Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной экономики особую важность приобретает определение места рынка труда и занятости в обеспечении устойчивого развития государства. Функционирование рынка рабочей силы напрямую зависит от состояния экономики, скорости ее роста, притока инвестиций и уровня инновационного развития. Однако интенсификация развития производства может иметь и отрицательные последствия: инновации, направленные на сокращение затрат, как правило, сопровождаются автоматизацией производственных процессов, что ведет к росту безработицы. Обращать внимание также следует на угрозу, которую представляет проникновение информационно-коммуникационных технологий в экономические отрасли и социальную сферу. Безусловно, автоматизация и цифровизация потребуют создания новых инструментов для борьбы с безработицей и управления занятостью населения. Состояние рынка труда также в значительной степени зависит от процессов, связанных с его регулированием. Проблемы рынка труда и занятости в России являются сложными и противоречивыми. Здесь проявляются как общие закономерности, присущие разным странам мира, так и специфические процессы и явления, присущие нашему государству. Забота государства об обеспечении полной и эффективной занятости является важной социальной гарантией для активного экономического населения и одним из ключевых аспектов государственного регулирования рынка труда.
Цель курсовой работы состоит в сравнительном сопоставлении структуры занятого населения России с аналогичными данными других стран
Задачи:
Изучить понятие занятости населения, формы и виды;
Исследовать механизмы государственного регулирования занятости населения;
Выявить основные принципы правового регулирования отношений в сфере содействия занятости и защиты от безработицы в конвенциях и рекомендациях МОТ;
Охарактеризовать структуру занятости в РФ;
Провести сопоставление структур занятости РФ с другими странами.
Объектом данного исследования выступает система занятости населения.
Предметом данного исследования является международный и национальный рынок труда
Методический аппарат исследования включает в себя социально-экономический анализ, анализ законодательства в области контроля и надзорной деятельности, а также системный, структурно-функциональный, статистический, логический и сравнительно-аналитический методы.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие занятости населения, формы и виды
Использование трудовых ресурсов в экономике страны осуществляется через занятость населения. Понятие "занятость" может быть трактовано в двух аспектах: в качестве состояния и процесса. Состояние занятости означает социальные отношения между людьми в рамках конкретных трудовых коллективов. Занятость рассматривается как состояние индивида, который либо активно участвует в трудовой деятельности, либо исключен из неё[14].
Второй аспект определяет занятость как деятельность граждан, направленную на удовлетворение личных и общественных потребностей, соответствующую законодательству Российской Федерации и обычно связанную с заработком или трудовым доходом. В законе "О занятости населения в Российской Федерации", принятом 19 апреля 1991 года, содержится именно такое определение занятости. Важно отметить, что понятие "занятость" не полностью тождественно понятию "труд". Основное отличие между ними состоит в том, что занятость предполагает включение человека в систему экономических и правовых отношений и получение дохода, в то время как труд может быть осознанной деятельностью граждан, происходящей в частной обстановке и не всегда связанной с заработком. Например, настройка компьютера программистом на рабочем месте с оплатой труда будет являться занятостью, в то время как аналогичное действие, производимое дома для личных целей без оплаты, будет относиться к труду, но не к занятости.
Понимание сущности занятости требует рассмотрения её форм. Отличают основную и вспомогательную формы занятости. Основная форма занятости связана с прямым участием человека в создании общественного продукта или национального дохода, обеспечивающего воспроизводство жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности. Однако, как отмечают исследователи, эта основная форма занятости могла бы существовать лишь при наличии вспомогательной (инструментальной) формы занятости. К этой форме относится деятельность человека, косвенно обеспечивающая производство и воспроизводство материальной и духовной жизни людей, создающая условия для реализации основной формы занятости.
Предпосылки для реализации занятости создаются в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, политики и быта[22].
Существуют две основные формы занятости - стандартная и нестандартная. Стандартная занятость наемного работника обладает тремя ключевыми характеристиками: работа осуществляется у одного работодателя, в производственном помещении работодателя, с выполнением стандартной нагрузки в течение дня, недели, года.
