Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономические отношения традиционно выступают наиболее сложной областью правового регулирования. Это связано как с разнообразием экономических институтов и процессов, так и с изменением приоритетов и направлений развития экономической сферы общества, подвижностью пределов различных сегментов экономического свойства. Исторически в науке сложилось понимание экономики как предмета правового регулирования, как сферы государственного (управленческого) воздействия. При этом экономические отношения выступают предметом правового регулирования многих (если не всех) отраслей права.
Государственное регулирование экономических отношений меняется в разные периоды развития и обусловлено целями управленческого воздействия на сферу создания, использования и распределения материальных и иных ресурсов современного общества.
Цель исследования: Изучить административно-правовое регулирование в сфере экономики.
Объект исследования: административно-правовое регулирование в социально-экономической сфере.
Предмет исследования: Государственное регулирование экономических отношений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть административное право и процесс административно-правовое регулирование экономики: эволюция подходов и современные тенденции.
2. Изучить создание системной правовой основы для современных форм и методов административно-правового регулирования управления в сфере экономики.
3. Выделить основные проблемы административно-правового регулирования в социально-экономической сфере.
4. Изучить особенности правового регулирования экономических отношений в России в условиях внешнего санкционного давления.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Глава 1. Правовые основы для современных форм и методов административно-правового регулирования управления в сфере экономики
1.1. Административное право и процесс административно-правовое регулирование экономики: эволюция подходов и современные тенденции
Под административно-правовым регулированием подразумевается целенаправленное воздействие норм административного права на отношения, складывающие в обществе. Оно необходимо для того, чтобы обеспечить соблюдение законов, защитить права и свободы граждан, их законные интересы. Административно-правовое регулирование - это основа функционирования гражданского общества и государства.
Экономическая сфера общества - это область, где товары и услуги распределяются, производятся, потребляются. Экономические отношения, возникающие между людьми, традиционно относят к одной из наиболее сложных областей правового регулирования. Тем не менее, административное право достаточно содержательно и последовательно регулирует самые разные отношения, складывающиеся в экономической сфере.
Административно-правовое регулирование экономики тесно связано с реализацией политики экономики и нацелено на обеспечение её эффективности. Это регулирование охватывает два ключевых направления: стабилизационное и структурное.
Стабилизационное направление включает государственную поддержку стратегически важных отраслей и производство общественных благ. Здесь осуществляется регулирование через изменение государственных расходов и ставок налогообложения. Примером является бюджетно-налоговая политика, где изменения в расходах и налоговых ставках используются в качестве инструментов.
Структурное направление воздействует на экономику через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Применяемые инструменты, такие как целевое кредитование и контроль за уровнем процентных ставок, оказывают прямое воздействие на экономику.
Одной из значительных проблем взаимодействия административно-правового регулирования с свободным рынком является наличие монополий, хотя они противоречат принципам свободной конкуренции и запрещены законодательством. Регулирование монополий выражается во вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования, согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Сертификация (лицензирование) представляет собой еще одно ограничение свободы предпринимательства. Отказ предприятия от лицензирования может привести к невозможности использования собственных средств и навыков для получения прибыли, что создает противоречие с принципами свободного рынка.
Важным аспектом является создание особых экономических зон, что, хотя не соответствует принципу единства экономического пространства, направлено на стимулирование развития отраслей и транспортной инфраструктуры. Государственное вмешательство в экономику ограничивает свободу хозяйствующих субъектов, но также направлено на достижение общественных целей.
Современные тенденции административно-правового регулирования включают рост участия населения в управлении, конкуренцию между частными и государственными поставщиками, коммерциализацию и развитие системы оплаты государственных служащих. Такие изменения подчеркивают необходимость внимательного и сбалансированного вмешательства государства в экономику для достижения целей национального развития и поддержания стабильности.
В ситуации, когда страна переживает финансовый кризис, политические, международные, социальные и иные проблемы, административно - правовое регулирование приобретает особое значение. Особенно это касается регулирования экономических отношений, ведь они так или иначе связаны с другими общественными сферами.
Социальная сфера общества предполагает совокупность отраслей, предприятий и организаций, которые связаны между собой и во многом определяют уровень жизни людей. Исходя из этого, можно сказать, что социальная сфера общества очень тесно связана с экономической сферой, ведь доступность для человека товаров и услуг во многом определяет качество его жизни. Социальная сфера является, таким образом, как бы экономической категорией. В связи с этим ученые часто употребляют термин «социально-экономическая сфера общества».
Итак, социально-экономическая сфера охватывает отношения между людьми, относящиеся к процессам производства, потребления материальных благ, т.е. товаров и услуг. Кроме того, эта сфера общественной жизни включает обмен и перераспределение материальных благ, что требует регулирования со стороны государства.
Выделим несколько тенденций в теоретическом обосновании административно-правового регулирования экономики в современный период.
