Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, тема материнства. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы ее окружали и помогали Ее творить. Точно одно — во все века и времена женский характер привлекал, привлекает и будет привлекать особое внимание художников. Во все времена образ женщины вдохновлял творцов. Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности, когда рядом с фараоном изображались его жена и жрицы, а на ряду с героями на греческих амфорах - прекрасные танцовщицы. Тогда, в Древней Греции и Риме родился образ Венеры (или же Афродиты) как символа женской красоты, который в каждую эпоху находил новое воплощение.
Традиция почитания матери сложилась еще в древности и продолжала развиваться на протяжении всей история человечества в работах по философии, психологии, литературе, искусстве. Актуальность рассмотренной темы матери заключалась в том, что любовь матери — основа и источник жизни. У всех народов символ матери свят и нерушим.
Статус женщины, ее положение в обществе, составляет среди прочих элементов культурный код той или иной цивилизации. Положение женщины определяет характер взаимоотношения между полами, модель супружества, крепость брачных уз, качество семейных отношений. Не исключено, что эта модель сказывается на жизнестойкости культуры.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной культурологии понятие «женский мир» является устоявшимся и определяется как многомерная структура, включающая всю совокупность проявлений женщины в социуме. Одной из наиболее важных особенностей женского мира является его функциональная насыщенность и динамичность реакции на социокультурные трансформации.
Изменения в самых разных сферах общественной жизни отражаются в содержании «женского мира» и репрезентации женской образности, многообразие которой обусловлено сочетанием различных женских ролей, в основе которых лежат архетипические модели. Изучение динамики их воплощения в искусстве в актуальных для своего времени женских образах позволяет глубже понять базовые механизмы функционирования общества, систему взаимодействия глубинных, «надысторических» ценностей и новых идей.
Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя стереотипы женственности, нередко использует примеры средневековых персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче, отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской, куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской.
Эпоха Возрождение – одна из самых ярких в истории мирового искусства. Свое название-Возрождение (или Ренессанс) – этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Эпоха Возрождения в Италии стала временем формирования принципиально новой культуры и мировоззрения, объединяемых понятием «гуманизм». Значительные изменения коснулись, фактически, всех сфер жизни, как материальной, так и духовной. Наследие Средневековья, было частично отторгнуто, частично подвергнуто серьезному пересмотру, вернулись, практически из небытия, многие достижения античности. Именно в культуре и искусстве XVI века в наиболее чистой и явной форме выкристаллизовывались как современные взгляды на женщин со всеми их особенностями, так и характер их эволюции.
Обзор литературы по теме исследования. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет утверждать, что существует значительный ряд публикаций, раскрывающих проблемы «женского мира». Это труды зарубежных и отечественных культурологов, философов, социологов, психологов, историков.
Мыслители античности, размышляя о женщинах и женственности, рассматривая ее в рамках тендерного бинаризма, подчеркивали ее зависимое положение (Сократ, Аристотель, Платон). Сущность женского начала замыкалась в характеристиках пассивного, второстепенного, нуждающегося в покровительстве в трудах А. Шопенгауэра, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, Ф. Ницше, И. Канта и др.
Важный пласт представляют общетеоретические работы по философии культуры, философии искусства: В. Егорова, Ф. Таперджи, О. Кривцуна, направленные на осмысление сущности культуры эпохи Средневековья и Возрождения в контексте мировых цивилизаций и роли творческих процессов в них.
Всесторонние исследования роли женщины в культуре западноевропейского Средневековья проведены Дж. Беннет, Э. Пауэр, Т.Б. Рябовой, Ш. Шахар, коллективом авторов, принявшим участие в создании энциклопедии «Women and Gender in Medieval Europe». Исследованию представлений о женской природе и предназначении женщины в трудах отцов Церкви и схоластов посвящена работа С. Жеребкина, в труде В. Успенской проанализирована попытка теоретической реабилитации женщин, предпринятая Кристиной Пизанской. Историко-философское исследование Симоны Де Бовуар охватывает весь комплекс проблем связанных с женщиной.
Исследования, посвященные культу Прекрасной Дамы чрезвычайно многочисленны как в зарубежной, так и в отечественной медиевистике. В их ряду можно отметить следующие работы: Ж. Дюби «Куртуазная любовь и перемены положения женщины во Франции XII в.» (Дюби, 1990); М. Пастуро «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола» (Пастуро, 2001); Й. Хейзинга «Осень Cредневековья», в которой также немало внимания уделяется исследованию этого феномена (Хейзинга, 1995); М. Оссовская «Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали» (Оссовская, 1987); Т. Б. Рябова «Женщина в истории западноевропейского средневековья» — всестороннее исследование частной и общественной жизни средневековой женщины (Рябова, 1999) и др.
