Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Потоки денежных средств хозяйствующего субъекта во всех их видах и формах, безусловно, представляют собой важнейший самостоятельный объект финансового менеджмента, это определено тем, что потоки денежных средств обслуживают хозяйствование хозяйствующего субъекта почти во всех его аспектах. Потоки денежных средств хозяйствующего субъекта, которые организованы эффективно, представляют собой важнейший симптом его финансового благосостояния, устойчивого роста и достижения высоких конечных результатов его хозяйствования.
Именно денежные средства служат основой начала деятельности предприятия, в процессе деятельности потоки денежных средств представляют собой и поступления, и платежи, и умелое маневрирование денежными потоками - это задача финансовая, требующая планирования, распределения, контроля и прогнозирования движения денег.
Управление потоками денежных средств является важным фактором ускорения оборота капитала хозяйствующего субъекта. Это происходит благодаря сокращению длительности операционного цикла, более экономному использованию собственных и уменьшению потребностей в заемных источниках денег. Таким образом, результативность функционирования хозяйствующего субъекта имеет полную зависимость от того, как организована система управления потоками денежных средств. Эту систему создают в целях обеспечения выполнения стратегических и краткосрочных планов хозяйствующего субъекта, сохранения финансовой устойчивости и платежеспособности, большей рациональности использования его активов и источников финансирования, а также снижения затрат, связанных с финансированием хозяйствования.
В условиях рыночной экономики основной целью деятельности для любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли при ограниченных ресурсах. Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами, т.е. выручка от реализации основной и вспомогательной деятельности компании за вычетом всех затрат (материальных, денежных, трудовых, затрат на производство и реализацию продукции), понесенных при исполнении этих видов деятельности. Отсюда следует вывод, что одной из важнейших задач для предприятия является получение максимально возможных доходов при наименьших затратах, чего можно достичь путем экономии расходования ресурсов и повышения эффективности их использования.
Цель работы заключается изучении порядка хранения денег и денежных документов в кассе.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
изучить сущность денежных средств, их понятие и задачи учета денежных средств;
рассмотреть особенности хранения денежных средств и документов в кассе;
привести организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
описать порядок учета денежных средств и документов в кассе организации.
Объектом исследования является ООО «Агроэлита». Предмет исследования – алгоритм хранения денежных средств и документов в кассе.
При написании курсовой работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, диалектический, метод познания социальных явлений. Теоретическую базу данной работы составляют учебные пособия, научные статьи. Структуру работы определяют задачи, поставленные в исследовании. Настоящая курсовая работа включает введение, основную часть, заключение и библиографический список.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРАНЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ В КАССЕ
1.1. Сущность денежных средств, их понятие и задачи учета денежных средств
Денежный поток (ДП) - это непрерывное движение наличных и безналичных денег. Все виды хозяйственной и финансовой деятельности компании сопровождаются доходами и расходами. Хозяйственная деятельность каждой организации тесно связана с денежными потоками и оттоками, различными платежами и своевременными платежами.
Различные денежные потоки организации объединяются в единый финансовый поток, который является самостоятельным объектом системы управления ресурсами. Стратегия распределения и синхронизации различных ДТП играет важную роль в экономическом развитии предприятия. Финансовый менеджмент выражается в итоговом результате деятельности компании.
Правильно организованная система управления финансовыми ресурсами, использование современных методов распределения средств позволяют оптимизировать не только хозяйственную деятельность компании, но и выгодное вложение инвестиций, создать условия для экономического благополучия и процветания, достичь поставленных целей и добиться высокой эффективности [5, с. 69].
Эффективное управление различными видами денежных потоков организации обеспечивает:
1. Финансовое равновесие, стабильность и рентабельность предприятия, которые зависят от равномерности движения и степени синхронизации по объему и времени различных видов денежных потоков. Чем выше уровень синхронизации, тем быстрее реализуются стратегические цели и тем интенсивнее развивается компания.
2. Рациональное использование финансовых ресурсов фирмы, что позволяет снизить кредитную зависимость, свести к минимуму потребность предприятия в заемных средствах.
3. Организация не в состоянии своевременно выполнить свои финансовые обязательства в полном объеме.
4. Синхронизация денежных поступлений является важной частью антикризисного плана компании. Несбалансированность различных видов денежных потоков организации увеличивает риск неплатежеспособности и банкротства даже успешного предприятия.
Грамотный и эффективный финансовый менеджмент способствует получению дополнительной прибыли и увеличению активов предприятия. Даже временно свободные средства необходимо вводить в оборот и непрерывно наращивать инвестиционные ресурсы [13, с. 73].
Российское законодательство о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета наличных и безналичных денежных средств в Российской Федерации. Безналичные расчеты осуществляются посредством переводов на расчетных, текущих и валютных счетах клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, урегулирования взаимных претензий через клиринговые палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Денежные расчеты осуществляются организацией с персоналом заработной платы, с лицами, ответственными за суммы, потраченные на хозяйственные нужды, расходы на проезд и т.
Ниже приведены основные положения, касающиеся регулирования денежных средств в организациях.
1) Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Это положение определяет следующие формы безналичных расчетов:
расчет платежных поручений;
аккредитив урегулирования;
расчет чеками;
расчеты инкассаторов.
