Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В РФ произошли изменения в понимании проблемы национальной безопасности и в формировании конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности в современной России. Обеспечение национальной безопасности является важной задачей и заботой для многих государственных и частных субъектов, но это также особая сфера компетенции государственного управления.
Положения действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, содержат множество задач по концентрации ресурсов и усилий всех органов государственной власти, организаций и представителей гражданского общества. В соответствии с п.103 Стратегии, она реализуется путем комплексного применения политических, социально-экономических, правовых, организационных, информационных, военных, специальных и иных мер, путем выполнения намеченных планов согласованной деятельностью государственных органов, организаций и общественных объединений под руководством Президента Российской Федерации. Среди стратегических приоритетов государства - необходимость развития сотрудничества между органами государственной власти, представителями гражданского общества и организациями. Концепция обеспечения национальной безопасности и системы ее обеспечения также определяется разработкой комплекса мер по противодействию ее угрозам, применяемых органами государственной власти во взаимодействии с организациями и гражданским обществом (институтами).
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности.
Целью исследования является анализ безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть новые приоритеты безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности;
2.рассмотреть основные позиции правового обеспечения безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности;
3.выявить приоритеты обеспечения безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности;
4.исследовать субъектов правового обеспечения национальной безопасности России.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондаренко М.В., Воронов А.М., Кобец П.Н., Колоткина О.А., Кононов А.Д., Красножен Л.Е., Кудратов Н.А., Осавелюк Е.А., Попова Н.Ф. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на исследование безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1.Новые приоритеты безопасности и развития как основных категорий общей теории национальной безопасности
Понятие "безопасность" стало междисциплинарным и интегративным, а в обозримом будущем даже общенаучным. Как отмечают С.Н. Бабурин и А.Д. Урсул, академическое утверждение о том, что безопасность - это категория, выражающая способ существования субъекта, значительно отстает от развития проблемного поиска, но, тем не менее, в ближайшее десятилетие общенаучное поле изучения проблем безопасности будет сформировано. Можно поставить вопрос о том, сформируется ли в ближайшее десятилетие общенаучное поле по проблематике безопасности. Эта проблема в той или иной форме возникает на всех этапах развития человечества, в биологических системах и даже во всех кибернетических системах, развивающихся в прогрессивном направлении. В процессе развития этих систем возникает проблема защиты от опасностей, угроз и неотрицательных воздействий, которые могут нанести вред или разрушить систему. Это не противоречит революционному пониманию противоречий государства в развитии цивилизации как единственно возможного, назревшего отрицания данного исторического момента .
Если справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, то обеспечение минимальных стандартов безопасности также является одной из предпосылок развития.
Проблема национальной безопасности глубоко изучена в научных исследованиях И.А. Буркина, А.В. Возженикова, Н.В. Синеока, А.Г. Хабиулина, Л.Г. Шпигеля, В.Е. Макарова, Р.С. Тамаева, В.И. Якунина, Р.В. Дронова и др.
Устойчивое развитие - это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Концепцию "устойчивого развития" можно определить как форму социоприродного развития, которая гарантирует выживание и дальнейшее развитие общества и не разрушает природную среду, особенно биосферу .
Основанные на общем подходе, основные принципы устойчивого развития подчеркивают, что:
-каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой и в благоприятной для него среде;
-социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах экономических возможностей экосистемы;
-развитие должно осуществляться без нанесения ущерба природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных потребностей в средствах существования нынешнего и будущих поколений людей;
-сохранение природной среды должно быть неотъемлемой частью процесса устойчивого развития. Экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность должны быть объединены в единое целое, что в совокупности определяет основные критерии развития;
-основным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и обеспечение отсутствия существенных различий в уровне жизни людей;
-использование многообразия форм собственности и механизмов рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию общественных отношений при обеспечении общественной безопасности;
-в перспективе, по мере реализации идеи устойчивого развития, должна возрасти значимость проблемы рационализации масштабов и структуры личного потребления населения;
-защита субнациональных и этнических групп, их культуры, традиций и среды обитания должна стать одним из приоритетов национальной политики на всех этапах перехода к устойчивому развитию;
На рубеже XX и XXI вв. в России были приняты две Концепции нацбезопасности - 1997 г. и 2000 г. В них лишь определялись основные направления деятельности публичной власти для обеспечения нацбезопасности и ее угрозы. На смену концепциям пришли новые документы, которые стали называться стратегиями. Можно наблюдать разительные отличия концепций от стратегий. Последние более детально определяют национальные интересы и приоритеты обеспечения ЦБ, меры по достижению каждого стратегического приоритета, организационные основы и механизм реализации Стратегии национальной безопасности, утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности РФ" (далее – Стратегии национальной безопасности, Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400) .
