Фрагмент для ознакомления
2
М. Чехов — ученик Станиславского, поэтому конечную цель актерского мастерства Чехов видел в превращении актера в образ. Это ясно видно во всех его высказываниях, исследованиях и экспериментах. Внутреннее превращение в него — это полная перестройка тела в соответствии с характером роли и стилем. Основой преобразования Чехов считал восприятие целостности спектакля. Он не думал об актере вне своего круга. Каким бы талантливым ни был актер, он не может раскрыть свой талант, изолируя себя от других. Он считал, что актер должен развивать способности к коллективному творчеству. «Творческая деятельность имеет объединяющую силу, помогает в общении с партнером и поощряет коллективное творчество» – Чехов.
Актуальность. Сохранение актерской индивидуальности имеет для Чехова большое значение, но это требует большого труда и упорного труда. Он считал, что всегда нужно искать свой, творческий подход к роли. Работая над ролью, Чехов советовал «отойти от картины», а Станиславский — «от себя и как можно дальше». Чехов призывает к максимальной активности во всей духовной жизни.
Цель работы: изучить тему «М. Чехов и своеобразие его метода работы над ролью».
Задачи: рассмотреть театральную систему М. А. Чехова, изучить упражнения, наследие Чехова, рассмотреть его зарубежный период жизни.
Объект исследования: работа над ролью М. Чехова.
Предмет исследования: своеобразие метода работы М. Чехова над ролью.
Работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
1. НАСЛЕДИЕ M.А. ЧЕХОВА И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ
И все же страсть к творчеству этого замечательного актера превосходит теоретическое понимание и практическое освоение его наследия. Феномен Театра Михаила Чехова и его театрально-педагогическая система остаются ценностями, до конца не изученными. Ни разрозненные исторические и эмпирические исследования театроведов, ни актерская лабораторная подготовка, ни сознательное выполнение упражнений, оставленных Чеховым, сами по себе не дают достаточно полного и глубокого ответа на эти загадки. До сих пор развитие Театра имени Михаила Чехова осуществлялось в основном ненавязчиво, по частям. Различные особенности и источники его мировоззрения, элементы исполнительской техники, упражнений, приспособлений и «инструментов», хронологические этапы и географические периоды его биографии, многочисленные жизненные и творческие связи М. Чехова часто рассматриваются изолированно, абсолютизируются в зависимости от личностного предпочтения и опыт ваших переводчиков. При этом самим актером нарушается одно из важнейших и ценных качеств его творческого мировоззрения – «чувство и даже предчувствие целого» [14].
Следует признать, что раздробленность при изучении творчества М. Чехова является в определенной степени объективным явлением. По большей части мы все еще находимся в процессе сбора и обобщения разрозненных, порой труднодоступных сведений о его беспрецедентной жизни и творческой «одиссеи». Обстоятельство, способствовавшее широкому распространению творческих идей М. Чехова, было в то же время препятствием для их усвоения.
Идеологическое и политическое противостояние ХХ века. стал причиной того, что биография М. Чехова разделилась на две части: до 1928 года - в России и после 1928 года еще на двадцать семь лет - в Европе, Великобритании и США. Почти невозможно себе представить, что зарубежный период его творчества на десять лет длиннее сценического пути в русском театральном искусстве: о первом мы до недавнего времени знали так мало, чем о втором. Эти этапы столь различны как по содержанию театральной деятельности Чехова, так и по ее интенсивности и художественной значимости. Пробел, созданный многолетним молчанием об имени М. Чехова в СССР, заполняется гораздо быстрее, чем тот, который образовался эмиграцией.
Однако представления большинства зарубежных специалистов о русском (и не только русском) периоде творчества М. Чехова еще более приблизительны и поверхностны, главным образом, из-за недоступности для них многочисленных и весьма информативных материалов на русском языке.
Многие подробности о жизни и творчестве М. Чехова за рубежом содержатся в книге финского исследователя Л. Бюклинга «Михаил Чехов в западном театре и кино», созданной на основе его более ранних публикаций, посвященных отдельным «сюжетам» жизнь и творчество актера после эмиграции из России. Между тем утверждение автора о том, что зарубежная сцена жизни и творчества М. Чехова не уступает русской сцене по творческой активности и художественной значимости, явно опровергается изложенным в книге материалом. Книга и статьи Л. Бюклинга, демонстрирующие преимущественно биографический подход и вносящие много ценных сведений и материалов в театроведение, лишены историко-театральной, театрально-методологической основы для оценки художественных явлений и театральных предприятий. К сожалению, русскоязычная книга зарубежного исследователя была отредактирована редакцией «Академического проекта» весьма неудовлетворительно и содержит множество ошибок [8].
Изучение творческого наследия Чехова сталкивается не только с геополитическими и временными барьерами, но и с лингвистическими ограничениями. Россия, Германия, Австрия, Франция, Латвия, Литва, Англия, США — выступления самого Чехова и интервью с ним, статьи и рецензии о его творчестве публиковались на языках этих стран учениками и последователями гениального. Актеры говорят, действуют и преподают на языках этих стран. Частные и государственные коллекции этих стран содержат разрозненные документы и материалы, которые не всегда широко известны или тщательно исследованы.
