Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых личностных качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация в практике работы школ образовательных программ, отвечающих требованиям современной жизни, – одно из условий успешного развития личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника [28].
В последнее время вопросы активизации творческих способностей детей особенно актуальны. Молодые родители уже с младенчества стараются развивать своих детей, записывая их во всевозможные студии, центры раннего развития. Изодеятельность наиболее доступная и интересная область проявления и развития творческих способностей.
По мнению А.М.Абрамова «занятия изобразительным искусством требуют разнообразия педагогических приемов и инноваций, которые способствуют активизации мыслительных процессов учащихся и повышают интерес к предмету. Задача педагога состоит в том, чтобы в процессе художественной деятельности создать творческую атмосферу, эмоциональный настрой на работу, наполнить учебный процесс живыми чувствами и яркими образами» [1].
Творческое отношение к окружающей действительности формируется в разных условиях, под влиянием различных обстоятельств. Принципиально важную роль при этом играет процесс обучения по предметам художественно-эстетического и гуманитарного цикла, доказывающий, что существует прямая связь между приобщением человека к искусству и его всесторонним развитием, между уровнем развития художественно-творческих способностей личности и успешностью выполнения ею любой учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Сензитивным периодом развития творческих качеств личности, приобретения опыта осуществления художественно-творческой деятельности является младший школьный возраст, а занятия искусством – самая благоприятная для этого среда.
Важную роль в развитии творческих способностей играет начальная школа. В эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, где развивается воображение и фантазия, творческое мышление, любознательность, умения наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать, делать выводы, начинают появляться интересы. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть творческие способности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учетом выявленных интересов. Включение детей в изобразительную деятельность создает благоприятные условия для развития творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей получила многостороннее освещение в трудах психологов и педагогов: А.П. Петровского, В.А. Сухомлинского, А.И. Савенкова, К.Д. Ушинского, П.П. Торенса, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других. На современном этапе развитием творческих способностей в начальной школе занимаются учителя: В.П. Козволина, Т.С. Комарова, О.Э. Баскаева, Е.И. Машегова, О.Ф. Орлова, Н.В. Тижина, Н.С. Ульянова и другие. Они используют в своей практике различные методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.
Но, несмотря на изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос организации практической деятельности педагогов, направленной на развитие творческих способностей младших школьников на уроках изодеятельности.
Целью исследования является изучение возможностей формирования творческих способностей у младших школьников на уроках ИЗО.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятие творческие способности в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть проблему развития и формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать методы и приемы формирования творческих способностей на уроках изобразительного искусства;
4. Выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности;
5. Разработать проект по развитию творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей.
Предмет исследования: формирование творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей
1.1. Критерии, средства и условия развития творческих способностей младших школьников
Проблема развития творческих способностей детей давно интересует специалистов различных областей знаний, среди них психологи, философы, и, конечно педагоги. В последнее время к этой теме значительно возрос интерес, так как общество заинтересовано в людях активных и креативных, способных мыслить нестандартно, ставить перед собой проблемы и быстро, качественно их решать. Еще в прошлом веке советский философ Александр Лук, специалист по теории творчества, писал: «талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» [18, с. 27]. На данный момент проблема развития творческих способностей одно из основополагающих направлений в обновлении содержания образования. Принципы, составляющие основу данных обновлений, предполагают не только развитие творческих, креативных способностей, но и индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей учащихся к творческой деятельности [11, с. 12]. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Творчество давно стало объектом многих исследований, однако пути его познания, также бесконечны, как и само творчество. Раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно как для развития творческих способностей, так и для общего развития детей.
Вопросы творчества и творческих способностей рассматривались многими отечественными психологами и педагогами: Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготским, В. Н. Дружининым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым.
Способностями Б. М. Теплов называл определенные индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения [20].
Способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они не могут возникнуть вне деятельности. На развитие любых способностей влияют темперамент, самооценка человека, мотивация к той или иной деятельности.
Проанализировав и обобщив различные определения, мы пришли к выводу, что под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимаются некие индивидуально-психологические особенности ребенка, независящие от умственных способностей, которые проявляются у ребенка в форме фантазии, воображения, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Творческие способности – это способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Творческие способности подразделяются на общие и специальные. Специальные способности проявляются в определенной сфере деятельности (театральной, литературной, музыкальной, изобразительной и т. п.). При этом для развития специальных способностей большое значение имеют врожденные задатки. Общие творческие способности включают способность к вариативности и импровизации в решении задач и проблемных ситуаций в нестандартных условиях.
Дж. Гилфорд определял креативность как процесс дивергентного мышления (мышление, предполагающее несколько вариантов решения одной задачи) и такое мышление является основанием творчества. Так, например, Д.Б. Богоявленская рассматривает творческие способности не как самостоятельный вид способностей, а как компонент любого вида труда, это не просто деятельность, а направленность на преобразование и развитие этой деятельности.
