Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время проблема нестабильности и дисфункции семьи очень важна для нашего общества. Увеличение числа разводов с каждым годом, значительная часть которых происходит на стадии взаимной адаптации супругов, отказ от детей и катастрофическое снижение рождаемости привели к моральному и демографическому решению проблемы. страна. Одним из способов решения этих проблем является подготовка молодого поколения к браку и семейным отношениям, особенно подготовка молодежи к семейной жизни с точки зрения социального воспитания.
Подготовка молодых людей к семейной жизни является важной задачей образования. Система взглядов на семью является важным фактором, определяющим характер взаимоотношений и эмоциональную атмосферу в семье. Стабильность брака и семейных отношений зависит от подготовки девочек и мальчиков к семейной жизни, при которой подготовка к браку понимается как система социальных и психологических установок личности, определяющая эмоционально-позитивное отношение к семейному образу жизни.
Подготовка к семейной жизни традиционно была одним из основных направлений воспитания молодежи, не в меньшей степени, чем подготовка к работе. Поэтому, прежде чем молодые люди начнут создавать собственные семьи, важно сформировать у них конструктивную модель семьи.
Среди многих аспектов формирования подготовки молодых людей к семейной жизни исследователи выделяют правильное понимание социальной роли семьи и брака в обществе, а также наличие у граждан правового сознания. Этот вопрос актуален сегодня, потому что он был разработан разными исследователями. Значительный вклад в разработку теоретических основ подготовки к семейной жизни внесли такие исследователи, как Ю. Е.Алешина, Т.Н.Андреева, В.В.Бойко, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, И.С.Кон, Е.А. Тюгашев, В.Ю. Черкасова. Они обнаружили, что по сравнению с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утратой семейных традиций и обычаев, разрушением структуры семьи и низким уровнем представления людей об основных социальных и психологических функциях (материнстве или отцовстве), ценность молодых людей в том, что они семьи и семейных отношений становится все меньше. В процессе подготовки к семейной жизни особенно чувствителен возраст старшеклассников, которые находятся на пороге самоопределения в жизни.
В.Н.Гуров, Т.С.Зубкова, В.Е.Каган, С.В.Ковалев, Е.Г.Силяева, В.А.Сысенко, Л.Б.Шнайдер и другие раскрыли некоторые аспекты по данной теме, такие как взаимосвязь полового воспитания и нравственного воспитания, формирование нравственной культуры сексуальных отношений у молодежи.
Молодые люди считают, что брак и семья все чаще становятся средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Однако, с точки зрения формирования личности, важным моментом для подготовки молодого человека к социальному воспитанию и психологической подготовке к браку является то, что он не только готов признать необходимость близости с людьми другого пола, но и понимать смысл своего поведения в системе брачно-семейных отношений.
Многогранные социальные роли супруга, отца и матери требуют обширных знаний, сложного набора навыков и умений. Вот почему подготовка к вступлению в брак является одним из важнейших компонентов семейного и школьного образования. В этой системе подготовки к самостоятельной жизни нарушения и упущения являются одной из первопричин напряженности в семейных отношениях, усиления внутренних конфликтов в семье, возникновения конфликтных ситуаций, нестабильности общения в семье и стабильности брака.
Таким образом, подготовка к семейной жизни отражает надлежащий взгляд на семью и брак и является важным вопросом для всего государства. Государство стремится решить эту проблему. Как правило, только в образовательных учреждениях наблюдается недостаточная разработанность методов работы и возможности проведения необходимой работы по подготовке к семейной жизни, что объясняет актуальность темы диссертации.
Цель исследования: проанализировать особенности подготовки старшеклассников к семенной жизни в современных российских условиях.
Объект исследования: подготовка к семенной жизни.
Предмет исследования: процесс подготовки старшеклассников к семенной жизни.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что процесс подготовки старшеклассников к семенной жизни происходит не только в неформальной среде, но и в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть функции семьи в подготовке юношества к семейной жизни;
2. Рассмотреть основы социально-педагогической подготовки юношей и девушек к семейным отношениям;
3. Провести исследование готовности старшеклассников к семейно-брачным отношениям;
4. Разработать программу социального воспитания и подготовки учащихся старшей школы к семейной жизни.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
База исследования: учащиеся 10 классов МОУ «СОШ 1» г. Вологда.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Функции семьи в подготовке юношества к семейной жизни
В воспитании будущих детей семье отводится огромная роль. Семья является основным институтом социализации подрастающего поколения и распространения опыта семейной жизни; ее влияние на воспитание детей трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного и психологического развития семья служит социальной средой, наиболее близкой к окружающей среде. В семье ребенок получает предварительное представление о мире, где формируются его характер, интересы, потребности, нравственные идеалы и убеждения, основа гуманистических и альтруистических чувств. Непосредственный опыт родительской семьи во многом определяет процесс самоопределения личности в области семейной жизни, сложившиеся установки и ценностные ориентации.
По мнению И. Гурова, семья - это сложное и универсальное социальное образование. Она сочетает в себе атрибуты малой социальной группы: ячейки общества и социальные институты, а также общественную организацию и социальную структуру. В то же время семья и ее положение и статусная грамотность в значительной степени обеспечивают стабильное функционирование и прогресс общества. В сфере общественной жизни семья занимает особое положение [8, с. 50].
С точки зрения Е. Дивицыной, семья - это небольшая группа, основанная на браке и/или кровном родстве. Ее членов объединяет сосуществование и управление семьей, эмоциональные связи и обязательства по взаимному уважению. У них также есть свои особенности.
Исследователь Е.К.Богодина представляет семью как многогранную систему, в которой не только происходит взаимодействие и взаимоотношения между родителями и детьми, но и мир взрослых встраивается в мир детей, что объективно способствует формированию у ребенка «образа семьи» [2, с. 45].
