Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Мусульманское право вытекает из исламской религии, формируя с ней единое целое и характеризуя, таким образом, признаки государства и права большинства государств Африки и Азии. Несмотря на то, что со второй половины XIX века можно было отследить тенденцию к падению роли мусульманского права, в последние годы его отдельные институты, отрасли и нормы не только существуют как действующее право, но также и усиливают собственное воздействие.
Конституции большинства мусульманских государств считают базовые положения мусульманского права основным источником законодательства, по этой причине в законотворческой деятельности обширно применяются классические работы по исламской юриспруденции, а также предпринимаются попытки систематизации мусульманских норм по некоторым отраслям, что, в общем, стимулирует развитие исламского правоведения.
Мусульманское право оказало колоссальное влияние на историю развития государства и права большинства восточных государств. Область его действия как идеологический и правовой фактор сегодня также остается достаточно обширным, что во многом можно объяснить тесным взаимодействием мусульманского права с исламом как религиозной системы, которая до настоящего времени имеет едва ли не основополагающее значение для мировоззрения самых обширных слоев населения в этих странах. Мусульманское право необходимо рассматривать с двух главных точек зрения. В мирском смысле оно признается единой мусульманской системой норм социального регулирования, включающей в себя как правовые нормы, так и неюридические регуляторы, по большей части, религиозные и нравственные правила поведения. В жизни во время столкновения с общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Между тем, как показывает практика правового развития мусульманских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают сравнительно самостоятельное место. Помимо этого, с течением времени обособление правовых норм от иных, неправовых мусульманских регуляторов, выражалось все более отчетливо, система таких норм является мусульманским правом в его юридическом значении.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с мусульманским правом.
Предмет исследования – особенности мусульманского права.
Цель данной работы – комплексное исследование особенностей мусульманского права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить вопросы становления и развитие мусульманского права;
2) рассмотреть особенности мусульманского права;
3) исследовать источники мусульманского права.
Методологическую основу составляют общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.
1.Становление и развитие мусульманского права
Одним из самых крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке признается мусульманское право (или шариат). Данная правовая система, со временем получившая мировое признание, сложилась и оформилась в границах Арабского халифата. Процедура ее развития была тесно связана с эволюцией арабской государственности от незначительной патриархально-религиозной общины в начале 7 века (при пророке Мухаммеде) до одной из самых крупных империй 8-13 веков при династиях Омейядов и Аббасидов.
Уже на ранней стадии собственного развития, мусульманское право принимает в себя многие компоненты предыдущих восточных правовых культур, к примеру, правовые традиции и обычаи, которые действовали в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах определенное время продолжало действовать право сасанидского Ирана, а также, в части, и римское право. Все данные источники оказали определенное, хотя и внешне слабозаметное воздействие на формирование шариата, символизируя соответственно, взаимодействие западной и восточной цивилизации.
Мусульманским правом признается система норм, выраженных в религиозной форме и основании на мусульманской религии – Исламе. Ислам базируется на том, что право напрямую исходит от Аллаха, который в определенный период истории открыл его для человека с помощью пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подвергаются нормативному регламентированию.
Ислам считается наиболее молодой религией из трех главных религий мира, но имеет довольно обширное распространение. Эта религия включает в себя, главным образом, теологию, устанавливающую догмы и уточняет, во что именно должен верить мусульманин; во-вторых, шар или шариат, т.е. предписания для верующих, что они именно обязаны делать и чего не должны. Шариат в переводе значит «путь следования», - это по собственной сущности религиозный закон, диктуемый верующим, т.е. система предписаний. В основании шариата, так же, как и других религиозно-нормативных систем, заложен принцип религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Последствием невыполнения обязанностей признается грех нарушителя, по этой причине исламское право значительное внимание уделяет санкциям, установленным самими нормами.
Источниками мусульманского права признаются:
1) Коран – это священная книга Ислама и основа всего исламского права;
2) сунна – это система предписаний о делах и высказываниях пророка Мухаммеда, имеющая юридическое значение;
3) иджма – это общее мнение авторитетных юристов ислама;
4) кияс – это суждение по аналогии по юридическим вопросам;
5) фетва - в исламе решение по определенному вопросу, выносимое муфтием, факихом либо алимом, которое основано на принципах Ислама и на прецедентах мусульманской правовой практики;
6) фикх - это комплекс практических постановлений и законов, признающихся логичным результатом правового толкования специалистами по исламскому праву, а также продуктом человеческого понимания и толкования правовых источников.
