Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении нескольких столетий представители, ученые, исследователи управленческой мысли пытались дать ответ на вопрос, что определяет поведение человека. Двухфакторная концепция Фредерика Херцберга, иерархия потребностей Абрахама Маслоу и ряд других теорий искали ключ на этот вопрос, но ни одна из данных теорий не стала абсолютно верным решением.
Эффективность менеджмента организации во многом определяется мо-тивированностью сотрудников. Мотивация один из наиболее значимых управленческих инструментов.
Цель – выявить вклад в теорию и практику управления персоналом А.Маслоу. Задачи:
изучить теоретический вклад А. Маслоу в управление персона-лом;
изучить иерархию потребностей Маслоу;
проанализировать мотивационные стратегии на основе теории Маслоу;
выявить стратегии управления персоналом на основе теории Маслоу;
исследовать практическое применение теории Маслоу в управле-нии персоналом;
изучить применение иерархии потребностей в организационных стратегиях;
выявить перспективы развития корпоративной культуры на осно-ве теории Маслоу.
Объект – теории А.Маслоу.
Предмет - вклад в теорию и практику управления персоналом А.Маслоу.
Данную тему исследовали следующие авторы: Артемьева О.А. Бадыко-ва И.Р. Бакирова С.И. Банников С.А., Корниенко А.А. Золотов С.А. Ильина А.С. Камалтдинова К.А., Лымарева О.А. Кожухова Н.В., Адыкова Д.Б. Ко-робова О.А., Федосеева Л.В. Коровкина Н.И., Золкина А.А. Королев А.В. Кравченко А.И. Кудряшов В.С., Степанов Б.А. Липко В.Д. Лук Т.Н., Старо-дубцева А.С. Минин А. А. Назаревич С.А. Печин Ю.В. Сергеев А.Ю. Скро-бот В.С. Тимошенко Д.С., Продан Р.Б. Титаева Х.Р., Гичаев А.С. Тишина Я., Губаренко А.В. Угрюмова А.К. Унру А.А., Мукучян Р.Р. Федоренко Т.М., Авершина Ю.С. Хубулова В.В., Кемаева М.В. Шредер О.Б.
Глава I: Теоретический вклад А. Маслоу в управление персоналом
1)Иерархия потребностей Маслоу
Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы XX века американ-ским психологом Абрахамом Маслоу, утверждает, что ведущим мотивом яв-ляется стремление индивида к непрерывному развитию.
Мотивы же определяются потребностями, а поведение зависит от по-требностей и способностей.
Согласно теории Маслоу, есть 5 основных типов потребностей (соци-альные, безопасности, физиологические, успеха, самовыражения) образуют в своей общей совокупности иерархическую структуру, которая, как доминан-та, предопределяет поведение работника.
С другой стороны, менеджеры, функционирующие на международном рынке труда, должны иметь в виду, что относительная значимость различ-ных потребностей разных категорий персонала может деформироваться на уровне стран, в особенности, если эти работники находятся на различных стадиях развития [4].
А. Маслоу выделяет пять основных типов потребностей, образующих иерархическую структуру. Они известны как пирамида потребностей (рис. 1).
Рисунок 1. Пирамида потребностей А.Маслоу
1. Основные физиологические потребности удовлетворяются день-гами (заработная плата, премии, подарки и т.д.) Здесь следует использовать материальные стимулы.
2. Потребность в безопасности – сохранение жизни и здоровья, га-рантия своевременной и достойной оплаты труда, уверенность в хороших перспективах предприятия, в пенсионном обеспечении, страховки, фонды поддержки работников, четкие правила, инструкции, предписания, предска-зуемость поведения руководителей, условия охраны труда и техники без-опасности.
3. Социальные потребности – потребность быть принятым в коллек-тиве, благоприятный психологический климат, открытость, дружелюбие и поддержка работников, социальные блага (в том числе детские, спортивные и т.п. учреждения).
4. Потребность в признании – потребность испытывать чувство соб-ственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, видеть уважение окружающих.