Следует, однако, отметить, что большинство издающихся в России исследований и научных статей по «женской» проблематике сравнительно редко специально обращается к женщинам итальянского Ренессанса, а переходный период заката Возрождения и начала Нового времени в них фактически не рассматривается (в большинстве исследований верхним хронологическим рубежом является XV век).
В XIX веке и на рубеже XX началось научное осмысление и, собственно, изучение, женского наследия в культуре Возрождения. В этот период были созданы, на основе данных первичных источников, многие основополагающие биографические труды о женщинах эпохи Возрождения. Таковы, например, работы Альфредо Реумонта и Доменико Торди о Виттории Колонне, Гвидо Бьяджи о Туллии Арагонской, Абделькадера Сальцы о Гаспаре Стампа. Помимо этого, разумеется, появлялось еще большее число работ о женщинах, получивших в Возрождение известность на политическом поприще, но также оказывавших и значительное влияние на культуру: Джулия Гонзага, Катерина Чибо, Мария д'Арагона, Изабелла д'Эсте, Елизавета Гонзага (работы И. Аффо; Б. Феличианжели, Ф. Фьорентино, А. Луцио, Р. Реньера).,
При этом особенностью являлось то, что уже в XIX веке, помимо итальянских исследователей, наибольший интерес к данной' тематике проявляли авторы из Великобритании и США. Эта тенденция сохранилась и в западной историографии XX века, причем на сегодняшний день англоязычные исследования- значительно, превалируют даже над итальянскими.
Цель исследования – проанализировать женский мир в материальной культуре Средних веков и эпохи Возрождения в научной и художественной литературе и музейных собраниях.
Объект исследования – культура Средних веков и эпохи Возрождения.
Предмет исследования – женский мир в материальной культуре Средних веков и эпохи Возрождения в научной и художественной литературе и музейных собраниях.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
• Изучить теоретические аспекты исследования «женского мира» в материальной культуре Средних веков и эпохи Возрождения;
• Проанализировать особенности представления «женской темы» в культурном пространстве Средневековья и эпохи Возрождения.
Методологическая база исследования: Методология обусловлена задачами исследования и строится с учетом исторического и логического единства изучаемых явлений, этимологического анализа, с использованием системного подхода в определении и исследовании предмета изучения.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, историографический, описательный, сравнительный, классификация, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования «женского мира» в материальной культуре Средних веков и эпохи Возрождения
В культуре любой эпохи существует понятие «женского мира». Женщин воспевали поэты, изображали художники, среди предметов декоративно-прикладного искусства всегда выделяются те, которые имеют исключительно женское предназначение.
Это может быть одежда, украшения, кухонная утварь, предметы для ухода за детьми и многое другое. Такие предметы всегда имеют свою интересную историю, связаны с биографией конкретной исторической персоны женского пола или с определенной социальной группой (крестьяне, купцы, дворяне и т.д.) .
Образ женщины обычно очень своеобразен, коррелирует с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее сильной эмоциональностью быстро и ярко поглощает черты своего времени, в основном, обгоняя его. В этом смысле образ женщины можно назвать одним из самых чувствительных барометров общественной жизни.
С другой стороны, женский характер парадоксально реализует противоположные свойства. Женщина – жена и мать – больше всего связана с надисторическими свойствами человека из-за более глубоких и более широких отпечатков эпохи .
Поэтому влияние женщины на возникновение эпохи в принципе противоречиво, гибко и динамично. Гибкость проявляется во множестве отношений женского характера с эпохой.
1.1. Эпоха Средневековья
Средневековое традиционалистское общество, основанное на сословных иерархических принципах, формализованных связях, верности обычаям и закону, демонстрирует исторически разноплановую, изменчивую в деталях, но при этом достаточно суровую «женскую историю». Основными факторами формирования отношения к женщине и роли ее в обществе были
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: частная жизнь и культура. М.: РГГУ, 2005.
2. Андриенко П.А., Козликин Д.П. Машины и механизмы Леонардо да Винчи // Теория механизмов и машин. - 2005. - Т. 3. - № 6. - С. 95-95.
3. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к исследованию «женского мира» в западноевропейском искусстве // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017.
4. Букатова, Д. М. Женщины средневекового Запада: Монахини, жены, блудницы. М. : Ленанд, 2014.
5. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем. С.Бриллианта. Смоленск: Русич, 2003.
6. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. ‒ М.: Айрис-пресс, 2004
7. Венедиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Основные принципы изучения женского мотива в мировой культуре: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского искусствоведения». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 99–124
8. Гращенков В.Н. – Итальянская портретная живопись раннего Возрождения и Нидерланды // Советское искусствознание' 78. – Вып. 2. – М., 1979.
9. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности художественной культуры Средневековья и эпохи Возрождения // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы культурологи и искусствоведения в России и за рубежом». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2064. – С. 97–116
10. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство – СПб, 2005. 294 с.
11. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Гендерные мотивы в искусстве. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
12. Дюби, Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. : пер. с фр. // Одиссей. Человек в истории / отв. ред. А. Я. Гуревич. М. : Наука, 1990.
13. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Очерки зарубежной культуры. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
14. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование принципов построения идеала женской красоты в эпоху Возрождения // Материалы научно-практической конференции «Проблемы исследования в искусствоведении и тенденции их развития». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
15. Иванова А.С., Романова Е.В. Культура и искусство X–XVI веков. – Хабаровск.: Статус Кво, 2013 – 395 с.
16. История женщин на Западе. В 5 т. Т.2. Молчание Средних веков / Под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под. ред. К. Клапиш-Зубер; пер. с фр. под ред. Р.А.Гимадеева. СПб.: Алетейя, 2009.
17. Комаров В.С., Ежов А.В. Историография культуры: история и современность. – Волгоград.: Зебра, 2012. – 360 с.
18. Коноваленко С.М. Основные направления исследований материальной и духовной культуры различных исторических эпох // Мир искусства. Сборник статей. – Архангельск: Свет, 2018. – С. 100–123
19. Корунова Т.С., Красильникова М.Ю. Своеобразие эстетики Леонардо да Винчи: живописная концепция творчества // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 31-32.
20. Кравцова Е.К. Гендер в искусстве: содержание термина и история изучения. – Воронеж: Слава, 2016. – 480 с.
21. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Исследование мотивов женской сексуальности в произведениях искусства Средневековья и эпохи Ренессанса // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного искусствоведения». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
22. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии: в2 т. / Леонардо да Винчи. – СПб: Издательский дом«Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – Т. II. – 479 с.
23. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Основные направления культурологических исследований в сфере искусства эпохи Возрождения // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Социальные и гуманитарные науки – СПб.: Российская академия правосудия, 2015. – С. 59–72
24. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Принципы изучения материального выражения темы женского мира в искусстве различных исторических эпох // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения мировой художественной культуры: история и современность». – Брянск: Брянский государственный университет, 2017. – С. 56–70
25. Михайлов Г.К. Леонардо да Винчи, кто он? // Природа. - 2004. - № 9. - С. 92-96.
26. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные признаки «женственности» в мировой художественной культуре: Средние века и эпоха Возрождения // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа культурных процессов в мировой истории». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
27. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы исследования женской темы в культуре Средних веков: анализ трудов современных ученых-искусствоведов // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о развитии мировой культуры и искусства: к анализу историографических исследований». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–120
28. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Исследования культуры эпохи Возрождения в России и за рубежом. – Ханты-Мансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
29. Рябова, Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново : Изд. центр «Юнона», 1999.
30. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Этапы и особенности развития исследований женского быта в искусстве // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум» Социальные и гуманитарные науки. – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 107–122
31. Соболев Д.А. Идея полета в трудах Леонардо да Винчи // Вопросы истории естествознания и техники. - 2005. - № 3. - С. 57.
32. Хейзинга, Й. Сочинения : в 3 т. : пер. с нидерл. / вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколотой. М. : Прогресс ; Культура. Т. 1. Осень Средневековья, 1995.
33. Чернышева, Е. «Прекрасная Дама» в представлениях трубадуров, труверов и миннезингеров // Женщины в истории: возможность быть увиденными : сборник научных статей. Вып. 3 / ред. И. Р. Чикалова. Минск : БГПУ, 2004.
34. Эстетика Ренессанса: Антология: в2-хт. / сост. инауч. ред. В.П. Шестаков. – М.: Искусство, 1980. – Т.2.– 639 с.
35. Art and Love in Renaissance Italy / Ed. by A. Bayer. New York: The Metropolitan Museum of Art; New Haven and London: Yale University Press, 2008
36. Campbell L. National Gallery Catalogues: The Fifteenth Century Netherlandish Paintings. London: National Gallery Company, 1998
37. Cieri Via C. Allegorie morali dalla bottega belliniana // Giorgione e la cultura veneta tra ’400 e ’500. Mito, allegoria, analisi iconologica. Roma, 1981
38. Goffen R. Giovanni Bellini. New Haven and London, 1989
39. Harbison C. The Art of the Northern Renaissance. London: Laurence King Publishing, 1995.
40. Lipman J. H. – The Florentine Profile Portrait in the Quattrocento // The Art Bulletin. – Vol. 18. – No. 1 (Mar., 1936). – P.54-102
41. Nash S. Northern Renaissance Art. Oxford: Oxford University Press, 2008
42. Tempestini A. Giovanni Bellini. Catalogo completo dei dipinti. Firenze, 1992