Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современных условиях внедрение системы отслеживания маркировки товаров становится важнейшим направлением развития торговли. Эти системы позволяют контролировать поток товаров от создания до потребления и помогают искоренить рынки сбыта контрафактной и контрабандной продукции.
Принцип работы маркировки заключается в том, что для определенных продуктов устройство имеет цифровой код в виде своей идентификации, который предоставляет информацию о продукте и потоке этого продукта. Цель состоит в том, чтобы упростить процесс контроля за перемещением товаров и предотвратить продажу контрафактной и неоригинальной продукции. Код, генерируемый функцией, и сертификационные требования производителя могут быть выполнены только оператором системы.
Система защиты маркировки предотвращает возможность подделки зашифрованных кодов, а также предотвращает процесс повторного использования, поскольку после того, как продукт аннулируется или продается конечному покупателю, код этикетки удаляется из обращения, что фактически является завершающим этапом существования кода. Маркировку можно охарактеризовать как систему, которая достаточно проста в использовании и исполнении.
После того, как код будет опубликован, страна сможет отслеживать много информации о продукте. Например, информация, поступающая в информационную систему этикеток, включает информацию о производителе и производственном процессе, импорте, всех видах спорта и т.д.
Планируется дальнейшее расширение списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. К концу 2024 года система маркировки должна охватить все потребительские товары в России, и должен быть создан национальный каталог, обобщающий всю информацию о российских товарах.
Внедрение системы маркировки товаров оказало влияние на различные отрасли и заинтересованные стороны национальной экономики. Для страны внедрение системы привело к оцифровке экономики, увеличению доли легального производства, установлению эффективного государственного контроля, увеличению таможенных и налоговых платежей и возможности использования онлайн-статистики на национальном уровне. Вообще говоря, если раньше невозможно было точно определить количество производителей и импортеров многих товаров, то теперь процесс маркировки способствует прозрачности рынка, что повышает доверие людей к стране.
Для потребителей продукции преимуществами внедрения данной системы являются надежность, уверенность в подлинности продукции и растущая осведомленность. Система позволяет отсканировать код через приложение и получить необходимую информацию о покупке товара. При обнаружении нарушения можно подать жалобу онлайн.
Для предпринимателей система положительно повлияла на скорость роста прибыли, минимизировала издержки, повысила конкурентоспособность юридических компаний и возможность отслеживать движение их продукции.
Объект исследования: национальная система маркировки.
Предмет исследования: национальная система маркировки товаров и её влияние на противодействие теневой экономике.
Цель исследования: проанализировать особенности национальной системы маркировки товаров и раскрыть её влияние на противодействие теневой экономике в современной России.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность национальной системы маркировки товаров и сущность влияния маркировки товаров на экономику;
2. Изучить историю и эволюцию системы маркировки в России;
3. Проанализировать законодательные акты и нормативные документы, регулирующие систему маркировки товаров в России;
4. Дать оценку текущего состояния теневой экономики в России;
5. Провести изучение преимуществ и недостатков системы маркировки товаров для противодействия теневой экономике;
6. Привести анализ практических результатов применения системы маркировки товаров на теневую экономику;
7. Дать оценку практической значимости системы маркировки товаров для сокращения теневой экономики;
8. Осуществит сравнение с аналогичными международными системами.
Информационная база исследования включает ряд научных статей, учебных пособий, правовых актов.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты основ и развитие маркировки товарной продукции в России
§1. Сущность национальной системы маркировки товаров и сущность влияния маркировки товаров на экономику
Российская система маркировки и отслеживания товаров - это особый тип информационной системы, предназначенной для контроля доставки товаров от производителей и/или импортеров потребителям через торговые сети.
В России по состоянию на конец 2023 года некоторые из этих систем начали работать. В предыдущие годы несколько проектов были закрыты, но в целом за последние годы ассортимент контролируемой продукции значительно увеличился и планируется к дальнейшему расширению.
Крупнейшей системой маркировки является «Честный бренд» (товары легкой промышленности, шубы, обувь, табак, лекарства, молочные продукты, шины и некоторые другие товарные группы - с 2024 года, все товарные группы). Правительство Российской Федерации распорядилось, чтобы CRPT (совместное предприятие Алишера Усманова, «Ростеха» и Александра Галицкого) назначала операторов неконкурентной системы [1].
Иные операционные системы:
1.ЕГАИС, предназначенная для контроля за оборотом алкогольной продукции.
2.ЕГАИС ведет учет древесины и торговлю с ней.
3.ЕГАИС «Этикетка» предназначена для учета оборота изделий из натуральной кожи.
4. ФГИС «Меркурий» предназначена для обеспечения оборота продукции, контролируемой ветеринарами.
8 июля 2021 года в России была введена система отслеживания импортируемых товаров. Она помогает вычислять продавцов, уклоняющихся от уплаты налогов и таможенных пошлин. Если товар импортный и указан в перечне отслеживаемой продукции (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 года № 1110), то товар считается отслеживаемым. Сюда относятся холодильники и морозильники; стиральные машины; мониторы, TV-ресиверы, проекторы, детские коляски и детские сиденья; промышленные тепловые насосы; погрузчиков, экскаваторов, экскаваторов, дорожных катков. Все документы на отслеживаемые товары выдаются только в электронном формате [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 года № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров».
2. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2019 года № 1251 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации имониторингу оборота отдельных видов табачной продукции, подлежащих обязательной маркировке с 1 июля 2020 г.».
3. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров». // Государственная система правовой информации. http: //www.pravo .gov.ru/index.html.
4. Распоряжение Правительства РФ №792-Р от 28 апреля 2018 г «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками».
5. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения».
6. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 456-ФЗ.
7. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2019 года № 115-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в целях ограничения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа розничной продажи и распространения бестабачных никотиновых смесей».
8. Законопроект Московской области от 05.02.2020 № 1401-па «Об установлении на территории Московской области ограничения розничной продажи несовершеннолетним изделий, предназначенных для потребления никотина».
9. Гордеева А.Г. Международные организации по стандартизации и направления сотрудничества в условиях интеграции. Стандартизация и сертификация: опыт стран Европейского союза и перспективы сотрудничества для России // Материалы международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2020. - С. 59-62.
10. Дианова В.Ю. Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования // «Таможенное дело». 2020. № 2. С. 18-21.
11. Егоров А.В. Проблемы и перспективы использования современных технологий маркировки лекарств для целей борьбы с фармпреступностью. // «Пробелы в российском законодательстве». 2020. С. 11-38
12. Иткинд А.Н., Смоляков А.С., Айсина Ф.Ш. Современные проблемы и особенности развития легкой и текстильной промышленности в России. – М.: Наука, 2020. – 165 с.
13. Code of Federal Regulations, Title 40, Part 82, subpart E. URL: https://ecfr.io/Title-40/.
14. Американцы хотят знать, что едят. Российская газета. URL: https://rg.ru/2014/03/03/eda-site.html
15. Базовые проблемы развития легкой промышленности (по резолюции 1-го международного форума «Легпромфорум»). URL: https://expert.ru/northwest/2014/45/bazovyie-problemyi-razvitiya-legkoj -promyishlenmsti-po-rezolyutsii-1-go-mezhdunarodmgo-foruma-legpromforum
16. Решение № 768/2008/ЕС (Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и Совета от 9 июля 2008 г.). URL:https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trade/wp6/SectoralInitiatives/MARS/Sl ovakia_Oct 10/Decision_768_2008_EC_ru.pdf.
17. Эксперты попросили правительство приостановить введение маркировки продукции в РФ. Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/684936.