К нестандартным формам занятости относятся: частичная, временная, надомная занятость, самозанятость, а также работа по совместительству. Разберем каждую из этих форм подробнее.
Частичная занятость характеризуется сокращенным рабочим временем в неделю. Согласно Трудовому кодексу РФ, нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. Меньшая продолжительность рабочего времени устанавливается для лиц до 16 лет, инвалидов I и II группы, а также работников, трудоустраивающихся на вредных или опасных условиях. Есть также определенные категории работников (педагогические, медицинские и т.д.), для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Во всех остальных случаях, при уменьшенном рабочем времени по сравнению с нормой, работник относится к категории частично занятых.
Временная занятость - это форма занятости, при которой люди работают на предприятии или в сфере услуг строго на определенный период согласно трудовому договору. Этот период может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для временной замены основных сотрудников, выполнения сезонных, случайных или разовых работ.
Надомная занятость представляет собой специфическую форму занятости, при которой работа выполняется на дому по трудовому договору с использованием материалов, инструментов и механизмов, предоставленных работодателем или приобретенных работником самостоятельно. Стоит отметить, что работы, поручаемые надомникам, должны быть совместимы с их здоровьем, а процесс выполнения работы должен соответствовать требованиям охраны труда.
Самозанятость характеризуется трудовыми отношениями в форме подряда. Согласно Гражданскому кодексу РФ, по заключенному трудовому договору подряда, самозанятый (подрядчик) обязуется выполнить определенную работу по указанию заказчика, а заказчик обязуется принять результат работы и осуществить его оплату. Существует несколько типов подрядов: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, а также подрядные работы для государственных нужд[31].
Совместительство - это еще одна нестандартная форма занятости, при которой работник дополнительно занимается регулярной оплачиваемой работой на условиях трудового договора во время, свободное от основной работы. Трудовые договоры о работе по совместительству допускают возможность трудоустройства у неограниченного числа работодателей. Работа по совместительству может осуществляться как на месте основной работы, так и у других работодателей[3].
Таким образом, существуют разнообразные формы занятости, отличные от стандартной, которые предоставляют работникам больше гибкости и разнообразия в выборе рабочих условий и графика работы.
Помимо указанных форм существует скрытая занятость. Это занятость людей, находящаяся вне учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор - нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг, торговля с рук.
Наряду с выделением форм необходимо остановиться также и на видах занятости. Традиционно выделяются три ее вида: полная, продуктивная и свободно избранная занятость. Под полной занятостью понимается такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее получают. Полная занятость отражает количественную сбалансированность рынка труда.
Суть продуктивной занятости сводится к следующему: приемлемой считается не любая работа, а только та, которая отвечает двум важнейшим требованиям. Во-первых, она должна приносить работникам доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Во-вторых, она должна противопоставляться формальной деятельности[8].
Наконец, свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно самому работнику.
По степени результативности занятость может иметь эффективный и неэффективный характер. Под эффективной занятостью понимают такую занятость, которая в весьма высокой степени обеспечивает удовлетворение личных и общественных потребностей. Эффективную занятость можно охарактеризовать с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса; с социальной - как наиболее полное соответствие труда интересам человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2.Международная организация труда. Термины. Трудоспособное население. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilo.org/ilostat/faces/ilostat-home/metadata (дата обращения 18.04.2024).
3.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. ст. 1915.
4.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // «Российская газета. № 6. 15.01.2014 (прил. 1 - 4).
5.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 18.04.2024).
6.Федеральная служба государственной статистики: Занятость и безработица. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/57.htm (дата обращения 18.04.2024).
7.Федеральная служба государственной статистики. Безработные по уровню образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B03_36/IssWWW.exe/Stg/d010/i010490r.htm (дата обращения 18.04.2024).
8.Нечетова А.Ю. Индекс потребительских настроений как индикатор экономических и социальных изменений в России // Современные аспекты экономики. 2022. № 78 (227-228). С. 5-17.
9.Нечетова А.Ю. Методы оценки тенденций на рынке труда в России и за рубежом // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2023. № 3. С.170-173.
