Фрагмент для ознакомления
2
В нашей курсовой работе речь пойдет о применении договоров в публичном праве.
Публичное право охватывает различные отрасли права, которые направлены на обеспечение общественного интереса и интересов государства, в отличие от частного права, защищающего частные интересы. Основным участником публичного права является государство, выступающее в правоотношениях через государственные органы с властными полномочиями. Отличительной чертой власти государства в публичном праве является ее общедоступность и всеобщность. .
Раскрывая понятие «договор в публичном праве», в первую очередь следует отграничить его от понятия «публичный договор». Согласно статье 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится .
В свою очередь, понятие «договор в публичном праве» можно раскрыть как соглашение, заключенное по предметам ведения тех отраслей права, которые направлены на урегулирование не частного, а общественного, публичного интереса.
Публично-правовой договор - это договор, заключаемый между органом государственной власти или муниципальным органом и другой стороной, в котором одна из сторон выступает в качестве публично-правовой организации или публичного лица, имеющего государственную власть.
В целом, сущность договора в публичном праве заключается в установлении правовых отношений между государством и другими сторонами, вытекающих из выполнения определенных обязательств и обеспечивающих регулирование общественных отношений.
Е.З. Сидорова отмечает, что под термином «договор в публичном праве» целесообразно понимать соглашение, заключенное по предметам ведения тех отраслей права, которые направлены на урегулирование не частного, а общественного, публичного интереса .
Основные характеристики публично-правового договора заключаются в следующем:
1. Субъектный состав: одной стороной договора выступает орган публичной власти, действующий от имени государства или муниципалитета, а второй стороной может быть физическое или юридическое лицо, действующее в частных интересах.
2. Публично-правовой характер: целью и содержанием публично-правового договора является осуществление публичных функций и задач, таких как обеспечение безопасности, защита здоровья населения, образование и т.д.
3. Подчинение публично-правовым нормам: установление и исполнение публично-правовых договоров регулируется нормами административного, конституционного, финансового и других отраслей публичного права.
4. Неравноправие сторон: государственные органы выступают не только как стороны договора, но и как носители исполнительной власти, что может приводить к относительному неравноправию сторон в пользу органов публичной власти.
5. Преимущественное положение публичных интересов: если возникают противоречия между частными интересами одной стороны и публичными интересами другой стороны, преимущество обычно отдается публичным интересам.
6. Императивный характер отдельных условий: некоторые условия публично-правового договора могут быть предписаны нормативными актами, и стороны не могут отклоняться от этих предписаний в своих договоренностях.
7. Процедурные особенности: заключение, изменение и расторжение публично-правовых договоров зачастую требуют соблюдения специальных процедур, определяемых публичным правом.
8. Контроль и надзор: выполнение условий публично-правового договора подлежит контролю со стороны государственных контрольно-надзорных органов.
9. Санкции: в случае нарушения условий публично-правового договора частной стороной могут применяться административные, финансовые и другие санкции.
10. Специфические виды публично-правовых договоров: к таким видам относятся концессии, лицензионные соглашения, государственные контракты на выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд и др.
Договоры в публично-правовой сфере не только регулируют общественные отношения, но также служат средством реализации полномочий органов публичной власти и эффективного государственного управления.
Изучение содержания данных договоров позволяет выделить различные функции: регулирующую, правообразующую, правореализационную, управленческую, стабилизирующую, обеспечивающую, контрольную, информационную и прогностическую. Функционирование публично-правовых договоров опирается на систему принципов, которые определяют отношения между субъектами в области публичного права. Эти принципы могут быть анализированы с точки зрения их соответствия общеправовым принципам, закрепления отраслевых принципов и отражения принципов, характерных для публично-правовых институтов. Принципы помогают понять суть и цель публично-правовых договоров, определить их место в российской правовой системе, а также выявить тенденции развития и возможности разрешения юридических конфликтов. Они могут также служить дополнительными критериями для разграничения публичного и частного права .
Принципы и правила, регулирующие публично-правовые договоры, могут различаться в зависимости от юрисдикции, поэтому для полного понимания необходимо обращаться к конкретному национальному законодательству.
Особенности заключения и исполнения публично-правового договора:
1. Заключение - публично-правовой договор заключается в соответствии с процедурами, установленными законодательством. Он может быть заключен только с соблюдением определенных требований, устанавливаемых государством или публично-правовой организацией.
2. Исполнение - публично-правовой договор подлежит обязательному исполнению сторонами. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения публично-правового договора, государство или публично-правовая организация может применять меры ответственности, предусмотренные законом.
3. Специфические права и обязанности - публично-правовой договор может содержать специфические права и обязанности, присущие государству или публично-правовой организации, включая право на изменение или расторжение договора в интересах общества.
4. Ограничения договорной свободы - заключение и исполнение публично-правового договора может быть ограничено определенными правилами и процедурами, установленными законодательством. Это объясняется тем, что публично-правовые договоры направлены на реализацию публичных функций и обеспечение интересов общества.
Договоры публично-правового характера отличаются своей юридической природой, так как они играют важную роль в дополнении и конкретизации действующего законодательства, а также помогают разрешать коллизии и заполнять пробелы в правовом регулировании общественных отношений. В основном это касается компетенционных договоров, договоров о делегировании полномочий, административных и международных соглашений, а также коллективных договоров, регулирующих социально-трудовые отношения .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 24.01.24 г.) // Проспект. – 2024. – 800с.
Научная и учебная литература
2. Андриевский, К. В. Финансовый договор как разновидность публичного договора / К. В. Андриевский // Евразийская адвокатура. – 2018. – № 1(32). – С. 98-102.
3. Горлова, Е. Н. Публично-правовые аспекты договора в финансовом праве / Е. Н. Горлова // Налоги и финансовое право. – 2009. – № 12. – С. 248-253.
4. Козлова, Е. Б. Договор как межотраслевая категория / Е. Б. Козлова // Правовая информатика. – 2015. – № 3. – С. 10-18.
5. Кривошеев Е.В. Договоры как источники публичного права // Legal Concept. – 2018. – №1. – С.74-78.
6. Морозова, Л. А. Договор в публичном праве: юридическая природа, особенности, классификация / Л. А. Морозова // Государство и право. – 2009. – № 1. – С. 15-22.
7. Руденко, В. В. Роль договоров в конституционном праве России / В. В. Руденко // Правопорядок: история, теория, практика. – 2022. – № 4(35). – С. 27-32.
8. Сидорова, Е. З. Договор в публичном праве / Е. З. Сидорова, Б. Л. Буинов // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. – 2023. – № 4(22). – С. 77-82.
9. Чуприн, М. Г. Договор в деятельности учреждений и органов УИС / М. Г. Чуприн // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Томск, 11–12 ноября 2021 года. Том выпуск 9. – Томск: Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования "Томский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний". – 2021. – С. 119-122.