Фрагмент для ознакомления
2
1 Введение
Проблемы нарушений речи являются актуальными для исследования во многих науках. Это и медицина, и психология, и лингвистика, и педагогика и другие. В данной работе мы рассмотрим нарушения речи дошкольников (в произносительной части) с точки зрения логопедии.
Напомним понятие, о котором идет разговор по Волковой: « Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения» [7, с.18]
Соответственно в том же источнике читаем: «Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности». [7, с.33]
Немного истории… На начальных этапах становления логопедии как науки, она не располагала собственной классификацией деформаций речи, полностью применяя медицинскую.
Одной из первых попыток собственной классификации считаются работы советского педагога М.Е. Хватцева. Именно он впервые исследовал причины нарушений речи ребенка, разделил их на группы, и даже предложил систему их коррекции, написав по этой теме более 70-ти работ. Этот человек и считается основоположником советской науки с названием «логопедия». Галина Анатольевна Волкова, цитаты, из учебника которой приведены выше, как раз являлась ученицей Михаила Ефимовича Хватцева.
После него данная тема развивалась и изучалась многими учеными разных направлений, и все же не считается изученной до конца. Появляются новые характеристики нарушений, уточняются нюансы, а, самое главное, разрабатываются все новые и новые методы работы с проблемами речи у детей и взрослых.
В современной логопедии ( в настоящей работе рассматривается отечественная наука) используют две классификации произносительных нарушений: клинико-педагогическая и психолого- педагогическая (Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, 1999). Они анализируют нарушения речи с разных сторон. Но при этом, не выступают антагонистами, а дополняют друг друга. Так же нужно отметить, что они обе нацелены на решение одних и тех же задач коррекции. Психолого- педагогическая относится к случаям, когда нарушения речи диагностируются при сохранном слухе и нормальном с точки зрения медицины интеллекте ребенка, это стоит учитывать в работе. Это не значит, что логопед не работает с детьми, имеющими нарушения интеллекта и недоразвитость слуха. Эти, более сложные случаи, просто требуют совместной работы медиков, педагогов-психологов и логопедов.
Почему же проблема речи для детей, не имеющих отклонений (по крайней мере - диагноза), с медицинской точки зрения, является столь актуальной в современном обществе? Почему педагоги, психологи и логопеды бьют тревогу о качестве произносительной стороны речи у детей?
В ноябре 2022 года принята Федеральная образовательная программа дошкольного образования. В ней сказано: «Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.» [1, п.14.1] Программа дает описание целевых результатов реализации программы для каждого возраста дошкольников. Но большое место в программе занимает коррекционно-развивающая работа [1, п.п 27,28]
Причина этого понятна всем, работающим с подрастающим поколением. Дети современного общества постепенно заменяют живое общение, на общение в социальных сетях. Обычным играм предпочитают гаджеты (которые есть в продаже буквально с младенческого возраста). Не умеют выражать свои чувства и эмоции. Не часто вживую общаются со сверстниками и родителями. Этот процесс начался давно, с развитием интернет-технологий.
Способствовала этому и прошедшая двухлетняя Пандемия с режимами изоляции.
Результат: недоразвитость многих коммуникативных свойств ребенка, в том числе и речи.
В данной работе мы постараемся проанализировать существующие нарушения произносительной стороны речи дошкольников и предложить некоторые пути исправления.
2 Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников, диагностика, исправление и профилактика нарушений
2.1 Классификация, характеристика, формы диагностики нарушений речи.
2.1.1 Классификация изучаемых нарушений.
Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается произносительная сторона (то есть конкретно устная речь) при достаточной развитости фонематического слуха, лексики, грамматики.
Нарушение (или недостаточное развитие) речи развивается у ребенка (самые частые случаи в практике) на фоне поражения головного мозга. Следует учесть, что такое поражение может быть временным, может быть частичным. И это не приводит малыша к клиническому диагнозу «ребенок с ОВЗ» или «инвалидностью». Дошкольное учреждение получает вполне здорового ребенка, который, тем не менее, имеет проблемы с речью. Они выражаются не только в неверном звукопроизношении (в сложных случаях - «каше во рту»), но и в скудности словарного запаса, грамматической нелогичности речи, не связном повествовании (в процессе монолога или диалога), не правильном восприятия речи на слух.
