Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире технический прогресс воплотился в виде особого киберпространства, в котором видоизменяются многие аспекты жизни отдельного человека и общества в целом. Виртуальные коммуникации стали неотъемлемой чертой сетевого общества. И влияние социальных сетей на поведение, систему ценностей, жизненные ориентиры людей стало одной из центральных тем исследований философов. На примере освещения военных операций, вовлеченности масс в различные обсуждения ситуаций в мире мы видим тот самый эффект влияния на сознание людей. Очевидным также является и тот факт, что часто массы не осознают данного влияния, отсутствует критическое мышление.
Степень разработанности проблемы. Как подчеркнули М. Хоркхаймер и Т. Адорно, при помощи СМИ и СМК поработить массы удается настолько прочно, что они подчиняются тому, что им предлагают, уже безо всякого сопротивления. Они с серьезностью относятся к навязываемой им морали (чего нельзя сказать о тех, кто эту мораль им навязывает). Становясь жертвами «мифа об успехе»[ Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997. С. 66], они добровольно отстаивают порабощающую их идеологию. И если в XX веке, как привел в пример Г. Маркузе, показателями успеха, транслируемыми радио и телевидением, были эффектный макияж, посещение определенных курортов, «Кадиллак» с водителем[ Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002. С. 11.], что лишь обедняло духовную культуру человечества, то социальные сети навязывают своим пользователям поведение, которое идет вразрез не только с моралью, но и с законом.
Во второй половине XX века манипулирование массовым сознанием вышло на новый уровень, благодаря появлению наук по данной проблематике и формированию теорий и концепций ведущими специалистами. Технические возможности позволили расширить радиусы влияния до миллионов человек[ См. Антонова Н.В., Психология потребительского поведения, рекламы и PR. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. С. 95].
Манипулирование как феномен получило свое теоретическое обоснование в работах российских ученых. Так, например, Ю.А. Ермаков, профессор, доктор философских наук, полагает, что манипулирование «отрицает личностный потенциал человека – его изначальную способность быть субъектом общественной жизни и индивидуального бытия, деятельности, общения, автором собственной биографии и в известном смысле судьбы»[ Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1995. С. 78.].
Объект исследования – манипуляции массовым сознанием.
Предмет исследования – манипуляции массовым сознанием в современном обществе при помощи рекламы.
Целью данной работы является рассмотрение манипулирования массовым психическим сознанием посредством рекламы в различных СМИ.
Задачи:
1)рассмотреть манипуляции массовым сознанием: точку зрения Г. Маркузе;
2)изучить «манипуляции сознанием» посредством искусства (М. Хоркхаймер и Т. Адорно);
3)описать манипуляции в рекламных коммуникациях;
4)изучить виды манипуляций в рекламных текстах;
5)описать примеры манипуляции в рекламных сообщениях .
Методологические основания исследования. Интенсивные исследования методов манипулирования и теоретические обобщения в данной сфере стали проводиться начиная со второй половины XX века. Изучению различных факторов, влияющих на эффекты массовой коммуникации, посвящены работы К.Ховланда[ Hovland, С. I. Experiments in Mass Communication Текст. / С. I. Hovland, A. A. Lumsdaine, F. D. Sheffield. Princeton University Press, 1949.]. Проблемой «социальной технологии» занимался К.Манхейм[ Манхейм, К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Манхейм М.: Юрист, 1994.-700 с.], подразумевая под этим термином совокупность методов, оказывающих влияние на поведение человека и служащих средством социального контроля. Маркузе рассматривал человеческое состояние как состояние прогрессивного господства анонимной, все более глобальной системы, преодолевающей границы политических порядков и исторических культур[ Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002. – 526 с.]. Поставив немало острых и актуальных вопросов, Франкфуртская школа зримо присутствует в панораме современных философских дискуссий. Одним из вопросов, рассматриваемых внутри Критической теории общества, стал способ интерпретации проблематики современного индивидуума в его зависимости от такого понятия как массовое общество. Важнейший вклад в разработку данного направления был сделан Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно.
Структура работы. Курсовая включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Методы исследования – анализ источников и литературы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в изучении аспектов манипуляции массовым сознанием в аспекте рекламы.
Новизна исследования состоит в изучении аспекта манипуляции массовым сознанием в современной рекламе.
Глава 1 Теоретические основы манипулирования массовым сознанием
1.1 Манипуляции массовым сознанием: точка зрения Г. Маркузе
«Одномерный человек» Герберта Маркузе (далее – ODM) можно читать по-разному: как антиутопическое повествование о капиталистическом обществе после Второй мировой войны, как произведение популярной политической теории или как вдохновляющий текст, оказавший большое влияние на студенческое движение 1960-х годов в США и Европе. Учитывая, насколько книга, впервые опубликованная в 1964 году, противоречила духу своего времени, ее популярность в то время стала чем-то, вроде неожиданности. Традиционным левым, считавшим капитализм непоправимым злом, но находящимся на пути к вымиранию, Маркузе сказал, что господствующая «система» на самом деле гиперстабильна и не имеет настоящих противников. Тем временем, защитники «свободного» Запада столкнулись с утверждением, что западная свобода является инструментом угнетения. Опираясь на современную литературу, историю философии и идеи социальных наук, ODM передает глубоко пессимистическое сообщение: парламентская демократия - это обман; как публичная сфера, так и личная жизнь исчезают; а технический прогресс приводит к порабощению личности.