Она удовлетворяется делегированием полномочий в принятии реше-ний, продвижением по службе, присвоением почетных званий, надбавками к должностному окладу, выражением признательности, предоставлением кон-фиденциальной информации.
5. Потребность в самовыражении – стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию, к творчеству.
Возможности по удовлетворению этой потребности можно предста-вить, как возможность обучения, свободное рабочее расписание, участие в формировании и принятии решений, возможность организации рабочего ме-ста по своему усмотрению, возможность самостоятельной организации тру-дового процесса [42].
Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые – I и II ступеней.
2)Мотивационные стратегии на основе теории Маслоу
Практика менеджмента показывает, что теория Маслоу работает не всегда, а если и работает, то с большими оговорками.
Почему так происходит? Во-первых, Маслоу в своей теории утвер-ждал, что физические потребности становятся преобладающими только в со-стоянии крайней неудовлетворенности - человек в безводной пустыне вряд ли задумается о том, чтобы признать, что окружающие его люди пытаются найти воду.
В современном мире, по крайней мере в развитых странах, это встре-чается крайне редко.
Доля людей, которые голодают, умирают от жажды или остаются без крова, крайне мала, и маловероятно, что в таком состоянии они смогут рабо-тать на предприятии, которым им предстоит управлять. Такие люди в своем поведении будут не столько мотивированы, сколько руководствоваться удо-влетворением своих сиюминутных потребностей [1].
Во-вторых, “пирамида потребностей” говорит именно о потребностях, то есть о глубинных причинах, а не о конкретных поведенческих актах, про-диктованных ими.
Человек с готовностью берется за выполнение любых поставленных пе-ред ним задач. Хочет ли он подзаработать (физиологические потребности) или получить одобрение начальства (потребность в уважении и признании)?
А может быть, он видит себя только в этой работе и ни в какой другой и поэтому всеми силами стремится раскрыться в этой сфере (потребность в самореализации)? Другой пример: человек решает уволиться. Почему?
Является ли причиной этого низкая зарплата (физиологические по-требности), страх, что компания вот-вот рухнет (потребность в безопасно-сти), не ладит с коллегами (потребность в любви и дружбе) или начальник не признает его заслуг (потребность в уважении и признании), более того, все новые идеи “вырублены ли в зародыше” (потребность в самореализации)?
А может, это все сразу - и не платит, и постоянно ругается, и цепляется по пустякам, и слушать не хочет? И компания с таким начальником долго не протянет, это тоже правда...
Получается, что какой-то конкретный поведенческий акт может быть продиктован необходимостью удовлетворить не одну, а две, три или даже все пять базовых потребностей. И вся система управления персоналом направлена на получение обратной связи от сотрудника в виде конкретных действий, направленных на достижение одной конкретной цели - повышение производительности труда.
С точки зрения теории Маслоу, получается, что стимулом к одному и тому же действию могут служить совершенно разные факторы. Дело в том, что “иерархия потребностей” описывает поведение одного конкретного че-ловека, а не рабочего коллектива.
А для того, чтобы команда стала “управляемой”, то есть производила одно и то же желаемое действие, у разных людей должны быть совершенно разные потребности, и это не всегда получается, поскольку очень сложно рассматривать работников как личностей, а не только их функции в команде, особенно если компания большая, в ней много сотрудников, и руководство не имеет возможности лично общаться с сотрудниками и вникать в желания и потребности каждого сотрудника.
Но это единственный способ выяснить движущие причины, которые управляют поведением сотрудника и мотивируют его [2].
Кроме того, все потребности удовлетворяются не линейно, а комплекс-но. Сам Маслоу писал по этому поводу: “Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удо-влетворения потребностей и скажем, что более низкие потребности всегда удовлетворяются в большей степени, чем более высокие. [...]
Следует особо подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не является внезапным, не взрывоопасным; скорее, следует говорить о посте-пенной актуализации высших потребностей, о медленном пробуждении и ак-тивации” [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева О.А. Роль и средства внутриорганизационного марке-тинга в реализации потребностей сотрудников компаний // Экономика и управление в машиностроении. 2020. № 6. С. 29-32.