Согласно предложенному определению, можно определить, что семья - это небольшая группа, основанная на браке и/или кровном родстве. Ее члены объединены совместным существованием и поддержанием семьи, эмоциональными узами и взаимной ответственностью и имеют свои особенности и традиции; это многоуровневая система, в которой существует не только взаимодействие и взаимоотношения между отцом и сыном.
Семья играет важную роль в развитии общества и интеграции нового поколения в общество.
Функция семьи - это деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, которая выражает социальную роль и сущность семьи. Основными функциями семьи считаются воспроизводство и воспитание: рождение и социализация детей и личности, сохранение и укрепление здоровья членов семьи, психологическое общение, организация досуга и отдыхающих. Кроме того, важная семейная деятельность осуществляется через другие важные функции: экономика - семейный бизнес, личное подсобное хозяйство, совместную трудовую деятельность и т.д.;
Домашнее хозяйство - управление семьей, перераспределение доходов внутри семьи, потребление материальных благ и услуг и т.д. Однако, больше интересует такая важнейшая социальная функция семьи, как воспитание будущих семьянинов, то есть подготовка молодого поколения к браку и семейным отношениям. Здесь важное место занимает отношение девочек и мальчиков к браку и семье как к основной ячейке общества [2, с. 14].
Семья является главной и социальной основой морально-психологического склада, составляющего личность. Психологическая среда семьи и взаимоотношения между ее членами напрямую влияют на продуктивную деятельность человека, выполнение социальных обязанностей и развитие творческих возможностей в любом возрасте. Среди ряда образовательных задач, которые должны решать семьи, одной из главных является подготовка детей к будущей семейной жизни.
В процессе самой жизни дети многому учатся у старшего поколения об отношении к людям другого пола, о браке и семейных установках, а также усваивают нормы поведения. У них рано начинают формироваться чувства дружбы, приязни, честности и достоинства. Это помогает сформировать представления о любви как о высшем человеческом чувстве, о браке и семейных отношениях [15, с.55]. Поэтому особая подготовка подрастающего поколения к жизни в семьях своих родителей в детском и взрослом возрасте, создание будущих семей, выполнение супружеских и родительских обязанностей, а также воспитание детей также должны занимать важное место.
По словам Т.И. Дымновой, свой первый социальный опыт ребенок получает в семье своих родителей. Ребенок, взрослея, строит свою семью. Он часто выглядит как человек, с которым вместе вырос. Если в семье родителей царит мудрость, уважение к окружающим и взаимопомощь, то и дети должны ожидать того же в будущем. В противном случае человек, скорее всего, повторит в своей семье те отношения, которые существовали в семье его родителей, и которых он старается избегать [12, с.49-].
Кроме того, роль семьи в подготовке к этапу семейной жизни включает в себя формирование у детей набора ориентаций и отношения к общепринятым нормам поведения супругов. В частности, именно самоидентификация как представителя определенного пола и принятие существующих жизненных ценностей в определенном обществе определяют взаимодействие между мужем и женой [3, с. 5].
В семье ребенок получает первое представление об обязанностях каждого члена семьи. Воспитание будущих семьянинов зависит от многих факторов, среди которых важную роль играют образ жизни и поведение родителей. Характер взаимоотношений между его членами, семейная атмосфера, активное участие обоих родителей в воспитании своих детей, приобретение отцами и матерями специальных знаний и педагогических навыков, правильная организация практической деятельности детей и семейного досуга также являются необходимыми условиями для воспитания семьянинов. Именно в доме
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений / Ю.П. Азаров. - СПб.: Питер, 2019. - 202 с.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2020. - 284 с.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2022. - 280 с.
4. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. - М.: Издательство МГУ, 2019. - 304 с.
5. Баранок, В.Н. Воспитание семьянина: учебно-методический комплекс / В.Н. Баранок. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2022. - 98 с.
6. Бойко, В.В. Молодая семья / В.В. Бойко. - М.: Речь, 2021. - 250 с.
7. Варга, А.Я. Системная семейная психология / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2020. - 308 с.
8. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2021. - 192 с.
9. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 320 с.
10. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицина. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. - 325 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2019. - 176 с.
12. Дымнова, Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. - С. 46-56.
13. Зубкова, Т.С., Тимошина, И.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2020. - 245 с.
14. Ивлева, В.В. Семейная психология / В.В. Ивлева. - Мн.: Современная школа, 2019. - 310 с.
15. Каган, В.Е. Семейные полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 54-61.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие / О.А. Карабанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 224 с.
17. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2021. - 128 с.
18. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2020. - 268 с.
19. Ковалева, О.Ф. Внеучебная клубная работа как средство воспитания у подростков позитивного отношения к семье и родительству // Пазашкольнае выхаванне. - 2019. - № 8. - С. 14-19.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2022. - 324 с.
21. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова. - СПб.: Речь, 2019. - 240 с.
22. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. - Мн.: Тесей, 2022. - 192 с.
23. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2020. - 328 с.
24. Основы семьеведения и социально-педагогической помощи семье: Учебно-методический комплекс / Сост. Т.Д. Вакушенко, С.Г. Туболец. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2019. - 103 с.
25. Погодина, Е.К. Основы семейной жизни / Е.К. Погодина. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2022. - 92 с.
26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Просвещение, 2022. - 192 с.
27. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А.Н. Сизанов. - Минск: Беларусь, 2021. - 115 с.
28. Социально-психологическая и консультативная с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2022. - Ч. 1. - 728 с.
29. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 2019. - 164 с.
30. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. - М.: Мысль, 2022. - 212 с.