Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие общества и технологий требует постоянного обновления методов и подходов к обучению и воспитанию обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе и с нарушениями интеллекта.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются педагоги, работающие с такими детьми, является необходимость индивидуализированного подхода к каждому ребенку. Деятельностный подход предоставляет возможность активного взаимодействия обучающегося с окружающим миром, что способствует более эффективному усвоению знаний и навыков.
Кроме того, важным аспектом является интеграция детей с нарушениями интеллекта в социальную среду. Деятельностный подход способствует формированию у них не только когнитивных, но и социальных навыков, что позволяет им успешно взаимодействовать с окружающими и интегрироваться в общество.
Еще одним важным аспектом является поддержка родителей и семей детей с нарушениями интеллекта. Целостная система коррекционно-педагогической работы должна включать в себя не только работу с самими детьми, но и с их семьями, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка.
Деятельностный подход в образовании является принципом, который акцентирует внимание на активной роли обучающегося в процессе обучения и развития. Он основан на идее, о том что обучение должно быть ориентировано на деятельность обучающегося, его интересы, потребности и способности. В рамках деятельностного подхода предполагается создание развивающей среды, которая стимулирует активность, самостоятельность и творческое мышление учащихся. Этот подход подразумевает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в различных сферах жизни.
В современном обществе наблюдается рост внимания к проблемам инклюзивного образования и равных возможностей для всех детей. В этом контексте актуальность темы курсовой работы на тему реализации деятельностного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями интеллекта становится очевидной.
Объект исследования: процесс реализации деятельностного подхода к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: условия реализации деятельностного подхода к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы с обучающимися 5-7 лет с нарушениями интеллекта в процессе проектирования и реализации образовательной области «Речевое развитие».
В соответствии с целевыми ориентирами ФАОП ДО 10.4.5.7., к 7 годам обучающийся с ЗПР должен развить следующие навыки речевого развития: стремится к речевому общению, участвует в диалоге, обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями, осваивает основные лексико-грамматические средства языка, употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями, проявляет словотворчество, умеет строить простые распространенные предложения разных моделей, может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта, умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения [1].
Цель исследования: рассмотреть условия и разработать методические рекомендации по реализацию деятельностного подхода в организации целостной системы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта в процессе проектирования и реализации программы образовательной области «Речевое развитие».
Задачи:
изучить теоретические аспекты реализации деятельностного подхода к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта ;
провести диагностику условий реализации деятельностного подхода в системе коррекционно-педагогической работы с обучающимися;
исследоваться условия реализации деятельностного подхода в процессе реализации программы образовательной области «Речевое развитие»;
разработать методические рекомендации по созданию условий реализации деятельностного подхода в системе коррекционно-педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: организация целостной системы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями интеллекта будет наиболее эффективной при условии систематической оценки результатов (на примере образовательной области «Речевое развитие») с целью реализации деятельностного подхода. Роль и функции педагога при работе с обучающимися с нарушениями интеллекта являются многосторонними и ответственными. Они включают в себя создание поддерживающей образовательной среды, организацию индивидуализированного образовательного процесса, поддержку социальной и эмоциональной адаптации учеников, сотрудничество с родителями и другими специалистами, а также работу по повышению осведомленности общества о потребностях детей с нарушениями интеллекта.
Она позволяет определить эффективность применяемых методик, выявить успехи и проблемные моменты в обучении каждого ребенка. На основе полученных данных можно вносить коррективы в образовательный процесс и повышать его эффективность.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, обобщение, эксперимент и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие и сущность деятельностного подхода в образовании
Деятельностный подход - это процесс человеческой деятельности, направленный на формирование сознания и личности человека в целом.
В условиях деятельностного подхода человек, личность, выступает как начало активного созидания. Взаимодействуя с миром, человек учится конструировать себя. Через и в процессе деятельности человек становится собой, происходит саморазвитие и самореализация личности.
Концепция «обучения через деятельность» была впервые предложена американским ученым Д. Дьюи. Он определил основные принципы деятельностного подхода в образовании [12]:
учет интересов учеников;
обучение через обучение мышлению и действию;
осознание и знание как результат преодоления трудностей;
свободная творческая работа и сотрудничество.
Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, признает и констатирует, что развитие личности в системе образования осуществляется, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий - основы процесса обучения и воспитания. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В.Репкин не только предложили принципы деятельностного подхода в начальной школе, но и внедрили его механизмы в практику преподавания [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022 – Электронный ресурс. – СПС «Консультант Плюс».
2.Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Юрайт, 2019. — 150 с.
3.Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
4.Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5.Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во «НЦЭНАС», 2011. – 136 с.
6.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л.Р Болотина. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
7.Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
8.Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУВШЭ, 2012. – 526 c.
9.Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина; М.: Издательство ЭКСМО, 2017. – 416 с.
10.Варакса Н. Е. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста : обзор исследований / Н. Е. Варакса, А. К. Белолуцкая. // Вопросы психологии. - 2019. - № 5. - С. 132-142.
11.Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2013. - 512 с.
12.Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
13.Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
14.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии / В.П. Глухов. — М.: Юрайт, 2023. — 324 с.
15.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
16.Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
17.Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие под.ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Издательство УРАО,2015.– 304 с.
18.Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 111 с.
19.Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
20.Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика / Н.С. Ежкова. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
21.Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1 / Е.И. Изотова. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
22.Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
23.Колесова О.В. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся / О.В.Колесова, С.В. Тивикова, Е.И. Фокина // ПНиО. - 2018. - №3 (33). Электронный ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kommunikativno-deyatelnostnogo-podhoda-k-razvitiyu-rechi-uchaschihsya.
24.Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития : учебно-метод. пособие / сост. : Н. А. Разнадежина, Н. Н. Семенова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. – 44 с.
25.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. — М.: ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
26.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
27.Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
28.Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии / Н.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
29.Микляева Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития / Н.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2023. — 329 с.
30.Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2023. — 363 с.
31.Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т.Г. Неретина. — М.: Инфра-М, 2023. — 308 с.
32.Рожков М. И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 287 с.
33.Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.