Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На всем протяжении развития психологической науки, задачи изучения и сопровождения социализации, процессов межличностного взаимодействия не теряют своей актуальности. По мнению Моховой Е.В., социализация предполагает постоянное взаимодействие и приобретение опыта межличностного восприятия, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Однако для того, чтобы интегрироваться в общество, в частности, в современное, смежное с кибепространством, ускоряющееся, склонное к рационализации, индивиду необходим особый комплект социальных навыков для взаимодействия в человеческом обществе – эмоциональный интеллект. Как отмечает, Мясищев В.Н., будучи существом социальным, человек постоянно включается в различные социальные связи, а также «диагностирует» окружающую социальную среду [6].
При этом, общество сегодня транслирует ценности личностной активности, осознанности, ответственности, развитой субъектности личности. Социальный запрос современного общества – развитие в себе и другом (ребенке) таких качеств, как адаптивность в меняющемся обществе, уверенность, самоконтроль. В ракурсе данного исследования – младший школьный возраст. Младший школьный возраст трансформирует видения личностью окружающего мира и самовосприятие. Значимым становится:
выстраивание социальных отношений (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Э. Эриксон);
постепенное формирование самооценки и образа «Я» (Э. Эриксон);
субъектности (О.В. Суворова);
способности к усвоению социальных норм и правил поведения, что невозможно без развития самоконтроля, а также социальных ролей, что невозможно без эмоционального интеллекта (В.С. Мухина, Э. Эриксон).
В этот период происходит активное формирование идентичности, существует острая потребность в положительной оценке со стороны взрослого, успешности и установлении социальных отношений, детерминирующих развитие личности.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст недаром рассматривается в особом контексте. Учебная деятельность обусловливает формирование произвольности, функций рефлексии, самоконтроля, происходит формирование субъектности, появление внутреннего плана деятельности и др. При этом, ребенок эмоционально оценивает свои достижения, которые связаны с изменением потребностей мотивационной сферы. Меняются мотивы деятельности, отношение к различным видам деятельности, развитие интеллектуально-познавательной и эмоциональной сферы [Коробкина, 2019].
Актуальность исследования определяется значимостью теоретической и практической разработки научной проблематики, связанной с анализом взаимосвязи развития эмоционального интеллекта и самоконтроля в младшем школьном возрасте.
Проблема исследования заключается в изучении характеристик эмоционального интеллекта и самоконтроля в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект и самоконтроль младших школьников.
Цель исследования: исследование эмоционального интеллекта и самоконтроля младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и уточнить понятийный аппарат, рассмотреть научные подходы западных и отечественных психологов.
2. Изучить особенности социально-психологического развития младших школьников.
3. Провести количественно-качественное эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и самоконтроля младших школьников.
4. Сделать выводы и провести интерпретацию результатов по итогам эмпирического исследования.
Гипотеза исследования. Общей гипотезой является предположение о том, что эмоциональный интеллект связан с уровнем самоконтроля младших школьников. Эмпатия, высокий уровень понимания своих и чужих эмоций, распознавания эмоций других и интерпретация своих, связана с высоким самоконтролем младших школьников.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
Эмпирические методы исследования:
1) 1. Корректурная проба (тест Бурдона).
2) Рисование по точкам (А.Л.Венгер).
3) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.
Методы математической статистики.
Методы описательной статистики (среднее арифметическое, процент). Метод корреляционного анализа Пирсона (для выявления взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и самоконтроля младших школьников.
База исследования: МБОУ СОШ №
Характеристика выборки исследования: было отобрано 20 младших школьников в возрасте 9-10 лет (обучающиеся 3-х классов школы).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И САМОКОНРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст включает возрастной период от 6-7 до 10-11 лет, когда ребенок проходит обучение в начальной общеобразовательной школе. Данный возраст является периодом значимых изменений в психологическом развитии ребенка. В это время ребенок развивается на физическом уровне – продолжается развитие скелета, нервной системы, мозга, за счет развития аналитико-синтетических функций коры головного мозга, меняется соотношение возбуждения и торможения в нервной системе. Процессы торможения активно развиваются, что оказывает влияние на развитие основ саморегуляции. В отличие от дошкольного возраста, когда отмечалось преобладание процессов возбуждения, младший школьник более эффективно может сдержать свои эмоции. Безусловно, нервная система младшего школьника все еще очень возбудима [16].
Переход к систематическому школьному обучению для ребенка знаменуется переходом от игры к учебе, которая переходит на уровень ведущего вида деятельности, несмотря на то, что общение, игра, продуктивные виды деятельности и т.д., также сохраняют свою актуальность. Постепенно происходит формирование интереса к учебе, приобретаются новые знания, привычки. Приобщение к новым знаниям связано с появлением чувства удовлетворения от достижений, появлением новых стремлений, мотивов, возможно, соревновательности. Все это – путь для развития самооценки, развития эмоциональной сферы, выработки различных психологических качеств и развития личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н.Андреева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2019. – 281 с.
3. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, М. Энни. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
4. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект в организации психологической культуры личности и ее информационно-психологической защищенности [Текст] / Л.Д.Демина, Т.В.Манянина //Известия Алтайского государственного университета. – №2-2 (82), 2014. – С.17-21.
5. Данелян, П.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения [Текст] / П.А.Данелян // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2015. Спецвыпуск ч 1. С.84-89.
6. Красавцева, Ю.В. Эмоциональное предвосхищение в процессе принятия решений. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Ю.В.Красавцева. – Институт психологии Российской академии наук. — Москва, 2021. — 250 с.
7. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография [Текст] / Ю.А. Кочетова. — М.: МГППУ, 2021. — 104 с.
8. Камышникова, Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: автореферат дис. ... канд.психол.наук [Текст] /Л.Д.Камышникова . – М., 2012. – 20с.
9. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / ОА.Конопкин // Вопросы психологии. 2004. № 2. –С. 128-135.
10. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ [Текст] / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
11. Мачнев, В.Я. Социальный и эмоциональный интеллект [Текст] / В.Я.Мачнев, Е.И.Чердымова. – Монография. — Самара: Самарский университет, 2022. — 148 с.
12. Мохова, Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Мохова Екатерина Евгеньевна. – М., 2004. – 236 с.
13. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев // Избр.психол. труды / Под ред. А.А. Бодалева. – М., Воронеж: МОДЕК, 1998. – 363 с.
14. Николаева, Е. И. Связь эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с особенностями их сенсомоторных предпочтений [Текст] / Е. И. Николаева, А. В. Добрин // Асимметрия. – 2013. — Т. 7, № 4. — С. 34-48.
15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
17. Суворова О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В.Суворова, Л.А. Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731.
18. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] /М.А.Холодная.- М.: Юрайт, 2019. –334 с.
19. Шарапова, А.В. Познавательная и творческая активность как компонент развития младшего школьника [Текст] / А.В. Шарапова// Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV международной научно-практической конференции. – № 10(44). – М.: Изд. «МЦНО», 2020. – С. 28-32.