Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Особенности использования интерактивных методов в процессе развития творческих способностей младших школьников
Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной деятельности. При создании необходимых условий, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в образовательной организации, необходимо учитывать психолого-педагогические и индивидуальные особенности ребенка.
Необходимым условием, в данном случае, является организация насыщенной образовательной среды. Образовательная среда аудитории должна обладать возможностью разнообразного использования и трансформации. Она должна быть пригодной для различных видов активностей детей. Это подразумевает насыщенность материалами для творческой деятельности детей младшего школьного возраста.
На учебных занятиях по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности педагог выполняет ряд функций, в частности:
- информатор-эксперт;
- организатор - фасилитатор;
- консультант.
Педагог обращается к личному опыту учеников и помогает искать решение уже поставленных ранее задач. При этом, педагог может давать рекомендации, направить детей, но не разрешать их ситуацию самостоятельно. Педагог всегда является инициатором создания проблемной ситуации для детей. Школьник при этом, является активным участником процесса. Он вовлечен в процесс познания, вносит свой индивидуальный вклад и участвует в процессе обмена опытом и идеями.
Необходимым условием является также создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Для этого организуется предварительная работа по созданию благоприятного эмоционально - психологического микроклимата в учебной группе. К примеру, художественно-творческая деятельность младших школьников находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме;
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства и др.
В ходе занятия предусмотрено обсуждение работ товарищей. Дети обсуждают результаты собственного творчества. Развитию творческих способностей у детей способствуют занятия на свободную тему, занятия-фантазии и др. Если школьникам давать больше свободы для проявления своего воображения, можно выявить индивидуальность абсолютно каждого ребенка. В рамках внеурочной деятельности педагог имеет гораздо больше возможностей, чем на уроке, поскольку его деятельность не столь сильно регламентирована и расписана по времени.
Учебное занятие во внеурочной деятельности для развития творческих способностей может иметь примерно следующую структуру:
1. Приветствие и мотивация учеников.
2. Объявление темы занятия.
3. Представление детям необходимой информации.
4. Представление работы, обсуждение.
5. Подведение итогов работы.
Отличительной особенностью каждого учебного занятия является то, что включаться в творческую работу ребенок будет через эмоционально - чувственные реакции. При этом, он постигает умение понимания произведения искусства, начинает сопереживать и др.
Воспитывается готовность ребёнка к проявлению творчества в любом виде труда. Чтобы добиться высоких результатов в развитии творческих способностей младшего школьника, необходимо создать благоприятные условия и пользоваться разнообразными эффективными методиками и педагогическими технологии, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого ученика.
Для развития творческих способностей учеников младшего школьного возраста, необходимы соответствующие условия, к которым относим:
-творческие;
- социально-эмоциональные;
- психологические.
При создании условий, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в образовательной организации,
необходимо учитывать психолого-педагогические и индивидуальные
особенности ребенка. Образовательная среда аудитории
должна обладать возможностью разнообразного использования и трансформации. Она должна быть пригодной для различных видов
активностей детей. Можно выявить индивидуальность абсолютно каждого ребенка.
Длительность учебного занятия составляет 30 минут. Учебное занятие по развитию творческих способностей имеет следующую структуру:
1. Приветствие и мотивация обучающихся.
2. Объявление темы занятия.
3. Представление детям необходимой информации.
4. Представление работы, обсуждение.
5. Подведение итогов работы.
Таким образом, можно говорить о том, что успехи младших школьников будут заметны в случае соблюдения всех необходимых условий, в том числе, организационно – педагогических. Это порождает у детей уверенность в своих силах и позволяет преодолеть барьер нерешительности перед новым видом учебной деятельности.
2.2. Анализ практического опыта использования интерактивных
технологий для развития творческих способностей в педагогике
В современной образовательной среде педагоги широко используют электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Под ЭОР понимают те учебные материалы, для применения которых используются электронные устройства. Существует определённая классификация электронных образовательных ресурсов:
1. Текстографические электронные образовательные ресурсы.
2. Аудио - визуальные электронные образовательные ресурсы.
3. Мультимедийные электронные образовательные ресурсы.
К текстографическим электронным образовательным ресурсам относят учебные пособия, книги и учебники, которые представлены в электронном виде и могут быть выведены на экран ПК. Когда приходится работать с различными понятиями или сносками, имеется возможность пользоваться отсылкой на другие разделы, темы или упражнения. Всё это позволяет значительно сэкономить время учителя и быстро перейти к нужной информации.