2. Бадыкова И.Р. Роль методологии управления человеческим капи-талом в концепции инновационной активности социально ответственных предприятий // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 2. С. 473-486.
3. Бакирова С.И. Теория мотивации А.Маслоу в практике управле-ния персоналом // В сборнике: XXVI Туполевские чтения (школа молодых ученых). Материалы Международной молодёжной научной конференции. Сборник докладов. Казань, 2023. С. 3908-3912.
4. Банников С.А., Корниенко А.А. Современные технологии в си-стеме мотивации управленческого персонала в коммерческих организациях // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 12 (458). С. 174-180.
5. Золотов С.А. Мотивация рабочих предприятий периферии циф-ровой экономики: диссертация на соискание ученой степени кандидата со-циологических наук / федеральное государственное автономное образова-тельное учреждение высшего образования «национальный исследователь-ский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». 2022
6. Ильина А.С. Значение пирамиды Маслоу в развитии современной системы управления персоналом // В сборнике: достижения вузовской науки 2019. сборник статей XI Международного научно-исследовательского кон-курса : в 2 ч.. 2019. С. 91-95.
7. Индивидуально-психологические особенности личности как фак-тор успешности карьеры / Лоретц О.Г., Юрченко Н.А., Кот Е.М., Ручкин А.В., Смирнова И.Ю. // Право и управление. 2023. № 12. С. 317-322.
8. Камалтдинова К.А., Лымарева О.А. Корпоративная культура как инструмент мотивации персонала // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-1 (71). С. 140-142.
9. Кожухова Н.В., Адыкова Д.Б. К вопросу о повышении эффектив-ности работы персонала в организации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2019. № 1-1. С. 299-303.
10. Коробова О.А., Федосеева Л.В. Управление персоналом и стиму-лирование трудовой деятельности в современных условиях // В сборнике: со-временная экономика и управление: новые вызовы и возможности. Сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2023. С. 173-176.
11. Коровкина Н.И., Золкина А.А. Характеристика существующих мотивационных механизмов промышленных предприятий // Вестник Алтай-ской академии экономики и права. 2019. № 11-2. С. 103-110.
12. Королев А.В. Иерархическая система потребностей а. Маслоу как источник практических рекомендаций по управлению мотивацией персонала организации // Colloquium-Journal. 2020. № 4-6 (56). С. 65-66.
13. Кравченко А.И. Социология управления / Москва, 2019.
14. Кудряшов В.С., Степанов Б.А. Современные теории мотивации и методы стимулирования персонала // Экономика и управление народным хо-зяйством (Санкт-Петербург). 2022. № 17 (19). С. 25-32.
15. Липко В.Д. Теория ERG Клейтона Альдерфера и ее суть в управ-лении персоналом // Кадровик. 2023. № 11. С. 59-63.
16. Лук Т.Н., Стародубцева А.С. Иерархия потребностей Маслоу и ее применение в управлении человеческими ресурсами // В сборнике: Цифро-вая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 252-256.
17. Минин А. А. Теоретические аспекты мотивации персонала // В сборнике: Основные направления исследований проблем модернизации Рос-сии. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.В. Конеевой. Москва, 2023. С. 117-141.
18. Мотивация и стимулирование труда персонала амурского инсти-тута железнодорожного транспорта - филиал ДВГУПС в г. Свободном (АМИЖТ): социально-экономический анализ / Веселова В.В., Гайдуков А.Н., Буря Л.В., Ракова И.А. // Региональные проблемы преобразования экономи-ки. 2019. № 5 (103). С. 86-92.
19. Мотивация как фактор повышения эффективности деятельности персонала организации / Попов С.А., Сабанина Н.О., Швец С.А., Кузнецова Н.В. // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 4. С. 144-157.
20. Мотивация профессиональной деятельности / Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Минко А.Н., Саркисова Е.А.: Учебно-методический комплекс / Санкт Петербург, 2021.
