личности. Например, генетические предпосылки, наследственность и генетические отклонения могут влиять на наличие определенных черт характера. Исследования показывают, что некоторые особенности личности могут быть связаны с определенными генетическими мутациями или вариациями. Анализ генетической составляющей позволяет понять, какие черты личности могут быть закодированы в нашей ДНК и имеют биологический характер.
Тем не менее, социально-психологические факторы также играют важную роль в формировании характерологических черт личности. Среда, в которой мы выросли, наши отношения с близкими, культурные и социальные нормы, все это оказывает влияние на развитие и формирование нашей личности. Взаимодействие с другими людьми, обучение, рабочие и социальные опыты - все эти факторы способствуют становлению и проявлению определенных черт характера.
Однако, биологические и социально-психологические факторы взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, генетическая предрасположенность к определенным чертам характера может быть усилен или ослаблен социальными условиями. Социальная среда может создавать условия для проявления определенных черт личности или же стимулировать развитие других черт.
В своем исследовании ученые обращают внимание на взаимодействие биологических и социально-психологических факторов и их влияние на формирование характерологических черт личности. Более глубокое понимание этих процессов позволяет нам лучше понять себя и окружающих, а также разрабатывать эффективные стратегии для развития и саморазвития.
В итоге, актуальность темы биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование характерологических черт личности, заключается в том, что она помогает нам более глубоко понять процессы формирования личности и развития. Она позволяет нам более целенаправленно работать над своим личностным ростом и достижением гармонии в себе и своих отношениях с окружающими.
Объектом нашего исследования является характер и ценности как социально-психологические феномены.
Предмет исследования – своеобразие характера и ценностей российских и иностранных студентов.
Целью данной работы является исследование биологических и социально- психологических факторов, влияющих на формирование характерологических черт личности.
Исходя из цели, можно выделить ряд задач:
-рассмотреть сущность характера;
-разобрать типологию характера: теории и подходы к классификации;
-описать роль наследственных факторов в формировании характера;
-изучить влияние образовательной среды и социального окружения на становление характера ребенка;
-обозначить влияние особенностей семейной среды, а также стиля родительского воспитания на формирование характера ребенка;
-определить особенности формирования характера ребенка, в связи с влиянием этнокультурных и религиозных факторов.
Методы исследования: анализ психологической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение, сравнение).
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Сущность характера
Характер – уникальное сочетание индивидуальных черт личности человека, которые определяют его поведение, отношения, манеру общения и эмоциональную сферу. Этот понятие в немецкой психологии первой половины 20 века часто использовалось как синоним личности. Характер может быть представлен диаметрально противоположными свойствами: силой и слабостью, твердостью и мягкостью, широтой и узкостью, цельностью и противоречивостью. Многогранность характера проявляется в разных ситуациях, где у человека могут проявляться различные свойства, иногда даже противоположные. Однако, несмотря на это, единство характера сохраняется и именно в этом проявляется его особенность. Согласно С.Р. Немову, характер можно определить как совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства [11].
Как отмечает Н.Д. Левитов, характер является укрепившимся и сложившимся стилем отношений и поведения человека, который формируется под влиянием жизненных факторов и воспитания. Характер отражает склад потребностей, интересов, стремлений, целей, а также чувств и воли человека, проявляющихся в его выборе действий, отношениях и манерах поведения. Среди основных качеств характера можно выделить моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу и уравновешенность. М.И. Чеховских определяет характер как индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые определяют отношение человека к окружающему миру и проявляются в его поведении и поступках.
Таким образом, характер представляет собой индивидуальное сочетание наиболее устойчивых и существенных особенностей личности. Он проявляется в отношении человека к себе, другим людям, порученным делам и вещам. Несмотря на бесконечное разнообразие индивидуальных характеров, люди, живущие в одинаковых общественных условиях, могут иметь некоторые общие черты характера. Каждая историческая эпоха, социальный класс или группа формирует свои типичные черты характера. С одной стороны, индивидуальные условия жизни каждого человека формируют разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие условия жизни людей, которые живут в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера [17].