В связи со спецификой развития психических функций, с переменой социальной ситуации развития и ведущей деятельности творческие способности младшего школьника имеют свои особенности. Практические исследования показывают, что на любом возрастном этапе развитие задатков может быть задержано, а иногда и вовсе загублено. Поэтому необходимо специальное психолого-педагогическое сопровождение, помощь и поддержка в развитии таланта личности.
Один из факторов, который определяет творческое мышление ребёнка – это опыт. То есть, от того, насколько богат и разнообразен прошлый опыт человека, зависит его творческая деятельность. Отсюда следует, что для того, чтобы развить у детей творческий подход к решению, например, математических задач, прежде всего, необходимо развить у них математический кругозор.
Творчество выражается в проявлении быстрого развития речи, мышления, в относительно ранней увлечённости каким-либо делом (музыка, рисование, танцы, чтение и т.д.), в любознательности и исследовательской активности ребёнка. Тем не менее, уровень творческого потенциала младшего школьника имеет прямую зависимость от познавательной потребности.
Ребёнок, который обладает творческими способностями, доминирующую познавательную мотивацию выражает в форме исследовательской, поисковой активности; такой ребёнок более склонен к нахождению нового в обычном и открыт к новому. Познавательная мотивация и исследовательская активность находят отражение в том, что дети более избирательны по отношении к исследуемому объекту, звукам, цветам, формам и т.п. Следующая особенность творческости данного возраста – это оригинальность. Она заключается в отличие предлагаемого решения от решений стандартных, схожих с другими. Так же оригинальность определяется тем, что преобразует заданную проблему в проблему собственную; рождает новую собственную позицию по отношению к насущной проблеме; оригинальность – это отказ от стандартных, «очевидных» гипотез. Она образуется благодаря преодолению «правильного», очевидного, общепринятого [4, с. 31]. Креативность помогает совершать более быстрые поиски решения задачи. Этот процесс, процесс мыслительного поиска, подразумевает последовательное выполнение ряда этапов: выбор способа нахождения неизвестного, постановка промежуточных целей и нахождение их решения. Так же в психологии творчества Дж. Гилфорд такой специальный фактор как оценка. Способность к оценке предполагает умение понимать и развивать не только свою мысль, но и возможность оперировать чужими мыслями и действиями. Кроме того, оценка даёт возможность в приобретении самоконтроля, уверенности в себе, в своих способностях и решениях, определяя этим самостоятельность, нонконформность, самодостаточность творческого ребёнка и многие другие качества личности.
В частности в педагогике разработаны различные методы, направленные на развитие и поддержание талантливых детей. Например, метод проблемного обучения позволяет усваивать учебный материал с помощью решения специализированных познавательных задач и моделирования проблемных ситуаций. Метод развивающего обучения имеет воздействие на теоретическое мышление в частности и личность ученика в целом. Принцип работы над развитием всех учащихся несет в себе высокую гуманную направленность. Обучающиеся имеют возможность продвигаться в своем творческом развитии в результате продуктивного сотрудничества [1,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
2. Анникова Л.В. Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя / Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6. – С. 14-17
3. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 149-153.
4. Беляева О.М. Пейзаж-ассоциация в изобразительной деятельности школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2016. №6. – С. 86-88.
5. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. – 2009. – № 2. – С. 290
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2010
7. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. – 2011. – № 2
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка : вопросы психологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагог, 2016.
9. Гончаров В.Н. Социальная концепция информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-2. – С. 27-30
10. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. М. : Владос, 2005.
11. Дик Ю.И. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12 - летняя школа) // На пути к 12 - летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2010.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Издательство «Питер», 2012.
13. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя /А.К. Дусавицкий [и др.].- 4-е изд. –М.: Вита-пресс, 2012.
14. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для образовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 46, [2] c.
15. Кириллова Л.С., Лебединская В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства // Проблемы и перспективы образования в России. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 100-105.
16. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. – 2012. – № 11-2 (27). – С. 6-12
17. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности», URL // http: // cyberleninka.ru / article / n / suschnost - ponyatiya - tvorcheskie - sposobnosti
18. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2014.
19. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева.-3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012
20. Мещерякова Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Олма–Пресс, 2014
21. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: «Треугольник», 2009
22. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 2009.
23. Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины // М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М: Компания Спутник + , 2006. – с. 147
24. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2010.
25. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
26. Теплов В.М. Избранные труды. – В 2-х т. – Т. 1. – М.: Просвещение, 2009.
27. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис... кандидата пед. наук. – Челябинск, 2010.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011.
29. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 2014.
30. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 160 с.
31. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 176 с.
32. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 1 кл. нач. шк./ Т. Я. Шпикалова. — 2-е издание. - М.: Просвещение, 2014. — 94 с.
33. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 224 с.