Аудио - визуальные электронные образовательные ресурсы имеют много общего с видео, и аудио материалами. Их тоже можно все воспроизвести на ПК. С помощью мультимедийных электронных образовательных ресурсов можно представлять учебный материал различными способами. Это можно делать при помощи анимации, графических или фото изображений. Можно говорить о том, что мультимедийные электронные образовательные ресурсы сегодня являются наиболее актуальными. В настоящий момент – это один из самых эффективных методов представления информации. Очевидно, что при использовании ЭОР происходит эффективное обеспечение всех компонентов образовательного процесса. Имеется возможность получить максимальное количество информации.
Учитель при этом может оптимально организовать получение школьниками учебного материала, закрепить полученный новый учебный материал на практике и провести любой вид контроля, текущий, промежуточный и итоговый. Большую роль все ЭОР оказывают на организацию практической работы детей. Всё перечисленное может быть реализовано с помощью интерактивной доски.
В настоящее время рассматривают три вида интерактивных досок:
1. Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении.
2. Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы.
3. Лазерные доски.
Использование интерактивных досок в процессе обучения позволяет учителю более эффективно представлять новый материал и успешно закреплять весь ранее пройденный. Очевидно, что всё это позволяет совершенствовать умения и навыки младших школьников. Дидактические, то есть, обучающие возможности интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку достаточно велики. Любая информация, которая есть у учителя в ПК может быть выведена на экран.
Возможности интерактивной доски чрезвычайно велики. Педагог может использовать в своей работе серии тематических презентаций. Любые фотографии, рисунки, диаграммы и др., могут быть также выведены на экран. Очень важно также то, что учитель при необходимости может всегда выйти в сеть Интернет. Подавляющее большинство учеников сегодня владеют пользованием различного рода устройств, и работа с доской для них интересна и разнообразна.
Сам учебный процесс становится более увлекательным для детей. Яркие цвета и их разнообразие позволяют выделять различного рода необходимую информацию.
Учитель имеет возможность акцентировать внимание учеников на всех тех моментах, которые на его взгляд являются наиболее значимыми. Он имеет возможность делать любые записи на экране. Данная функция позволяет ему добавлять новую информацию, делать примечания и др. При объяснении грамматического, или лексического материала с помощью таких инструментов, как карандаш, маркер или ручка, учитель может выделить самое главное. Он может обратить внимание учеников на употребление нужной формы глагола в каждом конкретном случае.
На экране интерактивной доски учитель может зафиксировать весь полный алгоритм проделанной работы. Если со стороны детей возникают какие-либо недопонимания, педагог всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу объяснения.
У доски имеются аудио и видео вложения. Данный инструмент удобен тем, что видеоизображения на интерактивной доске можно отображать статично. Среди инструментов есть различные фигуры, которые концентрируют внимание детей на важной информации. Можно также перелистывать страницы. Изображения и схемы можно переносить с одной страницы на другую. Поворот объекта на доске позволяет перемещать объекты. Учитель может показать симметрию, углы и др. Есть ещё множество различных функций, которые, несомненно, для педагога являются большим подспорьем.
При всём этом, нельзя говорить о том, что учебный процесс, с использованием интерактивной доски является абсолютно уникальным. Основой успешного проведения урока остаются те методики и образовательные технологии, которыми владеет учитель. Всё также важна взвешенная и продуманная педагогом структура каждого урока, будь то урок усвоения нового материала, или урок – практикум.
2.3. Рекомендации по внедрению интерактивных технологий для
развития творчески способностей на уроках в начальной школе
Задача педагога заключается не только в том, чтобы научить учеников искать необходимую содержательную информацию. Ученики должны уметь проверять информацию на достоверность, быть уверенными в том, что они использовали в своей работе лишь надёжные источники и др. каждый из учеников должен уметь анализировать, критически осмысливать найденную информацию и пошагово разбираться в её достоверности и значимости. Лишь после этого, в аудитории педагогу необходимо добиваться активной интеллектуальной реакции учеников на учебный материал.
В качестве методических и дидактических материалов у педагога должны быть разработаны серии разноуровневых заданий, которые выдаются каждому ученику индивидуально, и в зависимости от того, насколько он владеет содержательной частью учебного материала. Именно это является необходимым условием для освоения и применения нового знания. Наиболее оптимальным в этом случае является смешанное обучение и технология перевёрнутого класса.
