Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Системообразующие факторы и ключевые риски устойчивого развития ОАО «Российские железные дороги» 5
2 Количественная и качественная оценка и анализ рисков на железнодорожном транспорте 9
3 Матрица «вероятность – последствия» как инструмент анализа и оценки рисков на железнодорожном транспорте 16
Заключение 22
Список используемых источников 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Железнодорожный транспорт - одна из отраслей, в которой особенно ярко выражены особенности производства и высокий уровень риска. Вся деятельность организаций железнодорожного транспорта подвержена рискам, возникающим под воздействием внешних и внутренних факторов. Характер этих факторов обусловлен наличием альтернативных исходов в процессе принятия и реализации управленческих решений. В этой связи вопрос управления рисками особенно актуален для хозяйственной практики ОАО «РЖД».
В условиях советской экономики единая транспортная система достаточно успешно решала указанные проблемы, которые возникали в связи с единым централизованным управлением всей транспортной системой страны. Реформа железнодорожного транспорта выявила ряд проблем, касающихся дальнейшего функционирования железнодорожного транспорта, как в области внутриотраслевой конкуренции, так и по отношению к другим видам транспортных организаций в части управления рисками. В настоящее время транспортный рынок представляет собой совокупность независимых организаций - перевозчиков и посредников - с преобладанием небольших капиталов. Сложившаяся ситуация меняет устоявшиеся отношения между грузовладельцами, транспортными посредниками (агентами, операторами и экспедиторами) и владельцами инфраструктуры основных видов транспорта. Каждый участник транспортного процесса преследует только свои интересы. Это влечет за собой увеличение объема экономических операций и связанных с ними затрат, неопределенностей и рисков для всех участников рынка транспортных услуг.
Под экономическим риском принято понимать возможность (угрозу) частичной потери ресурсов (существенный ущерб), а также отсутствие доходов или дополнительные расходы в результате определенной производственной и финансовой деятельности (упущенная выгода). Как известно, рисками не только можно, но и нужно управлять. Деятельность предприятия, связанная с преодолением неопределенности в процессе принятия управленческих решений, называется управлением рисками, так как предполагает выбор оптимального размещения и использования его ограниченных ресурсов и, при этом, возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения целей, неудачи или отклонения от целей, что является К ним относятся.
Сегодня железнодорожный транспорт обладает уникально сильными информационными ресурсами и является важнейшей составляющей единого транспортного комплекса страны, поэтому вполне логично, что компания «РЖД» приступила к внедрению системы управления надежностью, рисками и безопасностью транспортных процессов. Сегодня эта система позволяет ОАО «РЖД» занимать лидирующие позиции в управлении грузовыми перевозками в масштабах всего транспортного комплекса страны, повышая надежность российской транспортной системы.
Цель работы - Оценка и прогнозирование потенциальных и территориальных реальных рисков в РЖД
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- Рассмотреть системообразующие факторы и ключевые риски устойчивого развития ОАО «Российские железные дороги»;
- Дать количественную и качественную оценку и анализ рисков на железнодорожном транспорте;
- Описать матрицу «вероятность – последствия» как инструмент анализа и оценки рисков на железнодорожном транспорте.
1 Системообразующие факторы и ключевые риски устойчивого развития ОАО «Российские железные дороги»
Долгосрочное устойчивое и эффективное развитие железнодорожного транспорта определяется способностью заблаговременно выявлять, оценивать и предотвращать неблагоприятное воздействие различных групп факторов. Анализ и классификация рисков ОАО «РЖД» представлены в Функциональной стратегии управления рисками холдинга «РЖД».
Риски ОАО «РЖД» подразделяются на внешние и внутренние. К внешним рискам относятся:
Макроэкономические риски: снижение объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом, риск незапланированных колебаний объемов перевозок, превышающих провозную способность отдельных участков железных дорог, ухудшение структуры перевозок промышленной и сельскохозяйственной продукции железнодорожным транспортом, рост цен на товары и услуги, потребляемые ОАО «РЖД», доходы компании от пассажирских перевозок в связи со снижением платежеспособности населения и снижением инвестиционной и деловой активности. К рыночным рискам относятся: снижение доли ОАО «РЖД» в прибыльных сегментах транспортного рынка; усиление внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции; риск того, что качество и ассортимент предоставляемых услуг перестанут отвечать новым требованиям клиентов; развитие альтернативных видов транспорта, например, за счет ускоренного внедрения технологических инноваций развитие сверх развития альтернативных видов транспорта, создание новых международных транспортных коридоров в холдинге «Российские железные дороги» и создание новых международных транспортных коридоров в Российской Федерации.
Финансовые риски включают кредитный риск, валютный риск, процентный риск, риск потери ликвидности, снижение позиции компании «РЖД» в рейтингах международных организаций, финансовые последствия рисков собственности и ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации // www.constitution.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть I, II, III, IV (ред. от 25.02.2022). – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О безопасности дорожного движения» // www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»// www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об акционерных обществах» – режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // www.consultant.ru
9. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О транспортной безопасности». – режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года / Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2019 № 466-р «Об утверждении программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года» (вместе с «Долгосрочной программой развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года»). – режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга) / Официальный сайт Центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД»// http://rzd-expo.ru
13. ISO 28002-2011 Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Обеспечение устойчивости в цепи поставок. Требования и руководство по применению // СПС Право.ru http://docs.pravo.ru
14. ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании // СПС Право.ru http://docs.pravo.ru
15. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» / База нормативной документации // www.complexdoc.ru
16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационные технологии. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем // Право.ru http://docs.pravo.ru