Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Большая часть детей старшего дошкольного возраста уже имеет звуковую сторону речи, обладает развитым словарным запасом и умеет строить предложения правильно. Однако процесс овладения речью происходит не одинаковым у всех ребят. Иногда процесс может быть искаженным, что влечет за собой различные отклонения в речном ритме, нарушающие ее нормальную динамику.
Задержка развития фонематического слуха и фонетического восприятия порождает серьезные трудности для успеха освоения программы чтения и письма, поскольку несформированные умения восприятия звуковых составов слов мешают школьникам справиться с учебой в школе, а несформированные умения восприятия звуковых составов слов. Даже слабое развитие фонематического и лексического развития у старших дошкольников является серьезной препятствий для освоения основной общеобразовательной программы.
Работа по предотвращению и коррекции фонетического и фонетического недоразвития речей должна начинаться в детском возрасте, до начала преподавания грамоты. Недостаточно развитое фонематическое восприятие мешает не только восприятию слова, но также овладению грамотой, писем, чтением и программой начальной школы вообще. Таким образом, выявление детей, имеющих недоразвитие фонетического и фонетического восприятия в дошкольных возрастах и исследование состояния фонетического и фонетического восприятия - актуальные задачи на сегодняшний день.
Цель исследования – исследовать фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
Гипотеза: дошкольники с ФФН, являясь особой группой детей, имеют типологические особенности фонетико-фонематического восприятия по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.
Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ФФН.
Предмет исследования: специфические нарушения фонематического восприятия у данной категории дошкольников.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе;
-описать роль фонетико-фонематического восприятия в развитии речи звукопроизношение фонематический речь ребенок;
-изучить психолого-педагогические характеристики дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием;
-провести экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
Констатирующий эксперимент.
Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 Теоретические аспекты фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
1.1. Формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая составляющие речи отражают общее культурное значение речи, соответствие речи произносительными нормами.
Фонетическая часть речи - это произношение звука, которое являлось результатом утвержденной работы всех компонент речевого аппарата [4].
Периферический отдел речи-двигательного изучения состоит из речевого аппарата, который включает:
- дыхательный аппарат, который обеспечивает энергию диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, горла.
- голосовой аппарат, который обеспечивает формирование голосового звука при помощи голосовых связок.
- Артикулятор, модифицирующий звук в горла в разные звуки речи в ротовой и носовой полости.
Проводниковый отдел анализатора содержит три пары нервишек мозга возвратимого, подъязычного и подкоркового образования, которые обеспечивают передачу данных в кору мозга [14].
Центральным звеном ре-двигательного изучения является височный отдел доминантной полушария правого полушария - левого полушария. Тут анализируется информация о состоянии органов речи в речи и лобного отдела, либо центра Брока, программирующего и держащего под контролем реализация движения. Фонематическая часть речи - способность различить и различать звуки родных языков.
Фонематическую сторону речи обеспечивает работа речи-анализатора. Его периферийный отдел размещен в ушах и воспринимает слуховую данные, также звуки речь. Проводные отделы передают данные в мозговую кору, отчасти её изучая, определяя направление звукового источника и удаление. Функция производится благодаря бессчетным передаточным звеньям восьмой пара черепных нервишек, мозга продолговатого, мозга среднего, медиального коленчатого тела и слухового сияния [10].
Это функция производится благодаря бессчетным передаточным звеньям восьмой пара черепных нервишек, мозга продолговатого, мозга среднего, медиального коленчатого тела и слухового си
Центральный отдел изучения речи - височная часть доминантной половины, где проводится изучение звучания:
- контроль наличия в слове звука.
- индивидуальности её позиционного звучания,
- число и частота звуков в словах,
- Различение близкого звука по характеристикам акустики.
Воспроизводить и воспроизводить звуки родного языка - согласованная работа речевого анализатора, в какой развитый слух дозволяет сформировывать точные диаграммы – подвижность и узкая дифференцированная работа органов речи, которые обеспечивают верное проигрывание каждого звука.
В антропогенезе равномерно развитие и формирование фонетической и фонетической стороны речи случается в процессе развития и формирования фонетической и фонетической стороны. Главной роль в обучении речи является слух. А также, что ребенок развивает слух, он получает голосовые реакции: разные звуки, разные сочетания звука и слов. С 2-3 месяцев ребёнок начинает ходить, с 3-4 месяцев — лепиться. В данном возрасте начинается первоначальное формирование фонематического слуха: ребенок слушает звук, находит источник звука, направляет голову к говорящему [2].
К 6 месяцам лепешка малыша приобретает точный ритм, но все еще недостаточно размеренный и выходит в недлинные ритмы. В голосе звучит А, в согласных звучит П, Б, М, К, Т. В это время ребенок отлично осознает интонацию взрослого мужчины и реагирует на голосовые тона.
Ребенок отлично гласит обыкновенные слова к году: гласные – а, согласные – п,б,м,н,т,д,к,г. [16].
