Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема курсовой работы актуальна в нынешнее время. Коронавирус оказал и оказывает по сей день особенное влияние на все области общественной жизни, также и на экономику всех государств. Потребительское поведение — главный фактор состояния экономики государства. Потому как большая часть экономики держится на спросе потребителей.
Потребительское поведение в пандемийный период одна из самых актуальных тем наших дней. Не только большое количество экономистов бесконечно обсуждают ее, но и обычные люди. Никто, конечно не писал по данной теме научных работ, потому как потребительское поведение претерпевает изменения ежедневно и по сей день, а коронавирусная инфекция до сих пор с нами.
Объект курсовой работы - потребительское поведение.
Предмет курсовой работы - как пандемия коронавируса повлияла на потребительское поведение.
Цель курсовой работы - изучить поведение потребителей в постпандемийный период в экономике.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить поведение потребителей;
2. Определить факторы, влияющие на поведение потребителей;
3. Установить какое место поведение потребителей занимает в жизни общества;
4. Определить, как повлияла пандемия COVID-19 на экономику
5. Проанализировать потребительское поведение в постпандемийный период
6. Рассмотреть главные тенденции изменения потребительского поведения в постпандемийный период в экономике.
Глава 1. Теоретический аспект
1.1 Поведение потребителей
Человеческие потребности постоянно меняются, и непосредственно они устанавливают нынешний спрос на услуги и товары. В мире действует конкретная закономерность: увеличение потребностей провоцирует появление новых направлений человеческой деятельности, а это провоцирует увеличение потребностей общества, и может продлиться беспрерывно [2].
Поведенческая экономика занимается исследование поведения потребителей, иначе ее называют междисциплинарная наука, включающая в себя психологию, экономику, этику, социологию, философию и т.д. Поведенческая экономика исследует психологические и экономические моменты жизни общества, а после доказывает, что в экономических взаимодействиях потребители ведут себя иррационально [2].
Потребительское поведение – это база экономических взаимоотношений. В связи с этим большинство государств уделяют пристальное внимание исследованию данной проблемы. В Индонезии, Соединенных штатах Америки, России, Канаде, Индии и иных государствах постоянно проводят социологические опросы, которые имею цель - исследовать потребительское настроение [2].
Сегодня поведение потребителей определяют, как сферу знаний, которая определяет процессы принятия решений потребителями, и факторы, влияющие на данные решения [4].
Существует множество факторов, влияющих на решения потребителей, помимо их личных предпочтений:
влияние социальной среды, особенно семьи;
принадлежность к определённым сообществам;
культурные особенности;
принадлежность к субкультурам;
и другие факторы, способные влиять на действия потребителя. [4].
Сейчас организации стремятся изучать мотивацию покупателей, поскольку это имеет большое значение для управления бизнесом, повышения эффективности работы и проведения маркетинговых кампаний. В России уровень конкуренции постоянно растёт, поэтому важно наладить контакт с покупателями, чтобы иметь возможность узнавать об их предпочтениях. Это позволит привлечь внимание к компании и успешно продавать услуги и товары. [4].
На сегодняшний день выделяется 12 видов поведения потребителей:
1. Чем шире ассортимент для первого типа покупателей, тем выше вероятность привлечь их внимание.
2. Для второго типа покупателей покупки являются способом невербального общения, демонстрации статуса и выражения эмоций.
3. Третий тип покупателей всегда стремится найти что-то новое.
4. Четвёртый тип покупателей приобретает услуги и товары для выражения недовольства и несогласия.
5. Пятый тип покупателей приобретает услуги и товары для поддержания своего имиджа и выражения индивидуальности.
6. Шестой тип покупателей ориентируется на ценность и долговечность услуг и товаров.
7. Седьмой тип покупателей демонстрирует свой успех через покупку престижных товаров.
8. Восьмой тип покупателей предпочитает отечественные продукты и проверенные, знакомые марки.
9. Девятый тип покупателей часто покупает подделки, чтобы получить признание окружающих.
10. Десятый тип покупателей ищет разнообразие и часто приобретает одежду, fast-food, музыкальные подписки.
11. Одиннадцатый тип покупателей приобретает практичные вещи.
12. Двенадцатый тип покупателей выбирает проверенные товары, заботясь о своём здоровье. [7].
1.2 Факторы, которые влияют на поведение потребителей
Существуют 3 основных фактора, которые влияют на поведение потребителей:
1. уровень дохода;
2. предпочтения потребителей;
3. цены на услуги и товары [7].
