Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рыночной экономике уделяется большое внимание вопросам качества. Серьезная конкуренция как на национальном, так и на мировом рынках привела к разработке программ повышения качества. Научные исследования и практика обусловили необходимость предоставления объективных показателей для оценки способности компаний производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждены сертификатом соответствия.
Однако со временем для поддержания своего конкурентного статуса не было достаточного количества доказательств того, что их производственный процесс может гарантировать определенный уровень качества. Этому способствовало дальнейшее усиление конкуренции, направление развития которой во многом определялось новой методологией управления качеством и услугами. Современный этап разработки методологии качества включает в себя не только проблемы качества, но и качество самого управления, которое непосредственно отвечает за процесс формирования уровня качества продукции.
Вместе с тем, постоянное улучшение деятельности организации, качества производимой продукции и услуг зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов. Постоянно изменяющиеся внешние факторы, включающие в себя рынки сбыта, развивающиеся технологии, инновации, требования заинтересованных сторон, законодательная база оказывают непосредственное влияние на внутренние факторы, к которым, в честности, относится качество продукции предприятия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что уровень качества продукции по праву можно считать одним из наиболее важных критериев деятельности любого производственного предприятия.
Целью исследования является рассмотрение проблемы качества продукции на российском рынке и путей ее решения
Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи:
1) рассмотреть сущность и понятие качества;
2) изучить особенности качества продукции как экономической категории;
4) провести анализ существующей системы качества продукции ПАО «ГМК Норильский никель»;
5) выявить проблемы в качестве продукции и разработать корректирующие мероприятия.
Объектом работы является завод «ТИСМА», являющийся подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс», входящего в группу ПАО «ГМК Норильский никель» - одного из крупнейших металлургических предприятий России.
Предметом данной работы выступает система менеджмента качества предприятия.
Методы исследования. В работе применялись следующие методы анализа: наблюдение, изучение документации, аналитический и сравнительный методы.
Практическая значимость. Обоснованные в курсовой работе положения и выводы позволяют расширить представление о качестве как о понятии и о механизмах его реализации. Кроме того, практическая значимость выражается в повышении конкурентоспособности производственного предприятия на рынке путем преобразования системы менеджмента качества и обеспечения наилучшего качества продукции предприятия и хорошего отношения к ней потенциальных потребителей.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы качества продукции
1.1 Сущность и понятие качества продукции
Качество продукта и услуг – это не просто индивидуальный вопрос для единичных изготовителей, это проблема общенациональная. На сегодняшний день уже имеется единая заинтересованность управляющих страны и регионов, изготовителей и поставщиков продукта, жителей в повышении качества продукта и услуг.
Качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не иным объектом». Качество – идеальный характеристики, подтверждающие совершенство продукта. Качество невозможно измерить, его можно только ощутить, при этом оно вызывает духовное наслаждение у человека [1].
Ученый из Японии Исикава К. в ходе совместной работы с ученым из Америки Джураном Д. к сущности понятия «качество» отнесли уровень удовлетворения запросов и потребностей клиентов компаний. В толкованиях других ученых суть данного понятия можно сказать, что осталась практически неизменной.
Американский эксперт в области системы качества Д. Джуран отразил в своих работах следующее утверждение: «качество выражает – является ли продукт пригодным к употреблению. «Качество» объединяет в себе следующие составляющие: восприимчивость покупателями проекта создаваемого продукта; уровень того, насколько товар соответствует проекту; является ли товар доступным для того, чтобы его приобрести покупателями, надежным и пригодным к произведению ремонта в процессе его эксплуатации; насколько доступным является для потребителей сервис» [2].
В отношении понятия «качество» Деминг У.Э. предложил алгоритмы успешного управления – цикл принятия решений PDSA («Plan-Do-Study-Act» - планирование – действие – обучение - корректировка), используемый и в управлении качеством [3].
В СССР в 70-е годы XX века возникло понятие «комплексное управление качеством». Гличев А.В., Круглов М.И., Крыжановский И.Д., Лосицкий О.Г. определили управление качеством как постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях, обеспечивающий создание продукции оптимального качества [4].