Дети развивают и сформировывают произношение разных периодов. Некоторые дети говорят больше и наименее ясно, остальные говорят меньше и наименее ясно. Качество звука зависит от состояния и силы артикуляции, которые только начинают интенсивно работать. А.И. Макаков большое количество раз писал об этом в собственных работах.
На втором году жизни дети интенсивно слышат звуки e, y, i, но твердые согласные звучат просто - t, d, s, z. Они расширяют способность воспроизводить взрослые речи, активно расширяют осознание речи остальных людей. К данному моменту малыш интенсивно употребляет обыкновенные слова.
На 3-ем году жизни увеличивается подвижность артикуляционного аппарата, но звук малыша пока не соответствует правилам. В данном возрасте ребенок усердствует приближаться к принятым правилам, заменяя звучные звуки легче. К примеру, звук ц подменяют на т либо щ, звук ч и ч - на Т либо щ следовательно, звук l и r - на Т либо щ следовательно, звук шипящего и твердого свистящего - на Т и Д. Через 3 года верно формируется артикуляция губ и зубов: f, v, и легкие их варианты: f, v. В это время осознание фонетики уже отлично развито: дети практически не путаются с близкими словами в звуке и усердствуют сохранить логику слов [1].
На четвертом году жизни случается предстоящее увеличение сердечного аппарата, мышечные движения стают больше согласованными. В речи возникают звуки жесткой согласной артикуляции, звуки шума, и дети уже могут верно произносить слова, где смешиваются несколько согласных звуков. В данное время дети начинают ориентироваться на свои ошибки в речи другого человека и просто различают такие слова, звуки, другими словами развиваются последующие их фонетико-фонетические восприятия.
На 5 лет жизни детей возрастает подвижность артикуляционного аппарата. Большая часть детей отлично слышат звуки шипящих, сонорных, таковых как л, р. Но некоторые ребята все еще трудно произносят звуки звучащих, и нередко подменяют её иным звучанием. В обычных словах дети уже ясно произносят эту группу звуков, но в трудных и практически непонятных фразах делают изменения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боброва, И. В. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи детей младшего школьного возраста / И. В. Боброва // Вопросы реабилитации детей с нарушениями развития. - 2019. - № 3. - С. 31-36.
2. Гаспарян, Э. В. Проблемы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Э. В. Гаспарян, Н. А. Костылева // Всероссийский детский журнал. - 2019. - Т. 19. - № 1. - С. 45-50.
3. Грушевская, И. А. Особенности фонетического недоразвития речи детей с ОНР / И. А. Грушевская // Коррекция нарушений речи. - 2020. - № 2. - С. 57-63.
4. Иванова, Е. Л. Синтез методов психолого-педагогической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста / Е. Л. Иванова // Дефектология. - 2019. - № 3. - С. 71-75.
5. Казакова, Е. В. Компенсация фонематического недоразвития речи детей с задержкой психического развития: опыт и проблемы / Е. В. Казакова, И. А. Оголенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 1. - С. 28-36.
6. Красильщикова, О. В. Фонематическое недоразвитие речи: особенности проявления и коррекции у детей дошкольного возраста / О. В. Красильщикова // Научно-практический журнал "Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста". - 2021. - № 2. - С. 80-86.
7. Куркина, И. Н. Медико-психолого-педагогическое направление коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся мл. шк. возраста / И. Н. Куркина // Дефектология. - 2019. - № 2. - С. 62-67.
8. Малышева, Т. В. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи детей с ЗПР / Т. В. Малышева, О. К. Денисова // Дефектология. - 2020. - № 1. - С. 39-43.
9. Петрова, А. В. Коррекционная помощь детям с общим развитием фонетико-фонематического недоразвития речи / А. В. Петрова // Дефектология. - 2019. - № 4. - С. 64-69.
10. Сазонова, И. Л. Изучение причин фонетического недоразвития речи у дошкольников / И. Л. Сазонова // Новые исследования науки и практики. - 2021. - № 2. - С. 138-144.
11. Смирнова, Н. И. Экспериментальное исследование фонетического недоразвития речи детей младшего школьного возраста / Н. И. Смирнова, М. Г. Коблова // Научный журнал "Молодой ученый". - 2020. - № 31. - С. 78-82.
12. Степанова, Е. Н. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей: диагностика, проявление, коррекционная помощь / Е. Н. Степанова // Дефектология. - 2021. - № 3. - С. 73-77.
13. Тарасова, О. А. Изучение причин фонематического недоразвития речи у дошкольников / О. А. Тарасова // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 63-68.
14. Федосеева, М. Ю. Фонетическое недоразвитие речи у детей младшего школьного возраста и пути его преодоления / М. Ю. Федосеева // Вестник РГУ им. И. Канта. - 2019. - № 2. - С. 113-117.
15. Черняховская, Е. Е. Особенности фонетического недоразвития речи у детей с расстройствами аутистического спектра / Е. Е. Черняховская // Научные ведомости БелГУ. - 2020. - № 14. - Вып. 51. - С. 203-209.