Установлено, что "разработку Стратегии национальной безопасности осуществляет Совет безопасности РФ вместе с другими участниками стратегического планирования". Она основывается на "стратегическом прогнозе РФ" и корректируется каждые шесть лет.
Стратегии национальной безопасности должна определять:
-приоритеты, цели и меры по обеспечению национальной безопасности в различных областях жизнедеятельности;
-оценку ее текущего состояния и угроз;
-национальные интересы и "стратегические национальные приоритеты по достижению национальной безопасности и др .
Необходимость корректировки Стратегии национальной безопасности объясняется тем обстоятельством, что международная социально-политическая обстановка стремительно меняется, появляются новые риски, угрозы, приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ, которые необходимо отразить в ее тексте.
Первая из стратегий принята в 2009 г. В ней было отражено положение России в мире, существующие угрозы, национальные интересы и приоритеты обеспечения национальной безопасности после краткосрочной войны с Грузией. После этого события поменялись отношения публичной власти России с западными странами. Но Россия стремилась сохранить равноправные отношения и с США, и с Европой.
Но уже в тексте Стратегии национальной безопасности 2009 года было отмечено, что "формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил". А среди вызовов - "вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях и противоречия между основными участниками мировой политики".
За годы с момента принятия Стратегии национальной безопасности 2015 года осуществляется дальнейший переход от однополярного мира к возрастанию числа центров мирового экономического и политического развития. Отмечалось усиление влияния новых государств-лидеров, что привело к созданию "новых архитектуры, правил и принципов мироустройства", возрастанию межгосударственных противоречий. Принижается роль международных организаций, что приводит к недостаточной эффективности системы мировой безопасности
Фрагмент для ознакомления
3
1.Законодательство и практика
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
2.Специальная литература
4. Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. - 3-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 334 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-15789-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/509729 (дата обращения: 16.04.2024).
3.Публикации в периодической печати
5. Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
6. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. // Национальная безопасность России: новые проблемы и новые приоритеты // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 1. С. 7-24.
7. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России / А.М. Воронов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1. С. 33 - 41.
8. Запольский С. Правовое сопровождение приоритетных национальных проектов / С. Запольский, Е. Андреева // Федерализм. 2020. № 1. С. 81 - 98.
9. Кобец П.Н. О разновидностях форм, способов и методов терроризма // Общественная безопасность, законность и правопорядок в третьем тысячелетии: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (09 октября 2017). Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 10-12.
10. Колоткина О.А. Вопросы обеспечения национальной безопасности государства в условиях цифровизации / О.А. Колоткина // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 7. С. 7 - 10.
11. Колоткина О.А. Приоритеты обеспечения национальной безопасности в контексте интересов личности: конституционно-правовой анализ // Российская юстиция. 2018. № 8. С. 8 - 10.
12. Кононов А.Д. Актуальные аспекты совершенствования правового механизма признания религиозных объединений экстремистскими организациями // Профилактика религиозного экстремизма: ценностно-мировоззренческие аспекты: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (24–25 октября 2019 г., г. Орѐл) / под ред. к. пед. н., доцента Т. Г. Человенко. Орѐл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2020. С. 59–70.
13. Красножен Л.Е., Кононов А.Д. Системные принципы национальной безопасности и проблемные аспекты их реализации // Современное общество и право. 2019. № 5 (42). С. 26-37.
14. Кудратов Н.А. Национальная и государственная безопасность как видовой объект преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Уголовная юстиция. 2019. № 3. С. 29-33.
15. Осавелюк Е.А. Сущность энергетической безопасности в контексте с новой редакции Конституции России и национальной безопасности РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 108-110.
16. Попова Н.Ф. Новые приоритеты обеспечения национальной безопасности РФ // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 16 - 18.
17. Садовская Т.Д. Национальные проекты: от управленческих решений до документа стратегического развития // Финансовое право. 2022. № 8. С. 11 - 16.
18. Скоробогатый П. Стратегия с опорой на свои силы / П. Скоробогатый // Эксперт. 2021. 12 июля.
19. Хаустов Д.В. Обзор нового законодательства // Экологическое право. 2023. № 5. С. 38 - 45.
4. Интернет-ресурсы
20. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Электрон. дан. М., 1997-2023. Режим доступа: www.consultant.ru; https://student2.consultant.ru.