Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Целью экологического воспита-ния дошкольников является формирование у детей осознанного и пра-вильного отношения к природе. Оно основано на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, в том числе животных, на чувственном познании и наблюдении понятных взаимосвязей в живой и неживой природе. Животные - самый интересный и ценный объект для изучения дошкольниками, поскольку они динамичны и интересны.
Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, именно этот вид деятельности наиболее эффективно осуществляет развитие и воспитание детей. Дидактическая игра как вид игр - это разновидность обучающей игры, реализующая набор принципов игры, активного обуче-ния и характеризующаяся правилами, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценок.
Использование дидактических игр в развивающей и познавательной деятельности естественно-научного цикла в старших группах способствует активизации деятельности ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает усталость у детей. Поэтому такие игры имеют большое значение для развития ребенка в целом, они обязательны в использовании и должны быть в арсенале каждого воспитателя.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия формирования пред-ставлений о домашних животных детей среднего возраста в процессе ис-пользования дидактической игры.
Объектом исследования являются особенности формирования представлений о домашних животных детей среднего возраста в процессе использования дидактической игры.
Предметом исследования является представления о домашних жи-вотных детей среднего возраста в процессе использования дидактической игры.
Цель исследования: выявить эффективные условия формирования представлений о домашних животных детей среднего возраста в процессе использования дидактической игры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности представлений о животных у детей до-школьного возраста.
2. Описать возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
3. Дать оценку дидактическим играм и их сущность.
4. Проанализировать формирование представлений о домашних жи-вотных детей среднего возраста в процессе использования дидактической игры.
Для решения поставленных задач были определены следующие ме-тоды исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Особенности представлений о животных у детей
дошкольного возраста
В педагогике знания рассматриваются как дидактический объект, ко-торый необходимо усвоить детям в процессе обучения. Это избранная и дидактически разработанная часть целостного комплекса научных пред-ставлений о законах реальности. В психологии первоначальное зарожде-ние человеческих знаний о мире определяется в форме образов, ощущений и восприятий. Обработка сенсорных данных в сознании приводит к фор-мированию концепций и представлений.
В них знания хранятся в памяти, и их значение заключается в орга-низации и регулировании практической деятельности. Необходимыми ка-чествами базового знания являются его осознанность, осмысленность, насыщенность определенным содержанием, четкое представление и пони-мание изучаемых предметов, явлений и их закономерностей. Принято раз-личать повседневные (ненаучные) и научные (эмпирические и теоретиче-ские) знания. Приобретение знаний происходит на уровне представлений, которые включают чувственный образ объекта, знание внешнего признака объекта. В зависимости от возраста представления могут быть конкретны-ми и обобщенными. По мере развития когнитивных действий развивается и восприятие.
Исследования Л.С. Выготского, А.П. Усовой и других авторов дока-зали, что наиболее значимые изменения в умственном развитии ребенка являются результатом овладения не отдельными знаниями, а системой знаний. В исследовании В.И. Логиновой выделены несколько методов по-строения системы, к примеру: метод систематизации знаний (знания клас-сифицируются по определенному признаку) [12].
В своем исследовании В.И. Логинова отметила, что методология формирования систематизированных знаний предполагает определение набора фактов с целью их ознакомления, наблюдения за ними, выделения характерных признаков, а затем их группировки по различным критери-ям..
Систематизация устанавливает систему, упорядочивает знания, но не перестраивает их внутренне, поскольку не понимает сути вещей, а раскры-вает их внутреннее содержание и существенные взаимосвязи.
Вторым методом выделяется создание системного знания, то есть распознавание отношений между объектами. В.И. Логинова отмечает, что методология формирования системного знания иная - раскрытие сущности объекта осуществляется в единстве его содержания и структуры. Эта си-стема знаний рассматривается в контексте окружающей среды и как эле-мент системы более высокого порядка. В.И. Логинова подчеркивает, что знания, доступные ребенку, постоянно меняются, перестраиваются и до-полняются.
С каждым новым этапом познания, когда ребенок узнает что-то но-вое для себя, знания обогащаются: их объем, качество, обобщенность и по-следовательность увеличиваются. Все это зависит от объема начальных ба-зовых знаний. Знания дошкольников имеют свои особенности. А.П. Усова выделила две категории знаний в содержании детского социального опыта: самые базовые знания, которые дети усваивают в повседневной жизни, бо-лее сложные знания, которые усваиваются в ходе специального обучения. Поскольку для нашего исследования необходимо определить доступность базовых экологических знаний о животных для детей третьего года жизни, которым следует обучаться с помощью дидактических игр, можно обра-титься к следующим образовательным программам, в которых четко пока-зано формирование этих знаний: программа «Детство» (авторы книги «Ребенок открывает мир природы» - Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова); программа «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011 г.) [15].