Коран и сунна признаются основными источниками истории исламского права, которые непосредственно связаны с именем Мухаммеда. В 632 г. после смерти Мухаммеда сущность исламского права в 7 веке была дополнена его приверженцами целым комплексом новых положений на основе толкования сунны и Корана. Между тем, потребности общественной жизни требовали развития норм шариата, классификации и систематизации его норм и принципов. Развитию этих задач в период с 8 по 10 век была посвящена деятельность исламских правоведов и основанных ими различных школ права.
В собственном толковании Корана и сунны исламские правоведы разных школ основывались на принципе, поощряемом пророком – «иджтихад», т.е. самостоятельное судейское усмотрение при умолчании других источников по отношению к рассматриваемому делу .
Толкование Корана и сунны мусульманскими правоведами на основе этого принципа фактически сопровождаются установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих юристов были сформированы основные принципы и конкретные нормы мусульманского права.
К XI веку окончательно сложилась иджма и заканчивается период так называемого «абсолютного иджтихада» - время прямого толкования сунны и Корана с формированием основных начал мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого «таклида» - это действие шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма.
С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой. Между тем, развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжилось и в последующие века.
Этому развитию оказывало содействие применение и толкование положений шариата, учитывая «время, место и условия». Благодаря этому подходу доктрина допустила применение не противоречащих исламу договоренности сторон, обычаев, административных регламентов.
Несмотря на то, что данные юридические формы и остаются вне самой системы мусульманского права, но придают ему значительную гибкость и приспособляемость к разным условиям и дают возможность восполнять его пробелы.
Власть государства, в соответствии с исламом, - не господин, а слуга шариатского права, в связи с этим она может с помощью собственного законодательства менять нормы шариата и творить новое право. Между тем, она должна отслеживать соблюдение норм шариата и с целью порядка в обществе может принимать соответствующие акты и решения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Научная и учебная литература:
1. Абрамов А.Р. Современные мусульманские правовые семьи // Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности. Сборник научных статей. - 2023. - С. 13-17.
2. Акиева П.Х. Институт собственности в мусульманском праве // Журнал «Гражданское общество в России и за рубежом». - 2023. - № 2. - С. 20-22.
3. Алтабасов А.О. Мусульманское право в современном мире // Журнал «Экономика и социум». – 2022. – С.824-825.
4. Андреева Е.С. Особенности мусульманской правовой семьи // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2022. - С. 194-196.
5. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 497 с.
6. Балковая В.Г. Мусульманское право в современном мире // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2023. - № 11 (227). - С. 14-16.
7. Бобровникова А.Е., Подстрахова А.А. Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву // Журнал «Студенческий вестник». - 2023. - № 19-6 (258). - С. 5-7.
8. Васильев В.В., Ромашов Р.А. Специфические черты мусульманского права // Журнал «Наука через призму времени». - 2022. - № 9 (66). - С. 8-11.
9. Герман А.В., Гаджызаде Г.Ф.К. К вопросу о системе источников мусульманского права // Журнал «Трансформация права». - 2022. - С. 119-124.
10. Иванов Ю. А. Преступление и наказание в мусульманской правовой системе // Журнал «Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики». – 2022. – С. 53-54.
11. Лыков-Миколаев С.В. Сунна как источник исламского права // Журнал «Юридический факт». - 2022. - № 179. - С. 24-26
12. Манна А.А. Мусульманское уголовное право: теоретические вопросы и современная практика // Журнал «Международный правовой курьер». - 2023. - № 7. - С. 71-75.
13. Михайлова Н.Е., Борисов И.С. Коран и сунна как источники мусульманского права // Дни студенческой науки. Сборник научных статей. - 2022. - С. 123-125.
14. Напцок А.А., Саад М.Г. Источники мусульманского права // Студент и наука: актуальные вопросы современных исследований. Сборник научных статей. – 2023. – С.64-66.
15. Носкова К.С., Меркушова Е.С. Особенности семейного мусульманского права // Журнал «Научные перспективы». - 2023. - С. 384-387.
16. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение: академический учебник / А.X. Саидов. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 320 с.
17. Свистунов А.А. Права человека и мусульманское право // Журнал «Закон и право». - 2023. - С. 640-645.
18. Серегин, А. В. Сравнительное правоведение (мир правовых семей): учебник для вузов / А. В. Серегин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с.
19. Чегодайкина И.В. Система исламского права // Журнал «Религия, культура, язык в России и за рубежом». -2023. - С. 120-123.
20. Швецова А. В. Иджма как источник мусульманского права // Журнал «Эволюция российского права». – 2022. – С. 522