Классическая модель перевернутого обучения предполагает предварительное ознакомление ученика с теоретическим материалом предстоящего занятия. Педагог сам определяет, в каком виде он выдаёт задания для самостоятельного изучения содержательного материала. Это могут быть готовые лекции педагога, или параграфы учебника.
Ученики могут сразу получить весь тематический кейс, где в виде алгоритма даны все те действия ученика, которые ему необходимо выполнить. Дополнительно могут быть даны презентации, слайды, видео- и аудио - документы и др. Уже после этого в аудитории педагог организует обсуждение изученного материала. Учитель мог заранее получить от учеников вопросы, которые были наиболее непонятными для большинства учеников. Они вместе пошагово разбираются с каждым проблемным моментом. Здесь педагог может оценить действие каждого ученика. При этом, учитель объясняет сложные моменты учебной темы, отвечает на вопросы учеников и использует интерактивные методы обучения. Несмотря на то, что обучение частично проводится дистанционно, данная модель напоминает традиционную систему обучения. Во многом эта модель носит транслирующий характер, но в этом нет ничего особенного, поскольку материал изучается впервые.
Учитель начинает совместный разбор с самых сложных моментов, теорий, концепций, методологии и др. и лишь затем переходит к практическим заданиям темы. Сегодня методисты описывают несколько моделей перевёрнутого класса. Но, так, или иначе, все они схожи между собой и отличаются в чём-либо незначительно. В любом случае, всегда будут присутствовать внеаудиторный и аудиторный этапы занятий. При этом, будет происходить постепенное усложнение уровня заданий и расширение видов учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - N17. - С. 115-119.
2. Андреева, Н.В. Шаг школы к смешенному обучению [Текст] / Н.В. Андреева // «Рыбаков фонд», «Открытая школа». Москва. 2016. – 282 С.
3. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
5. Бурганова, Ф.Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф.Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
6. Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения [Текст] / Н.В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. –Жуковский: МИМ ЛИНК,2011. С.101-113.
7. Богоряд, Н.В. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения [Текст] / Н.В. Богоряд // В мире научных открытий. - 2014. -No3(51). - С. 76-81.
8. Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Текст] / М.И. Беляев // М.: — 2016. — С. 130-133.
9. Брыксина, О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? [Текст] / О.Ф. Брыксина// Поволжский педагогический вестник. 2015. No3. – С43-47.
10. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40.
11. Виноградова, Л.И. Образовательная модель «Перевернутый класс» или «перевернутое обучение» / Л.И. Виноградова - [Электронный ресурс].- http://www.moocv.ru/pages.php?pageid=5981 (Дата обращения: 27.04.2024).
12. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ. - СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (Дата обращения: 27.04.2024).
13. Воробьев, А.Е. Анализ особенностей применения технологии «Перевернутого обучения» в экономических вузах [Текст] / Воробьев, А.К. Мурзаева // Открытое образование. - 2018. - No2. – 63-69.
14. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии [Электронный ресурс]: URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm (Дата обращения: 27.04.2024).
15. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – No 10. – с. 35-36.
16. Дергачева, О.А. Перспективы применения технологии «Перевернутый класс» [Текст] / О.А. Дергачева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. по материалам очной XV Междунар. студ. науч.-практ. конф. - М. - 2017. - С. 98 - 100.
17. Джиемуратова, Г. А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (Дата обращения: 27.04.2024).
18. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века Интерактивное образование [Текст] / Т.В. Долгова // информационно-публицистический образовательный журнал/учредитель ООО «А-Приор». 2017, No5. – С. 22-29.
19. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – N 2. – С.22-26.
20. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - N 5. - С. 4-5.
21. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2018. - No2. – С 73-76.
22. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - N 7. – С. 18.
23. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - N 7. - С. 12-18.
24. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения [Текст] / М.В. Кларин Исследование мирового опыта / М.В. Кларин - М.: Луч, 2016. - 640 с.
25. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
26. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2013. - 448 с.
27. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] / https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (Дата обращения: 27.04.2024).
28. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
29. Мищенко, А.И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А.И. Мищенко – М: Издательский центр Академия, 2013. – 254 с.
30. Ярошенко, С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ. - 2014. – N 9. - С. 28-31.