Фрагмент для ознакомления
2
Понятие административно-правового режима в российской юридиче-ской науке является неоднозначным. Мы можем выделить различные точки зрения на данный термин, сопоставив которые, возможно более глубокое его понимание, а также уяснение юридической структуры административно- правового режима.
Административно-правовые режимы в РФ имеют такую специфику как формирование комплекса нормативных правовых актов специального дей-ствия. Основа этого комплекса - Конституция РФ, отражающая общие прин-ципы государственного управления в стране (принцип приоритета прав и свобод человека, принцип законности, принцип возмещения ущерба, причи-ненного публичной властью; общие принципы публичного управления — эффективность, рациональность, оперативность, экономичность и др.).
В отрасли административного права понятие отраслевого правового режима включает несколько определений: «управленческий режим», «ре-жимная организация управления», «режим государственного управления». Однако, наиболее привычным и распространенным является определение «административно-правовые режимы».
О.С. Родионов в качестве административно-правового режима опреде-ляет установленный законодательством специальный порядок регулирования определенной сферы жизнедеятельности либо ситуации. Данный порядок включает особенный комплекс правовых средств, который при помощи спе-циальных элементов (стимулирований и ограничений) создает благоприят-ные или неблагоприятные условия для реализации субъектами своих прав .
Н.В. Макарейко рассматривает административно-правовой режим как специальный порядок правового регулирования, где сочетаются различные юридические средства, направленные на создание условий для удовлетворе-ния интересов субъектов правового поля в специальных условиях .
Профессор С.С. Алексеев дает более широкое толкование администра-тивно-правовому режиму, заключающемуся в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой ограничений, запретов и разрешений, а также взаимосвязей между ними, что создает особое направление регулирования .
Среди административно-правовых режимов существуют группы, кото-рые в нормах права определяются как комплексные, и по отношению к ним используют такие определения, как «особый правовой режим», «особый ре-жим», «специальный режим». Это обуславливает ряд особенностей:
1) данный институт режимов носит межотраслевой характер и включа-ет нормы из различных отраслей законодательства;
2) эти режимы регулируют различные права, обязанности и ограниче-ния субъектов режимного регулирования. Важнейшим компонентом специ-ального административно-правового режима определяют принудительные меры и ограничения, которые отражают совокупность правил, норм, уста-новленных законодательством, а также административно-организационных действий, реализуемые органами власти для обеспечения деятельности дан-ных режимов.
Говоря о понятии административно-правового режима, необходимо выделить его обязательные признаки:
- юридическое регулирование реализуется в интересах носителей режима и закреплено в законах и подзаконных актах;
- конкретное определение правового положения носителей отлича-ет их от правового положения иных субъектов права;
- в контексте режима регулируются конкретные виды обществен-ных отношений, требующие особых средств правового воздействия и ин-струментов для их реализации;
- комплекс реализуемых правовых средств обуславливает наличие специальных правил поведения внутри режима, поддерживающихся сово-купностью организационно-правовых мер и подтверждающихся интересами государства и волей законодателей;
- правила, действующие внутри определенного административно- правового режима формируют определенную модель поведения, разрешения и ограничения участников данных режимов, устанавливают систему гаран-тий выполнения обязанностей и норм, а также устранений потенциальных нарушений.
Вместе с признаками важно необходимо определить структуру и со-держание режима, которые включают в себя:
- нормативную основу;
- систему правил поведения внутри режима;
- субъекты и объекты режима;
- правовой статус носителей режима;
- систему гарантий обеспечения прав субъектов режима и реализа-ции специальных действий;
- ответственность за нарушение правил во время функционирова-ния конкретного административно-правового режима.
По отношению к структуре административно-правового режима можно определить следующее:
Содержание. Отношения, регулируемые внутри определенных отрас-лей государственного управления, а также в особых ситуациях, которые не регулируются обычным административным законодательством.
Субъект. Люди, учреждения и организации, задействованные в функ-ционировании данного режима.