К сожалению, детская программа выпуска 2012 года не содержит материалов для детей в возрасте до трех лет, поэтому мы проанализиро-вали детскую программу выпуска 2008 года. Программа «Детство» раз-работана коллективом преподавателей Российского государственного пе-дагогического университета им. А.И. Герцена. Она основана на теоретиче-ских взглядах Санкт-Петербургской (Ленинградской) научной школы. Экологическая составляющая представлена в программе «Детство» разде-лом «Ребенок открывает для себя мир природы», авторами которого яв-ляются Н.Н. Кондартьева, Л.М. Маневцова.
Отбор представлений о природе в программе осуществляется на ос-нове ведущих идей естествознания и экологии: единство организма и окружающей среды, взаимосвязь живого и неживого, разнообразие и из-менчивость природы, ее целостность, единство человека и природной при-роды. Особенностью программы является ее системная целостность. Л.М. Маневцова предлагает детям третьего года жизни следующие знания о жи-вотных: знания о конкретных представителях животного мира (животные, птицы, рыбы, насекомые) и их названиях; они знают, что есть домашние животные (кошка, собака, корова, коза, куры, пчелы, аквариумные рыбки) и дикие (волк, лиса, медведь, заяц, еж, ворона, голубь, воробей, бабочки, жуки и т.д.); дети знают особенности внешнего вида животных в непосред-ственной близости; дети знают, что животное живое, оно двигается, ест; у животных есть рот, он может быть разным (клюв, рот с зубами); животное дышит, видит и слышит (есть глаза, орган слуха); каждому животному нужно место для жизни (жилище, кров).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.
2. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова, - Ярославль: «Академия развития», 2003. - 112 с.
3. Авдеева, Н.Н. Экологическое образование и воспитание [Текст] / Н.Н. Авдеева // Вестник образования. - 2006. - № 11. - С. 67-69.
4. Аромштам, М. Ищи друзей в игре [Текст]: / М. Аромштам //Дошкольное образование. - 2002. - №5. - С.2-5.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
6. Бровкина, Е. Ознакомление с окружающим миром. Природо-ведение [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. педучеб. заведений / Е. Бровкина. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 224 с.
7. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О.А. Воронкевич . – М.: Издательство»ТС-Сфера», 2009. - 25 с.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст]: / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. – № 6. – С.62-68.
10. Гайдамак, А. Социально-экологический идеал [Текст]: / А. Гай-дамак, Т. Тийтанен. //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С.71-77.
11. Ген, Г. Развивающие игры. [Текст] / Г. Ген, Н. Ковальчук, Е. Леонова // Ребенок в детском саду. – 2003. - №6. - С.60- 64.
12. Гербова, В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст] / В. Гербова. - М.: Просвещение, 1989. – 360 с.
13. Голицына, Н. С. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голи-цына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с.
14. Грибова, О. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи [Текст]: Альбом 2. / О. Грибова, Т. Бессоно-ва. - М.: «АРКТИ», 2001. – 48 с.
15. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.
16. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек.- М. Воспитание до-школьника, 2007.
17. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983.
18. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обуче-ния. Ярославль, 1997 и др.
19. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования де-тей «Мы». «Азбука экологии». С-Пб, 2002
20. Красиков С. Лесная энциклопедия. М., ТОО «Природа и чело-век», 1997.
21. Лучич М.В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.
22. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
23. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой. С-Пб, Акцидент, 1998.
24. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошколь-ников. М., 2002.
25. Программа Васильева М.А. М.: Просвещение, 1993. .Ушинский К.Д. Избранные сочинения. -М., 1968.
26. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика - Син-тез,2009.
27. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошколь-ное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению заня-тий в нем).
28. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение. . Методика ознакомления детей с природой в детском са-ду / под ред. П. Г. Сморуковой. - М. : Просвещение, 1991. - 240 с.
29. Сорокина А. И.,. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М.,-1968
30. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976.
31. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. - М., 1999.
32. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004.
33. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М.,2001.