Во-первых, споры о месте и степени управленческого воздействия на экономические отношения приобретают особую актуальность с учетом фактора глобализации. М. Н. Марченко подчеркивает дифференцированный характер взаимоотношений государства и бизнеса на национальном, региональном и глобальном срезах в современный период и выделяет два основных подхода к определению содержания этих отношений в условиях глобализационных процессов. В рамках одного из них на первый план безоговорочно выдвигаются национальные и транснациональные корпорации (ТНК), а государство в экономической сфере будет постепенно вытеснено. Второй подход заключается в повышении роли и значимости национального государства как носителя политической власти и регулятора экономических отношений по мере развития процессов глобализации. Таким образом, с учетом экономической интеграции государств в современном мире вечный вопрос о роли государства в экономических отношениях приобретает новый, «глобализационный» оттенок. Если традиционно государство в регуляции экономики выступает в качестве субъекта, отстаивающего публичные интересы (в том числе публичные экономические интересы), то в условиях объединения нескольких государств на единой экономической платформе эти публичные интересы, представляющие собой солидарные экономические интересы всех государств — участников интеграционного образования (что не есть простая сумма национальных публичных интересов), приобретают сложный, многосоставный и не всегда одинаково понимаемый бизнесом и органами публичной (национального и интеграционного уровня) власти характер.
Во-вторых, административно-правовое регулирование экономики подвержено изменениям, связанным с изменением государственных (национальных) либо наднациональных (интеграционных) приоритетов в экономической сфере, целей государственного присутствия в экономическом взаимодействии. Данные приоритеты и цели меняются в зависимости от этапа исторического развития конкретного государства, определенной его территории, межгосударственного образования. В определенные периоды это может быть экономический рост, качество жизни граждан, устойчивое экономическое развитие или иные показатели (группы показателей, комплексные показатели). Так, некоторые авторы отстаивают позицию о том, что целью экономической политики государства должна быть максимизация ценности общественного производства, которая достигается путем получения наибольшего экономического эффекта от осуществления каждым принадлежащих ему гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей .
Другие специалисты в качестве задач административно-правового регулирования в области экономики видят обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех ее отраслей, обеспечение равенства при осуществлении экономической деятельности, защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, обеспечение безопасности и др.
Представители высшей государственной власти призывают сосредоточиться на экономическом, социальном росте всех российских регионов в интересах граждан .
Приоритеты и цели могут отличаться в зависимости от региона и территории государства, от перспективы применения (краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная перспектива), от выбранной модели регулирования (отраслевое, межотраслевое, иное) или установленных темпов развития (ускоренное, опережающее или иное развитие) . В связи с этим Ю. А. Тихомиров и Э. В. Талапина справедливо констатируют нехватку юридического прогнозирования возможных изменений законодательства в экономической сфере. По мнению ученых, подобное прогнозирование позволит обеспечить ритмичные циклы правового развития, обозначить векторы и тенденции правового регулирования данной группы общественных отношений .
В-третьих, в качестве значимой тенденции административно-правового регулирования экономики выступает формирование качественно новых и оптимизация традиционных форм подобного регулирования. Так, в одной из подобных форм рассматривается государственно-частное партнерство .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - С.445.
2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // //Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II), ст. 5351.
4. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20, ст. 2902.
5. О кооперации в СССР : закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI (утр. силу) // Ведомости ВС СССР - 1988. - № 22. - Ст. 355.
6. Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль : указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 (в ред. от 19 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консультант Плюс» : сайт. - URL : https://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_124023/fb65ca7c4f9704e97ba3 6de61380027172c70424
7. Данные приведены в отчёте главы ФАС РФ М. А. Шаскольского на встрече с Президентом РФ В. В. Путиным 19 января 2023 г. // Комсомольская правда : сайт. - URL : www.kp.ru
8. О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их стуктуре и принципах назначения : приказ Минфина России от 24 мая 2022 г. № 82н (в ред. от 18 ноября 2022 г.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс» : сайт. - URL : https:// www.consultant.ru
9. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций : постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г. № 25-2 [Электронный ресурс] // Доступ из информационно-правового портала «Гарант.ру» : сайт. - URL : https://base.garant.ru/403595866/ (дата обращения 06.02.2023).
10. О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» : Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. -2022. - № 13. - Ст. 1956.
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Рос. газета. 2020. 16 янв.
12. Агамагомедова С.А. Административно-правовое регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях санкций // Безопасность бизнеса. 2023. № 2. С. 6 - 10.
13. Административное право России / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2021. С. 589.
14. Аксенов А.Г. Правовое регулирование международных коммерческих контрактов в условиях экономических санкций // Вестник арбитражной практики. 2020. № 5 (90). С. 86 - 100.
15. Белоконный С. С. Административные методы управления как основные факторы, обеспечивающие функционирование административных ресурсов и государственного управления // Вестник науки. - № 11 (56). - 2022. - С. 108-114.
16. Ваймер Е.В. Экстраординарное финансово-правовое регулирование в условиях масштабных экономических санкций // Финансовое право. 2022. № 5. С. 5 - 8.