Предмет. Особенностью административно-правового регулирования внутри режима является наличие специфического предмета — особой груп-пы общественных отношений, возникающих, реализующихся и прекращаю-щихся в отрасли государственного управления.
Средства. Специальные административно-правовые нормы, админи-стративно-правовые отношения.
Цель. Возникновение специальных административно-правовых отно-шений, возникающих в различных отраслях жизнедеятельности (чрезвычай-ные ситуации, безопасность, общественный порядок и пр.). Данные отноше-ния содержат права, обязанности и ответственность их субъектов.
Ряд российских авторов предлагает ввести в структуру административ-но- правового режима «правосознание и законность» (Л.Л. Попов), «право-сознание и правовую культуру» (А.А. Долгополов) . Однако, А.П. Шергин отмечает, что и правовая культура, и правосознание, являются внутренними интеллектуальными составляющими и поэтому не могут быть регуляторами общественных отношений .
По мнению А. Ф. Ноздрачева в структуру специального администра-тивного режима необходимо включить режимные мероприятия, которые ре-ализуются уполномоченными субъектами данных режимов: штабов, подраз-делений, центров, наблюдательных советов и др. Основу их функциониро-вания составляет предупреждение отклонений от специального порядка дея-тельности, определение причин и факторов, которые могут нанести вред ин-тересам и правам субъектов режима, предотвращение и пресечение действий лиц, которые совершают нарушения режимных требований.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газ. – 1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ [ред. от 27.12.2018] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 [ч. I]. – Ст. 1.
3. О Государственной границе Российской Федерации: закон от 01 апр.1993 № 4730-I (ред. от 29.05.2023) // Рос. газ. – № 84. – 04.05.1993.
4. О федеральной службе безопасности: федер. закон 03 апр. 1995 № 40–ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
5. Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации : указ Президента РФ от 25 апр. 2018 г. № 174 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 18. – Ст. 2614.
литература
6. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и особенная часть: курс лекций [Электронный ресурс]. - URL: http://studlib.com/content/view/1264/22. (дата обращения: 19.04.2024).
7. Долгополов А. А. Предмет правового регулирования административно-правовых режимов // Научный портал МВД России. 2011. №4. С. 54-59.
8. Забелина М.В. Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации. М., 2013. 229 с.
9. Зиборов О. В. К вопросу о понятии и признаках административно-правовых режимов // Общество и право. 2014. №4 С. 50-54.
10. Караваев Е.С. К вопросу об административно-правовых режимах России // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 3-1. С. 204-209.
11. Керамова С. Н., Абдуллаев М. М. Вопросы правового регулирования административно-правовых режимов в России // Закон и право. 2019. №2. С. 21-29.
12. Макарейко Н.В. Административное право. М., 2004. 544 с.
13. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «Административно-правовой режим» // Журнал российского права. 2017. №2 (242). С. 23-28.
14. Панькин А. А. Административно-правовые режимы в Российской Федерации : учебно-методическое пособие. Ставрополь : Параграф, 2023. 323 с.
15. Пашков А.С. Понятие и содержание пограничного режима // Студенческий. 2021. № 42-5 (170). С. 43-45.
16. Рушайло В.Б. К вопросу о теории административно-правового регулирования // Современное право. 2003. № 8. С. 22.
17. Старостин С.А. Классификация административно-правовых режимов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 11. С. 3-10.
18. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovoi- mekhanizm- obespecheniya-rezhima-funktsionirovaniya-gosudarstvennoi-#ixzz3ur7XxNKG. - (дата обращения: 19.04.2024).
19. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovoi- mekhanizm- obespecheniya-rezhima-funktsionirovaniya-gosudarstvennoi-#ixzz3ur7XxNKG. - (дата обращения: 19.04.2024).
20. Степенко В.Е., Лебедев М.Д. Административно-правовое регулирование в сфере защиты государственной границы: проблемные аспекты // Национальная безопасность России: актуальные аспекты: сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. 2018. С.51-57.