10.Тихомирова Т.М. Учет кадровой потребности регионов РФ в прогнозировании структуры выпуска специалистов профессиональной подготовки // Федерализм. -2021. - №3. - С.55-74.
11.Тихомирова Т.М., Нечетова А.Ю. Эконометрические модели оценки уровня безработицы в регионах РФ в ресурсноориентированной экономике // Экономика природопользования. 2020. № 3. С. 4-25.
12.Тихомиров Н.П., Тихомирова Т.М., Ушмаев О.С. Методы эконометрики и многофакторного статистического анализа. - М.: Экономика, 2020. - 636 с.
13.Сарычева Т.В. Методологические подходы к статистическому исследованию занятости в России и за рубежом// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4832. Дата публикации: 2021-12-09 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4832/
14.Бондаренко Н.Е. Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование. // Инновации и инвестиции. - 2020. - №7. - С. 63-69
15.Исраилов М.В. Формирование государственной политики регулирования рынка труда на региональном уровне // Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. - 2020. - Т. 38. - № 2. - С. 26-31.
16.Лохтина Т.Н., Метелица В.И. Рынок труда и социально-экономические проблемы населения России // Вестник Евразийской науки, 2019. №1. URL: https://esj.today/PDF/29ECVN119.pdf
17.Ляпанов А.В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - №1 (24). - С. 129-139.
18.Максимова Е.В., Рябцев А., Сазонова О. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 4. - С.283-286.
19.Максимова Е.В., Мухина Д.Ю. Изменения на рынке труда в современных кризисных условиях. // Нормирование и оплата труда в промышленности. -2020. - № 6. - С.38-42.
20.Маслова Е.В., Колесникова О.А., Околелых И.В. Сдвиги на рынке труда в условиях санкционного давления и необходимые направления его регулирования // Экономика труда. - 2023. - Том 10. - № 1. - С. 27-46.
21.Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/4a4UhuR
22.Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/
23.Браун Е.А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 11 - 15.
24.Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2021. 288 с.
25.Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 14 - 17.
26.Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве: монография. М.: Проспект, 2019. 480 с.
27.Биткина И.В. Молодые специалисты в науке: вопросы привлечения и закрепления кадров // Наука. Инновации. Образование. 2024. № 15. С. 174-182.
28.Барменкова Н.А., Красюкова Н.Л. Совершенствование государственного управления миграционными процессами в Российской Федерации (на примере г. Москвы) / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 года. М.: Юстицинформ, 2021. С. 61-64.
29.Буторин А.М. Направления совершенствования регулирования занятости населения в регионе // Вестник экономической интеграции. 2020. № 5. С. 137-141.
30.Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2021. 503 с.
31.Сибиряев А.С. Приоритетные направления инновационной политики в наукоградах // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2020. № 7. С. 237-241.
32.Сибиряев А.С. Региональная инновационная политика в зарубежных странах // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2020. № 16. С. 237-241.
33.Система государственного и муниципального управления : учебник для академического бакалавриата /Ю.Н. Шедько, Ю.Б. Миндлин, И.С. Цыпин [и др.] 2-е изд., доп. / под общ. ред. Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2021.
34.Сулягина Ю.О. Приоритеты государственной политики в сфере трудовой миграции на современном этапе развития России // Социальная политика и социология. 2021. Т.1, № 3. С. 127-138.
35.Шедько Ю.Н. Программно-целевой метод как инструмент повышения эффективности территориальных социоэкономических систем // Региональная экономика: теория и практика. 2012 № 44. С. 24-30.
36.Шубцова Л.В., Белохвостова Н.В. Разработка программ содействия занятости населения как направление современной антикризисной политики // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.9, № 2(58). URL: http://electronic-joumal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2015 2 (дата обращения: укажите)
37.Шубцова Л.В. Государственное антикризисное управление: системный подход // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. № 5. С. 11-19.
38.Шубцова Л.В. Современные проблемы управления социальной сферой и пути их решения / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 года. М.: Юстицинформ, 2023. С. 381-384.