17. Власова О.В., Шкилева Н.Л. Особенности регулирования импорта России в условиях санкций: основные тенденции и правовая основа // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2023. Т. 12. № 2 (43). С. 15 - 19.
18. Военные расходы стран НАТО (2022) [Электронный ресурс] // Fact Military : сайт. - URL : http:// factmil.com/publ/strana/nato/voennye_raskhody_stran_ nato_2022/61-1-0-1957
19. Глазунова И.В. Анализ опыта административной реформы 20032010 гг. как инструмент поиска форм и методов административно-правового регулирования // Право и практика. 2022. № 1. С. 52-58.
20. Глазунова И.В. Становление современных форм и методов административно-правового регулирования в сфере управления // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 6. С. 129-137.
21. Глазунова И.В. Формирование методов правового регулирования в процессе административных реформ // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С. 65-74.
22. Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России / Л. В. Андриченко [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2018.
23. Григорьев И.В., Деникаева Р.Н. Финансово-правовые проблемы и перспективы развития валютного регулирования и контроля в России в условиях санкций // Евразийский юридический журнал. 2023. № 1 (176). С. 171 - 173.
24. Жеребцов, А.Н., Павлов Н.В. Административная правоприменительная практика: теоретический и практический аспекты / А.Н. Жеребцов, Н.В. Павлов. Издательство. - Юридический Дом «Юстицинформ». - С. 168. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary. ru/item.asp?id=34942878.
25. Журавлева А.Л. Перспективы правового регулирования технологии блокчейн в условиях санкций // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". 2023. Т. 4. № 15. С. 84 - 88.
26. Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России : доктрина и практика : доклад на Междунар. конф. в Конституционном Суде РФ (СПб., 16 мая 2017 г.) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2017. № 12. С. 10.
27. Казимагомедов А. А., Муртузалиев М. О. Финансовые и административные методы регулирования экономики / Актуальные вопросы развития финансовой сферы РФ : сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 2017. - С. 90-93.
28. Каплунов А. И. Современные подходы к пониманию административного процесса как результат и основа развития отечественного административно-процессуального законодательства // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 261-276.
29. Карпов О. В., Кучин Н. С. Административные методы противодействия «цветным революциям // Современная наука: актуальные проблемы и практика. Серия: Экономика и право. - 2021. № 11. - С. 166-170.
30. Киричек Т. В. К вопросу об осуществлении метода административного принуждения / Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества: сборник статей по материалам III Национальной заочной научно-практической конференции. - Ставрополь, Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-информационный центр «Фабула»», 2021. - С. 146-147.
31. Кондратьева Е.М. Современные правовые проблемы регулирования международных расчетов в условиях санкций // Законность и правопорядок. 2022. № 4 (36). С. 28 - 35.
32. Красий Р.С. Особенности правового регулирования экономики в условиях антироссийских санкций // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 9 (112). С. 70 - 74.
33. Лапутько К. В. Научные и нормативные аспекты классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в контексте административного права // Право. Белорусский государственный университет. - 2020. - № 1 (63). - С. 44-49.
34. Маргошвили Т.Н., Маркина М.В. Правовое регулирование банковской деятельности в условиях антироссийских санкций в банковской сфере // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 7. С. 394 - 398.
35. Морозов А.А. Административно-правовые аспекты регулирования экономики российской Федерации в условиях противостояния антироссийским экономическим санкциям // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2023. № 2 (98). С. 87 - 96.
36. Новоселова Л. А., Гринь О. С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав : административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 7—8.
37. Петров И.В. Актуальные вопросы правового регулирования конкуренции в условиях санкций // Власть Закона. 2022. № 4 (52). С. 37 - 45.
38. Право и экономическое развитие : проблемы государственного регулирования экономики / В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М., 2017.
39. Радостева Д.Д. Международно-правовое регулирование энергетического сектора в условиях санкций // Молодой ученый. 2023. № 20 (467). С. 596 - 599.
40. Раскина Л. Н., Тельнова Т. П. Цены: проблемы взаимодействия рынка и государства. Основные методы государственного регулирования цен. Ч. II // Нефтегазовое дело : электронный научный журнал. Уфимский государственный нефтяной технический университет. - 2017. - № 2. - С.179-195.
41. Расходы на национальную оборону в этом году вырастут на треть [Электронный ресурс] // Ведомости : сайт. - 2022. - 23 сент. - URL : https://www.vedomosti. ru/economics/articles/2022/09/23/942188-rashodi-na- natsionalnuyu-oboronu
42. Редкоус В.М. Трансформация форм и методов государственного регулирования в области экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 166-170.
43. Саидов З. А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 17.
44. Сморчкова Л. Н. К вопросу о методах и формах государственного управления в сфере экономики // Современное право. ФГБУН «Институт государства и права» РАН. - 2022. - № 7. - С. 31-36.
45. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 4 (231). - С. 34-45.
46. Таов М. П. Долгосрочные последствия сдерживания немонетарной инфляции методами жесткого монетарного и административного регулирования // Российский экономический интернет-журнал. Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. - 2021. - № 5 (37). - С. 430-439.