В соответствии с пунктом 1.4. формы безналичных расчетов выбираются независимо организациями и прописываются в договорах с контрагентами. Глава 2 настоящего Положения – «расчетные документы, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата» учитывает основные аспекты составления расчетных документов.
В этом разделе понятие «расчетный документ» характеризуется «документом, составленным в бумажном виде или, в определенных случаях, электронным платежным документом»:
распоряжение налогоплательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и перечислении на счет получателя средств;
отчисление получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перевод на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, содержащихся в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОКУД 011-93.
Платежные документы должны содержать следующие сведения:
название платежного документа и код формы по ОКУД 011-93;
номер платежного документа, номер, месяц и год его выписки;
имя плательщика, номер его счета, ИНН;
имя и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчет;
имя получателя средств, номер его счета, ИНН;
название и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчет;
срок оплаты. Налог начисляется в расчетном документе в отдельной строке.
Платежное поручение-поручение держателя счета обслуживающему его банку, составленное расчетным документом, перевести указанную денежную сумму на счет получателя средств, открытых в том или ином банке.
Платежные поручения могут быть сделаны:
перевод денежных средств за поставленные отвары, выполненные работы, оказанные услуги;
перевод денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
перевод денежных средств на цели погашения, размещения кредитов, займов, депозитов и погашения процентов по ним;
перевод денежных средств на иные цели, указанные в правилах или договоре.
Платежное поручение оформляется по форме 0401060, при оплате платежного поручения по всем экземплярам платежного документа ставится дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле «знаки банка» содержится штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка.
1.2. Особенности хранения денежных средств и документов в кассе
Касса создается на каждом предприятии, организации или учреждении для хранения наличных денег и осуществления расчетов с ними. Крупные предприятия могут иметь филиалы в отделах. Касса представляет собой специально оборудованное изолированное помещение с системой сигнализации, предотвращающей проникновение посторонних лиц в находящееся там оборудование, и негорючим металлическим шкафом для хранения денег и ценных бумаг. Во время работы дверь в кассу должна быть заперта изнутри. Запрещается доступ к кассовому аппарату лицам, не имеющим никакого отношения к работе кассы.
Чтобы обеспечить сохранность наличных в корпоративной кассе, необходимо правильно выбрать место, ячейку для хранения наличных, тщательно отобрать кассира, ознакомиться с его инструкциями, подписать с ним договор о полной ответственности и регулярно пересчитывать наличные. Запрещается возлагать обязанности кассира на других лиц. Передача кассового аппарата другому кассиру (при наличии болезни, отпусков и других причин) осуществляется по распоряжению директора, а комиссия участвует в составлении акта приема-передачи. В конце рабочего дня кассир закрывает сейф на ключ и опечатывает его сургучом. Ключи от сейфа и пломба хранятся у кассира, а дубликаты ключей в запечатанном кассиром пакете хранятся у директора. Если ключ утерян, немедленно сообщают в полицию и принимают меры по замене замка в сейфе.
Приказом ответственного лица для выплаты заработной платы, премий и других денежных выплат отделению могут быть назначены специальные сотрудники (кассиры). Они получают деньги наличными по мере необходимости, а затем отчитываются перед кассиром. С этими людьми и кассиром может быть подписано соглашение. Распределяя свои обязанности по распределению денежных средств, кассир берет на себя полную финансовую ответственность. Бухгалтеры и другие сотрудники, имеющие право подписывать кассовые документы, не могут выполнять обязанности кассиров. На малом предприятии, где нет кассира, главный бухгалтер или другие сотрудники могут выполнять свои обязанности в соответствии с письменным распоряжением ответственного лица предприятия.
Отчет о движении денежных средств - это отчет компании об источнике денежных средств (займы, собственный капитал, облигационные займы и т.д.) и его использование в трех видах деятельности в течение определенного периода времени: бизнес, инвестиции и финансы. Этот отчет прямо или косвенно отражает денежные доходы компании, классифицированные по основным источникам средств, и ее денежные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютина, А.М. Экономический анализ товарного рынка и финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Дело и Сервис, 2018. – 464с.
2. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 c.
3. Базиков, А.А., Базикова, В.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 416с. Балабанов, А.И., Балабанов, Т.И. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 190 с.
4. Балабанов, Т.И. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 526 с.
5. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
6. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий). – М.: Издательский дом Дашков и К, 2019. – 315с. Белотелова, Н.П., Шуляк, П.Н. Финансы: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2019. – 608с.
7. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2014. – 245 с.
8. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 260 c.
9. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2017. - 272 c.
10. Белокопытов А.В. Современные подходы к оценке эффективности стратегического управления / А.В. Белокопытов, Е.А. Лашук // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 июня 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 83-86.
11. Бережная, Е.В., Бережной, В.И., Бигдай, О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие. – Инфра-М, 2020. – 336с.
12. Блинникова Д.А. Принципы стратегического планирования на предприятии / Д.А. Блинникова, И.Е. Семенко // Научное сообщество студентов : материалы XVI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 159-161
13. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 123 с.
14. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2019. – 768с. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев: Эльга, 2018. – 511 с.
15. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Эльга, 2017. – 527 с
16. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Изд-во ПРИОР, 2017. – 227 с.
17. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2017. - 280 c.
18. Внедрение системы управления оборотными активами //Финансовый директор, 2016, № 6, с. 27
19. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 248 c.
20. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c