Черты характера могут проявляться в разной степени и силе выраженности. Они могут быть нейтральными, если выражены в средней степени, направленными, если одни черты преобладают над другими, акцентированными, если отдельные черты ярко выражены, и психопатическими, если отдельные черты характера патологически выражены и приводят к социальной дезадаптации и угрозе личности. По мнению К. Юнга, существуют два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный.
В общении и взаимодействии между людьми характер играет важную роль, поскольку определяет стиль общения и может влиять на качество взаимодействия. При дефектном общении между акцентуированными личностями могут возникать проблемы. Дефекты общения тесно связаны с акцентуациями характера.
Таким образом, характер - это устойчивая совокупность индивидуальных психологических особенностей личности, определяющих ее поведение и отношение к окружающей действительности.
Сущность характера проявляется в следующих аспектах:
Устойчивость: Характерные черты проявляются длительно и не изменяются под влиянием отдельных ситуаций.
Индивидуальность: Характер каждого человека уникален и обусловлен сочетанием физиологических, психологических и социальных факторов.
Социальная обусловленность: Характер формируется под влиянием внешних факторов, таких как семья, школа, общество и культура.
Направленность: Характер определяет направленность личности, ее цели, ценности и жизненный путь.
Соподчиненность черт: Характерные черты не являются равнозначными, а образуют своего рода иерархию, где доминируют более устойчивые и значимые черты.
Основными структурными элементами характера являются:
Темперамент: Физиологическая основа характера, определяющая особенности поведения.
Мотивы: Движущие силы поведения, определяющие цели и действия человека.
Черты характера: Особенности проявления воли, эмоций, интеллекта и других психических процессов.
Направленность характера: Сознательная и целостная ориентация личности, определяющая ее жизненные цели и ценности.
В характере выделяют положительные черты (ответственность, трудолюбие, честность) и отрицательные черты (безответственность, лень, эгоизм) [3].
Характер проявляется во всех сферах жизни человека: в общении, деятельности, познании, отношениях с окружающими. Он влияет на успешность человека, его социальную адаптацию и психическое здоровье.
1.2. Типологии характера: теории и подходы к классификации
Существует давняя история попыток классифицировать характеры людей в психологии. Одной из наиболее известных и ранних попыток было предложение немецкого психиатра и психолога Э. Кречмера в начале ХХ века. Позже подобную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в настоящее время эти идеи развивают такие ученые, как Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и другие.
Все типологии характеров, которые были разработаны, имеют ряд общих идей. Главные из них:
1. Характер формируется в раннем возрасте и в течение всей жизни проявляется как более или менее стабильный.
2. Черты личности, составляющие характер, не случайны. Они образуют определенные типы, которые помогают строить классификации характеров.
3. Большинство людей вписывается в эти типологии [20].
Одной из наиболее известных классификаций является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Ленгардом. Она основана на стиле общения человека с окружающими и включает следующие типы характеров:
1. Гипертимный тип характеризуется большой общительностью, речевым потоком, выразительной мимикой и жестами. Они часто отклоняются от основной темы разговора, что может вызывать конфликты. У людей такого типа есть также положительные черты, такие как энергичность, инициативность, оптимизм, однако у них также может быть легкомыслие, склонность к аморальным поступкам и повышенная раздражительность.
2. Дистимный тип характеризуется низкой общительностью, немногословием и пессимистическим настроением. Такие люди предпочитают уединение, редко вступают в конфликты и ценят тех, кто с ними близок. Они серьезны, добросовестны, имеют развитое чувство справедливости, но могут быть пассивными, медленными в мышлении и индивидуалистичными.
3. Циклоидный тип характеризуется периодическими сменами настроения, которые также отражаются в стиле общения. В период повышенного настроения они общительны, а в период спада - замкнуты. Ведут себя как гипертимичные или дистимичные.