21. Мотивы трудовой деятельности в системе управления персоналом организации / Бурмистров С.В., Волочай А.В., Самыгин С.И. // Гуманитар-ные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 9. С. 26-29.
22. Назаревич С.А. Показатели инновационного поведения для мони-торинга состояния готовности организационной системы к проведению изме-нений // Вестник Магнитогорского государственного технического универси-тета им. Г.И. Носова. 2023. Т. 21. № 1. С. 126-133.
23. Особенности мотивации деятельности педагогов в условиях обра-зовательной организации / Баикина Ю.О., Смирнова И.А., Захарова А.В. // Вестник педагогических наук. 2023. № 4. С. 29-32.
24. Отечественный и зарубежный опыт управления мотивацией труда персонала строительных организаций / Беляева Е.А., Колесова Е.Ю., Смот-рова Е.А., Цуканова К.А., Кулешова А.Е. // Современная экономика: про-блемы и решения. 2023. № 1 (157). С. 50-61.
25. Печин Ю.В. О принципе культуросообразности в управлении персоналом // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 221-230.
26. Разработка системы мотивации персонала предприятия на конку-рентной основе / Кожин В.А., Шагалова Т.В., Рузов М.В. // Вестник Универ-ситета Российской академии образования. 2021. № 5. С. 122-137.
27. Сергеев А.Ю. Теория потребностей А. Маслоу // Территория науки. 2021. № 6. С. 11-16.
28. Скробот В.С. Система мотивации персонала и пути её совершен-ствования // Человек. Общество. Инклюзия. 2024. Т. 14. № 4-3 (60). С. 158-165.
29. Тимошенко Д.С., Продан Р.Б. Системы мотивации персонала в организации // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2023. № 10 (76). С. 121-124.
30. Титаева Х.Р., Гичаев А.С. Управление персоналом через систему мотивации // Управление экономическими системами. 2019. № 3 (27). С. 28-30.
31. Тишина Я., Губаренко А.В. Система управления персоналом со-временной кофейни в соответствии с теорией А.Маслоу // В сборнике: Тен-денции развития туризма и гостеприимства в России. Материалы Всероссий-ской студенческой научной конференции. 2019. С. 685-688.
32. Угрюмова А.К. Формирование культуры безопасности - необхо-димое условие обеспечения безопасности труда // В сборнике: Безопасность в профессиональной деятельности педагога. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023. С. 224-231.
33. Унру А.А., Мукучян Р.Р. Иерархическая система потребностей а. Маслоу как источник практических рекомендаций по управлению мотиваци-ей персонала организации // В сборнике: Глобальные экономические про-блемы современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции. Науч. редактор М.И. Пшмахова, отв. редактор Р.Р. Мукучян. Армавир, 2020. С. 179-183.
34. Устоит ли пирамида маслоу? Практика применения «иерархии потребностей» в свете современных подходов к управлению персоналом / Завирский С.В., Гвоздева Н.В., Александров А.А. // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной про-тивопожарной службы МЧС России». 2019. № 4. С. 134-137.
35. Федоренко Т.М., Авершина Ю.С. Мотивация персонала в фитнес индустрии // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 6-1 (18). С. 296-299.
36. Хубулова В.В., Кемаева М.В. Управление трудовой мотивацией в условиях цифровой трансформации предприятий // В сборнике: Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда. Материалы VII научно-практической конференции. Редколлегия: Р.А. Ашурбеков [и др.]. Москва, 2021. С. 359-362.
37. Шредер О.Б. К вопросу о психологических механизмах текучести кадров и нематериального стимулирования личного состава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2 (63). С. 129-138.
38. Effective motivation, effective personnel management in rehabilita-tion centers of Kazakhstan / Syzdykova K.Sh., Karbetova Sh.R., Maukenova A.A., Karbetova Z.R. // Вестник университета Туран. 2023. № 4 (100). С. 134-146.
39. Gulyuk N.V. Causes of «revolving door» phenomenon in travel agency «Around the world» // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 2 (2). С. 8-10.