Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы современного мирового рынка 5
1.1. Понятие и сущность современного мирового рынка 5
1.2. Возникновение современного мирового рынка 6
2. Особенности и тенденции развития современного мирового рынка 10
2.1. Особенности развития современного мирового рынка 10
2.2. Тенденции развития современного мирового рынка 23
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Торговая деятельность не ограничивается лишь взаимоотношениями между отдельными индивидами, предприятиями и государством внутри одной страны. На мировом уровне существует взаимодействие между целыми национальными экономическими системами. Мировой рынок представляет собой интегральную часть всемирного хозяйства, где сталкиваются спрос и предложение в масштабах крупных экономических систем.
Торговые отношения на мировом рынке охватывают государства, крупные корпорации, коммерческие организации и предпринимателей. Все это образуется благодаря международному разделению труда, где товары и услуги обмениваются между странами.
В современных условиях мировой экономической ситуации наблюдается тенденция всеобщей интеграции в глобальное хозяйственное пространство. На мировой рынок выходят новые участники, что приводит к усилению конкуренции. Важной особенностью мирового рынка является его многообразие продуктов и услуг, а также доступность разнообразных ресурсов. Деятельность на мировом рынке регулируется международными организациями и соглашениями, заключаемыми странами в коллегиальном порядке. Каждый рынок формирует свои торговые центры, цены которых являются базовыми.
Актуальность. Международная торговля уходит корнями в древние времена. Но мировой рынок начинает формироваться примерно в 16 веке. Формирование мирового рынка связано с возникновением капиталистической общественной структуры. На основе международного разделения труда углубляется специализация производства. В результате товарообмен между государствами растет, а национальные рынки тесно связаны друг с другом. Структура мировой торговли меняется. На ранних этапах мирового торгового цикла в экспорте развивающихся стран преобладали сырье и продукты питания.
Цель курсовой работы – изучение современного мирового рынка: сущность, особенности и тенденции развития.
Задачи курсовой работы:
изучить понятие и сущность современного мирового рынка;
рассмотреть возникновение современного мирового рынка ;
раскрыть особенности развития современного мирового рынка;
выявить тенденции развития современного мирового рынка.
Объект исследования – современный мировой рынок.
Предмет курсовой работы – развитие современного мирового рынка.
Методологическую основу работы составляют общепризнанные методы научных исследований такие, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и другие.
Реализация указанных цели и задач обусловила структуру и логику работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы современного мирового рынка
1.1. Понятие и сущность современного мирового рынка
Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, основанных на мировом рынке товаров.
Таблица 1
Понятие современного мирового рынка
Автор Понятие
И. К. Ключников [3] Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов.
Г. А. Родина [7] Мировой рынок – это система устойчивых товарно-денежных отношений между странами, которые связаны между собой участием в международном разделении труда
А. С. Булатов [9] Мировой рынок - сфера обмена между национальными хозяйствами
По нашему мнению, мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений в общем комплексе государств мира, основанных на развитии и углублении международного разделения труда и движении факторов производства между странами.
Экспорт развитых стран состоял из промышленной продукции. Хотя существенных структурных изменений в экспорте развивающихся стран не произошло, в экспорте развитых стран произошел ряд изменений. Главным фактором изменения структуры международной торговли является вывоз капитала. При экспорте капитала развивающиеся страны стали покупать не готовую продукцию, а оборудование, необходимое для производства этой продукции. Это обусловило важную роль техники в структуре мирового торгового оборота в период после Великой Отечественной войны.
Увеличение торговли производственным оборудованием привело к углублению разделения труда между государствами в послевоенный период. Необходимо проводить различие между характеристиками национального рынка и глобального рынка. Движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими факторами. То есть отношения между предприятием и предприятием, между провинцией с провинцией и т. д.
Ограничений на движение товаров на национальном рынке нет. Однако лишь ограниченная часть товаров, производимых на национальном рынке, участвует в товарообмене между национальными рынками. Еще одной отличительной чертой является движение мировых цен на мировом рынке. Помимо единой материализованной формы товаров, на мировом рынке действует также мировой рынок услуг. Эти услуги, в частности, носили научно-технический характер, и их применение дало большой импульс развитию международной торговли.
Мировой рынок в целом характеризуется межгосударственным обменом товарами. Мировая экономика развивается на основе традиционной жесткой конкуренции между капиталистическими странами в условиях рыночной экономики. Положение отдельных стран на мировом рынке варьируется в зависимости от состава их внешней торговли, географии и конкурентоспособных товаров. Хотя это изменение приносит пользу некоторым штатам, другие находятся в невыгодном положении. То есть расширяются позиции государства, производящего конкурентоспособные товары на мировом рынке [7, с. 88].
В условиях рыночной экономики мировой рынок выступает средством увеличения суммы добавленной стоимости и прибыли. Это происходит на основе неэквивалентного обмена, использования разного потенциала развивающихся стран. В эпоху монополистического капитализма на мировом рынке доминировали крупные международные монополии. Они делили мировой рынок и устанавливали только свои цены на определенные товары. Эти монополии существуют и сегодня. Теперь они немного изменили свой внешний вид и выглядят как международные концерны или тресты. К таким монополиям относятся транснациональные компании США, Великобритании и других развитых стран.
1.2. Возникновение современного мирового рынка
Возникновение капиталистических предприятий, отделение земледелия от ремесла, специализация различных районов, включение промышленных товаров в определенную отрасль, изменение способа обмена продуктов труда как товаров, отделение частных производителей от каждой другие привели к завершению феодального строя. Развитие капиталистического товарного производства привело к взаимозависимости промышленности и сельского хозяйства. Баланс производства в специализированных отраслях, расширение и углубление общественного разделения труда, а также развитие товарного обращения привели к образованию национального рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 299 с.
2. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика : учебник для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 486 с.
3. Ключников, И. К. Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы : учебник для вузов / И. К. Ключников, О. И. Ключников. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 278 с.
4. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 370 с.
5. Кульков, В. М. Макроэкономика : учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 324 с.
6. Макроэкономика : учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 155 с.
7. Макроэкономика для управленческих специальностей : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 471 с.
8. Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 477 с.
9. Макроэкономика : учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.] ; под редакцией А. С. Булатова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 333 с.
10. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 443 с.
11. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Устойчивое равновесие в динамической среде : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 330 с.
12. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Системный анализ : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 348 с.
13. Розанова, Н. М. Практическая макроэкономика : учебное пособие для вузов / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 559 с.
14. Розанова, Н. М. Макроэкономический анализ открытой экономики : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. – перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 193 с.
15. Россия и мир: 2024. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский ; отв. ред.: И.Я. Кобринская, Г.И. Мачавариани. – Москва : ИМЭМО РАН, 2023. – 124 с.
16. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 542 с.
17. Экономическая теория : учебник для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 577 с.
18. Бюро экономического анализа – http://www.beafnd.org.ru.
19. Центр стратегических разработок – http://www.csr.ru.
20. Федеральная служба государственной статистики РФ – http://www.gks.ru.