Кроме того, на поведение потребителей влияют и иные факторы социокультурного, психологического и личностного характера. Социальные факторы связаны с тем, как мнение окружающих, включая коллег, семью и друзей, воздействует на решения и действия потребителей. Культурные моменты определяются предрассудками, ценностями и тем, чем дорожит общество в целом и каждый покупатель по отдельности. Психологические факторы состоят из внутреннего настроя человека, его принципов, убеждений, мотивации и т.д. Личностные факторы зависят от возраста, пола, гендерной принадлежности, самооценки и других аспектов. Также важным фактором является влияние рекламы на потребителей. (Рисунок 1) [7].
Рисунок 1 — Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение
Следовательно, поведение потребителей является результатом сложного взаимодействия социальных, культурных, психологических и личных факторов. Некоторые из этих факторов маркетологи не могут контролировать, но они помогают определить целевую аудиторию. Иные факторы поддаются влиянию маркетологов, и они указывают им, какие усилия следует предпринять для достижения наиболее сильной реакции со стороны потребителей.
1.3 Место потребительского поведения в жизни общества
Сейчас в связи с увеличением числа предприятий сферы услуг, наблюдается острая конкуренция за внимание потребителей. Чтобы успешно конкурировать, предприятиям необходимо проводить исследования, направленные на выявление того, что, где, как, зачем и сколько потребители хотят приобрести. Эти аспекты являются базой потребительского поведения.
Таким образом, потребительское поведение играет ключевую роль в жизни общества, в том числе в экономике и управлении бизнесом. Каждый человек ежедневно принимает решения как потребитель, и эти решения могут быть иррациональными или рациональными, неосознанными или осознанными. Потребительское поведение влияет на окружающую среду, быт, одежду, питание и т.д. Общество не может избежать потребительских выборов.
Бизнес также зависит от потребительского поведения, так как любая хозяйственная деятельность основывается на желаниях потребителей и предоставлении им необходимых услуг и товаров. Если маркетологи и менеджеры не учитывают желания клиентов, спрос на их услуги и товары упадёт, что приведёт к убыткам для организаций. Поэтому маркетологи постоянно анализируют рынок и потребительское поведение.
В итоге, поведение потребителей является основой экономической деятельности любого субъекта. Оно играет важную роль в жизни общества и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Шульга А.О., Багиев Г.Л., Таловова К.С. К вопросу измерения удовлетворенности геронтопотребителей средствами рекламы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 7 (77). С. 51-57.
2. Бодрунов С.Д. Глобальные риски в пространстве пандемии: практика подтверждает теорию экономики // Экономическое возрождение России. 2020. № 3 (65). С. 5-15.
3. Доронин М.В., Боркова Е.А., Мазин А.С. Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса // Предпринимательство, экономика и право. 2022. Т. 12. № 6. С. 1192-1205.
4. Зарецкая В.Г., Вертакова Ю.В. Анализ процессов конвергенции регионального социального и экономического развития при модернизации и цифровизации российской экономики // Экономическое возрождение России. 2022. № 3 (73). С. 67-87.
5. Гамидова А.Э. Трансформация тенденций развития сферы услуг под влиянием пандемии коронавирусной инфекции // Практика и теория сервиса: социальная сфера, экономика, технологии. 2021. № 3 (49). С. 16-20.
6. Пирогова О.Е., Жилинкова И.Н. Актуальные тренды развития бизнес-ассоциаций организаций среднего и малого бизнеса сферы услуг в постпандемийный период // Практика и теория сервиса: экономика
7. Валеева Е.О., Карпова Г.А. Перспективы и проблемы развития туризма в условиях пандемии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2 (128). С. 98-105.
8. Дроздова И.А., Кремлев Н.Д. Оценка воздействия пандемии коронавируса на адаптацию и доходы населения региона: статистический подход // Экономика и Статистика. 2022. № 20 (2). С. 47-53.
9. Курбанов А., Курбанов Т., Лучкин С. Цифровые логистические технологии: возможные риски и перспективы внедрения в цепи поставок // Логистика. 2019. № 19 (149). С. 19-29.
10. Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. Обновление после пандемии? // Вопросы муниципального и государственного управления. 2022. № 4. С. 72-96.
11. Плотников А.В. Воздействие пандемии на конкретные сферы экономики // Практика и теория сервиса: социальная сфера, экономика, технологии. 2023. № 5 (47). С. 41-45.
12. Плотников В.А. Коронавирусная пандемия, цифровизация и потребительский рынок // Экономическое возрождение России. 2023. № 4 (70). С. 93-105.
13. Пролубников А.В. Трансформация государственной экономической политики в постпандемийный период // Практика и теория сервиса: социальная сфера, экономика, технологии. 2021. № 2 (48). С. 12-15.