Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Развитие личности младшего школьника всегда являлось актуальной задачей для системы образования, и педагоги для этого используют самые разнообразные педагогические технологии и методики.
ФГОС НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, что несомненно способствует развитию личности ученика. Способности детей формируются в процессе субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке.
Прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету.
И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают, то на обобщающих уроках, которые можно проводить посредством групповых форм обучения, или, путём драматизации, они должны продемонстрировать, насколько успешно они эти знания и навыки могут применять на практике.
Наличие познавательных и творческих способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Это позволяет формировать личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Развивать воображение и познавательную активность младших школьников можно различными способами, в том числе, средствами театрализованной деятельности и драматизации в целом. Одной из задач современного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности и позитивной социализации. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники были активными и самостоятельными. Какие именно средства выберет педагог, зависит от того, какими приёмами и методиками он владеет в целом. Благодаря драматизации и организации театрализованной деятельности, у детей развивается не только воображение и речь, но и полезные коммуникативные навыки.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость применения групповых форм работы на уроках по окружающему миру и их роль в развитии личности учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: групповые формы работы на уроках по окружающему миру и их роль в развитии личности учащихся.
Задачи:
1. Провести анализ понятия развитие личности обучающихся в условиях ФГОС НОО.
2. Изучить особенности развития личности младшего школьника на уроках окружающего мира посредством групповой формы работы.
3. Описать организационно-педагогические условия развития личности младшего школьника на уроках окружающего мира посредством групповой формы работы.
4. Предложить методические рекомендации по развитию личности младшего школьника на уроках окружающего мира посредством групповой формы работы
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, интерпретация данных.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития личности обучающихся посредством групповой формы работы
1.1. Анализ понятия развитие личности обучающихся в условиях ФГОС НОО
В последние десятилетия в современной образовательной среде происходят многочисленные инновационные изменения. В новой парадигме образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой образовательной ступени реализуется системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Любой образовательный, или развивающий процесс предусматривают субъект - субъектные отношения между педагогом и воспитанниками.
В вопросах субъект – субъектных отношений в образовательной среде работали исследователи А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. Идеи самоценности дошкольного детства принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др. [15].
Развитие личности младшего школьника подразумевает наличие новообразований. Это происходит в процессе ориентации на группу сверстников и при формировании личностной рефлексии, когда субъект способен самостоятельно устанавливать границы своих возможностей. Речь также идёт о формировании осознанной и обобщённой самооценки, осознанности и сдержанности в проявлении чувств, осознанности волевых действий и сформированности волевых качеств.
Инновационная педагогика сегодня ставит перед собой задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности. Сегодня образовательная среда помимо образовательного результата предусматривает формирование и развитие личностно значимых качеств субъекта.
Большую роль в процессе формирования личностно значимых качеств ребёнка играет продуктивная учебная деятельность [7].
С.Л. Рубинштейн отмечал насколько важно воображение для каждого ребёнка. Это также важно и для взрослого человека, поскольку при выполнении любых действий важно понимать, какой именно результат будет получен по окончании выполнения действия.
Исследователь Л.С. Коршунова отмечала, что благодаря воображению человек способен до конца отображать действительность, но это происходит в неожиданных ракурсах или связях [20]. Благодаря воображению люди способны выстраивать и создавать новые образы. Всё это можно отнести к творческим способностям человека, которые играют в его жизни большую роль.
Л.С. Выготский писал о способностях личности следующее. Без воображения субъекта никакие способности развиваться не могут, и именно воображение человека можно назвать предпосылками развития способностей и личности в целом.
Американский психолог Дж. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта. Он ввёл в психологию категорию дивергентное мышление и отметил, что все творческие люди обладают именно дивергентным мышлением. Такой тип мышления является многомерным. Человек, который обладает таким типом мышления может искать решение своего вопроса сразу по нескольким направлениям.
При этом, они способны одновременно рассматривать несколько вариантов, заранее представляя, что может получиться в конечном варианте. Именно дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления. Оно характеризуется следующими особенностями:
1. Быстрота.
2. Гибкость.
3. Оригинальность.
4. Завершённость (законченность).
Быстрота позволяет предлагать субъекту сразу несколько идей, или вариантов одновременно. Под гибкостью понимают быстрое изменение содержания той, или иной идеи. Оригинальность позволяет субъекту высказывать идеи нестандартные. Проявляться это может как в решениях, так и в ответах, которые никогда не совпадают с общепринятыми и стандартными. Завершённость предполагает совершенствование подразумеваемого продукта от начала, до конца, и придание ему законченного вида.
Ко многим стандартным решениям творческие люди подходят нестандартно, что позволяет им получать совершенно новые результаты. Они действительность воспринимают полностью и способны ассоциировать достаточно отдалённые понятия.
При этом очень важен такой процесс как экспериментирование. Под ним понимают способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность. Ученые считают, что компонентами творческого потенциала человека являются:
-интерес к творческой деятельности;
-способность активно включаться в творческую деятельность;
-дивергентное, творческое мышление;
-гибкость в мышлении и действиях;
-скорость мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
-богатое воображение;
- развитая интуиция.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе [Текст] / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 21.04.2024).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2002. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Текст] /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 21.04.2024).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 21.04.2024).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе [Текст] / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС [Текст] / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - No2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – No 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС [Текст] / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – No XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 21.04.2024).