Нарушения произносительной стороны (то есть устной) речи делятся на два больших блока [16]:
а) Фонационные расстройства.
1)Дисфония (афония) – расстройства голоса (отсутствие или нарушение), проявляет себя в нарушении силы, высоты или тембра голоса;
2)Брадилалия - сильно замедленный темп, выражается в замедленной речевой артикуляции;
3)Тахилалия – наоборот, убыстренный темп, его признак ускоренная артикуляция речи;
4)Заикание - нарушение темпо-ритма речи (обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата ребенка)
5)Дислалия – неправильное звукопроизношение
6)Ринолалия – неверный тембр звукопроизношения (гнусавость), При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии;
7)Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи (обусловлено поражением ЦНС и расстройством/недостаточностью иннервации речевого аппарата)
б) Структурно-семантические нарушения.
1) Алалия – системное недоразвитие речи
2) Афазия – полная или частичная утрата речи
Недостатки звучащей речи выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических нарушений включает целый комплекс упражнений, о которых мы поговорим во второй, практической части нашей работы.
2.1.2 Краткая характеристика нарушений.
Если развитие речи ребенка не соответствует возрасту, считается, что у него есть нарушения произносительной стороны речи. Часто слово «нарушение» заменяется терминами: «расстройства речи, недостатки, дефекты, недоразвитие речи», а так же «речевая патология, речевые отклонения». Надо сказать, что это не всегда взаимозаменяемые термины, поэтому мы в работе будем использовать только термин «нарушения».
Прежде чем говорить о нарушениях, вспомним, какие этапы развития речи проходит ребенок. Татьяна Борисовна Филичева, доктор педагогических наук, ведущий специалист в коррекционной педагогике, [16] выделяет 4 этапа развития речи ребенка: подготовительный, пред дошкольный, дошкольный и школьный.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты.
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования", опубликована 29 декабря 2022, [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал ФГОС - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=lvb3w7tmqi596642463
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) . [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Консультант плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lvb43qk33u747205624
Книги, статьи, материалы конференций и семинаров
4. А. А. Алмазова Логопедия. Современный облик и контуры будущего [Текст] Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /Ответственный редактор А. А. Алмазова, Москва/ Управление издательской деятельности и инновационного проектирования (УИД и ИП) МПГУ. 2021 г - 418 с
5. Е.С.Анищенкова, Формирование связной речи, пособие для занятий с детьми [Текст] / серия «Популярная логопедия»/ Москва, Издательство АСТ, 2023 год, 159 с
6. Н.З.Бакиева, Тетрадь-тренажер для закрепления звука Ш у детей дошкольного возраста [Текст] / пособие для логопедической работы с детьми, Издательство ВЛАДОС, 2019 – 77 стр
7. Л. Волкова, Логопедия. [Текст] Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учебных заведений, под редакцией Л. Волковой, издание 5, «Владос», г.Москва, 2006 г., 680 с.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] Сборник методических рекомендация –СПб, ,[Текст] Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, (РГПУ им Герцена), 2001, 240с
9. Н.С. Жукова Логопедия основы теории и практики [Текст] Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Москва, ЭКСМО, 2023 г- 288 с.
10. Земцова О.Н., Логопедические тесты, 5-6 лет [Текст] Москва, Махаон, Издательство Азбука-Аттикус, 2021 г, 64 с.
11. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Текст] «Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: Вызовы времени», Шадринск, ШГПУ, 19.03.2021 - 436 стр.
12. Новаторцева Н.В. Логопедическая энциклопедия [Текст] Москва, РОСМЭН, 2020 – 192 с
13. Т.В.Пятница «Логопедия в таблицах, схемах, цифрах» [Текст] Ростов-на-Дону, Издательство ФЕНИКС, 2019, 173 стр
14. А.Ткаченко, Логопедические упражнения [Текст] / иллюстрации Татьяны Лекович, Москва, ЭКСМО, 2021 год, -88с
15. Уварова Т. Б., Агаева В. Е. Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников. [Текст] Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2022. — 219 с.
16. Филичева Т.Б. Логопедия /[Текст] теория и практика/ под редакцией д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой/ издание 3-е, исправленное и дополненное, Москва, ЭКСМО, 2023 год – 608 с
17. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст] — М.: Юрайт, 2023. — 248 с.