Современный экономический словарь [5] управление качеством продукции трактует как «процесс управления деятельностью сотрудников компаний по достижению и обеспечению динамичной сбалансированности характеристик продукции и потребности в этих свойствах для наиболее полного удовлетворения данных потребностей».
Исследования Фейгенбаума Э.А. привели к дополнению понятия качества обратной связью от потребителей и учетом данной связи для усовершенствования процессов управления качеством. Сбор обратной связи производится через опросы мнений, внедрение моделей краудсорсинга (привлечения к решению тех или иных вопросов деятельности широкого круга лиц, выходящего за рамки организации, а иногда и за рамки страны).
Согласно действующим национальным стандартам Российской Федерации [6] понятие «качество» определяется в качестве «степени соответствия всем характеристикам продукта, то есть требованиям, ожиданиям и / или установленным правилам, как правило, предусмотренным или обязательным». Международная организация по стандартизации в своих стандартах дало определение качеству – это совокупность характеристик и свойств услуги или продукции, придающих им способность удовлетворять предполагаемые или обусловленные потребности.
Качество включает не только выполнение функций в соответствии с назначением, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Цзинькэ Ц., Киматова Р.Г., Кубашева Г.А. Управление качеством предприятий: анализ и модели управления качества // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 7. № 3. С. 183–192
2. Джуран, Дж. Качество в истории цивилизации.: Эволюция, тенденция и перспективы управления качеством / Дж. Джуран. М.: РИА «Стандарты и качество», 2019. 208 с.
3. Деминг, У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У.Э. Деминг. М.: Альпина Паблишер, 2018. 424 с.
4. Белобрагин В. Системы управления и их эволюция. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY13/su-evolution.htm (дата обращения: 25.03.2024).
5. ГОСТ ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: АО «Кодекс». 2015. 47 с.
6. ГОСТ ИСО 9004-2010 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». М.: Стандартинформ. 2011. 81 с.
7. Чернова, Е.В. Технология ресторанного сервиса: Учеб. пособие / Е.В. Чернова, Н.П. Котова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 176 с.
8. Богатов, Т. В центре внимания – клиент и потребитель / Т. Богатов // PC Week. 2018. № 40. 32с.
9. Мусколинов В. За качество отвечаю! Для чего нужна система менеджмента качества // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/245 (дата обращения: 25.03.2024).
10. Система менеджмента качества (СМК): понятие, принципы, цели. URL: https://promdevelop.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-ponyatie-printsipy-tseli/ (дата обращения: 25.03.2024).
11. Что входит в понятие система менеджмента качества? // Единый стандарт. 2023. URL: https://1cert.ru/vopros-otvet/chto-vkhodit-v-ponyatie-sistema-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 25.03.2024).
12. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р.А. Браймер; пер с англ. М.: Аспект Пресс, 2018. 71 с.
13. Вишняков О., Крохин В., Молодов М. Система менеджмента качества (СМК) – что это такое и для чего она нужна. URL: https://www.fd.ru/articles/6752-sistema-menedjmenta-kachestva-smk-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-ona-nujna (дата обращения: 25.03.2024)
14. ГОСТ ИСО 14001:2015 «Системы экологического менеджмента – Требования и руководство по применению» / пер. с англ. А. Голубков. URL: https://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-14001-2015-%28rus%29.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
15. ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». М.: Стандартинформ. 2014. 25 с.
16. Опыт внедрения интегрированной системы менеджмента СУ-920. URL: http://ruskonsalting.com/kompaniya/nashi-stati/opyt-vnedreniya-integrirovannoj-sistemy-menedzhmenta-su-920/ (дата обращения: 25.03.2024).
17. ГОСТ ИСО 9001-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования». М.: Стандартинформ. 2018. 38 с.
18. Гранько О. Кайдзен и Total Quality Management японский метод управления. 2019. URL: https://worksection.com/blog/kaizen.html (дата обращения: 25.03.2024).
19. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. 2015. № 10. С. 20–23.
20. Гришан И.А. Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка // Стандарты и качество. 2020. № 2. C. 60–61.
21. Шестаков А.Л. Методы внедрения систем, или Скупой платит дважды // Методы менеджмента качества. 2020. № 8. С. 14–18.
22. Копнов В.А, Рогов А.А. Измеряем эффективность СМК // Стандарты и качество. 2021. № 3. С. 60–64