В большом географическом и временном пространстве происходило поступательное развитие художественных взглядов Чехова, формировалась его методическая и педагогическая система, создавались роли, пьесы и фильмы, актерские школы, студии и театральные труппы, где теория проверялась на практике, в практической работе возникли новые теоретические конструкции. Масштаб этого пространства определил широту и многообразие историко-театрального контекста, окружавшего Чехова, включавшего в себя различные национальные театральные традиции, художественно-эстетические течения и школы. Несомненной частью этого контекста была неоднородная палитра эмигрантской отрасли русского искусства и молодые побеги, которые она дала в принявших ее странах. Естественно, такая ситуация способствовала открытию и кристаллизации в исследованиях Чехова наиболее универсальных категорий и законов сценического искусства.
В то же время данная ситуация применительно к изучению наследия М. Чехова непрестанно расширяет рамки необходимого поиска исследования, жизнеспособного только благодаря коллективным усилиям широкого и интернационального круга его участников. Кроме того, задачу еще больше усложняет фактор прошедшего времени, включивший в себя новейшие театральные опыты и эксперименты, которые привели к неизбежным и разнообразным корректировкам в трактовке теоретической системы и педагогического метода Чехова.
1.1. АКТЕР АНАЛИЗИРУЮЩИЙ И АКТЕР ОБУЧАЮЩИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ М.А. ЧЕХОВА
Число ролей, сыгранных Михаилом Чеховым в театре после прихода в Первую студию МХАТ в 1912 году, сравнительно невелико. Если не считать ранних выступлений в эпизодических ролях на главной сцене Художественного театра и концертных выступлений, Чехов за шестнадцать лет своего московского периода сыграл одиннадцать ролей. Перерывы в создании новых образов становились продолжительнее прямо пропорционально творческому взрослению актера и приобретению им все большей творческой самостоятельности. Быстрый взлет легендарной славы уже известного и популярного артиста, произошедший в 1921 году после исполнения роли Хлестакова во МХАТе «Ревизор», был прерван эмиграцией в 1928 году. За семь лет между этими датами появилось всего три новые роли Чехова (Гамлет, Аблеухов, Муромский), ставшие между тем выдающимися событиями в русском театре. Если учесть, что в это время на сцене Второго МХАТа и на гастролях Чехова все чаще заменяли дублеры в некоторых его прежних ролях, то статистическая картина выглядит еще более лаконичной. Хлестакова и следующего за ним Гамлета разделяют три года. Зная крайнюю напряженность внутреннего творческого существования Чехова-художника, нельзя не задуматься о том, чем заполнялся этот «перерыв».
За 27 лет за рубежом, помимо ролей в бывшем московском репертуаре и участия в инсценировках рассказов А. П. Чехова, М. Чехов сыграл в театре лишь пять новых главных ролей. поистине потрясающе для тридцатилетнего актера на пике признания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, М. Е. Актерское мастерство. Первые уроки / М. Е. Александрова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023. — 96 с.
2. Басалаев, С. Н. Теория и практика театральной деятельности: сценическое общение : учебное пособие для вузов / С. Н. Басалаев, Н. В. Григорьянц. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 234 с.
3. Бутенко, Э. В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика / Э. В. Бутенко. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2024. — 372 с.
4. Григорьянц, Т. А. Сценическое движение: пластический этюд : учебное пособие для вузов / Т. А. Григорьянц, В. А. Ладутько, В. В. Чепурина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 125 с.
5. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера : учебное пособие / Б. Е. Захава ; под редакцией П. Е. Любимцева. — 10-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 456 с.
6. Кнебель, М. О. Вся жизнь : учебное пособие / М. О. Кнебель. — 2-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 552 с.
7. Латынникова, И. Н. Актерское мастерство : учебное пособие для вузов / И. Н. Латынникова, В. Л. Прокопов, Н. Л. Прокопова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 170 с.
8. Максимов, В. И. Театр. Рококо. Символизм. Модерн. Постмодернизм : учебно-методическое пособие / В. И. Максимов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2024. — 496 с.
9. Печкурова, Л. С. Актерское мастерство : учебно-методическое пособие / Л. С. Печкурова. — Кемерово : КемГИК, 2014. — 75 с.
10. Прокопова, Н. Л. Сценическая речь : учебное пособие для вузов / Н. Л. Прокопова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 117 с.
11. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке актера : практическое пособие для среднего профессионального образования / А. И. Савостьянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 137 с.
12. Станиславский, К. С. Режиссура и актерское мастерство. Избранные работы / К. С. Станиславский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 355 с.
13. Чернявский, Г. И. Русский Голливуд. Выходцы из российского пространства и их потомки на «фабрике грез» / Г. И. Чернявский, Л. Л. Дубова. — Москва : Издательство АО «Молодая гвардия», 2021. — 464 с.
14. Якушева, Л. А. История театра: Аудиовизуальные виды искусства : учебное пособие / Л. А. Якушева. — Череповец : ЧГУ, 2022. — 118 с.