«Человек» рождается свободным, но все еще находится в цепях – даже если он (или она) может их не чувствовать.
Многие восприняли ODM как призыв к преобразующим действиям, и все же центральное утверждение Маркузе заключается в том, что именно такого рода коллективные действия – крайне маловероятны, не говоря уже об их успехе в «развитом индустриальном обществе»[ См. Вислов И. Д. Концепция одномерного человека Г. Маркузе//Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350 - летию со дня рождения Петра Великого: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. С. 308]. Утверждается, что современное общество представляет собой структурную угрозу самой возможности подлинной преобразующей политики. Маркузе объясняет, почему общество необходимо изменить, и в каком направлении должны идти такие изменения, но прежде, чем он это сделает, он настаивает на том, что пути к изменениям заблокированы. Эта блокировка, которую он описывает как «закрытие политической вселенной», не является результатом ни апатии масс, ни производственных отношений. Необъяснимо это и с точки зрения открытых политических репрессий. Маркузе предлагает политическую антропологию либеральной демократии двадцатого века. В основе его книги лежит утверждение о том, что историческая фигура гражданина была заменена одномерной личностью. Определяющими характеристиками последних являются «ложные потребности» и «репрессивная десублимация»). Согласно Маркузе, современные люди живут в искусственном естественном состоянии, из которого, в отличие от контрактуалистской традиции, нет выхода. Постепенная утрата способностей, присущих человеческому роду, особенно – способности к саморефлексии и сопереживанию, а также способности критиковать условия, в которых живут люди, является как условием, так и следствием навязывания беспрецедентных императивов общественного самосохранения.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Антонова Н.В., Психология потребительского поведения, рекламы и PR. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019.
2)Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997.
3)Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. С. 452
4)Боташева А.К., Ануфриенко С.В. Медиаполитический процесс как фактор влияния на событийную сторону политической жизни (на примере событий на Украине 2014-2015 гг.) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2019. – No 1. – С. 219-225
5)Вислов И. Д. Концепция одномерного человека Г. Маркузе//Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350 - летию со дня рождения Петра Великого: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. С. 308-315
6)Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.
7)Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.
8)Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1995.
9)Зирка В.В. Манипулятивные игры в рекламе: лингвистический аспект. М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2020.
10)Иванова В. А., Специфика использования приема "экспертное мнение" в рекламной коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2020. — № 6. — С. 57-60
11)Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005.
12)Клустер Д. Что такое критическое мышление? //Перемена, 2001, № 4. С. 59-60
13)Кретова Н. Н., Данькова С. А. Использование психологических приемов манипуляции в рекламе // ЭКОНОМИНФО. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzo vanie-psihologicheskih-priemov-manipulyatsii-v-reklame.
14)Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002. С. 11-15
15)Мартиросова А. В., Моргунова А. И. Виды манипуляций в рекламных текстах// Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума НАУКА И ИННОВАЦИИ – СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (г. Москва, 2 декабря 2022 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Издательство Инфинити, 2022. С. 55-60
16)Манхейм, К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Манхейм М.: Юрист, 1994.-700 с.
17)Менегетти Антонио. Проект «Человек». М.: Онтопсихология, 2007.
18)Плужникова Д. А. Виды манипуляций в рекламных текстах// СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 88-90
19)Прокофьева Д. В. Отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе// ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. 2016. № 78. С. 230-235
20)Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 4: От Романтизма до наших дней. СПб., 2002.
21)Сергеева З. Н., Технология рекламы. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2020.
22)Серитирова, Г. Н. Особенности манипуляции в языке рекламы / Г. Н. Серитирова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 3-3(79). – С. 115-118
23)Хренков, В.В. Общество потребления и реклама как условия объективации человека: неомарксистское понимание проблемы // Труды БГТУ. – 2017. – №2. – С. 63-65
24)Черкасс, И. А. Прагматические особенности англоязычных туристических рекламных текстов / И. А. Черкасс // Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – Т. 89. – № 6. – С. 126-130
25)Шушкина А. Г. Критический подход к положению индивида в массовом обществе (по материалам М. Хоркхаймера и Т. Адорно)//ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: ОТ ВОПРОСОВ К РЕШЕНИЯМ. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Том Выпуск II. 2017. С. 17-20
26)Hovland, С. I. Experiments in Mass Communication Текст. / С. I. Hovland, A. A. Lumsdaine, F. D. Sheffield. Princeton University Press, 1949.