Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема тревожности учащихся с каждым годом становится все более актуальной. Она охватывает большое количество людей, от родителей до специалистов, работающих с детьми, и дает возможность найти выход из проблемного состояния.
Современные исследования показывают, что количество беспокойных и тревожно настроенных детей растет. Учащиеся стали все больше беспокоиться, сомневаясь в своих способностях, долговечности полученных знаний и эффективности подготовки к экзаменам. Анализ литературы позволяет утверждать, что человеческая тревожность - одно из загадочных явлений в психологии. Человек испытывает чувства страха, напряжения, беспомощности и неуверенности.
Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод, что поздний подростковый период является одним из самых сложных периодов в жизни подростка. Поздний подростковый возраст - один из ярких и насыщенных этапов жизни человека. Очевидно, что предэкзаменационная тревога добавляет красок реальности и заставляет переживать о предстоящих трудностях.
В настоящее время ЕГЭ является основным государственным экзаменом для учащихся 11-х классов. В этом смысле изучение влияния этого теста на уровень тревожности у старших подростков с каждым годом становится все более актуальным. Это можно объяснить высокой важностью результатов тестов для будущей жизни учащихся. Кроме того, рост тревожности может быть объяснен высокими стандартами проведения такого рода экзаменов и появлением самой процедуры
Тема исследования: «Профилактика ситуативной тревожности у старшеклассников при подготовке к Единому Государственному Экзамену».
Цель исследования: разработать пути профилактики ситуативной тревожности у старшеклассников при подготовке к Единому Государственному Экзамену в современных образовательных условиях.
Объект исследования: ситуативная тревожность.
Предмет исследования: профилактика ситуативной тревожности у старшеклассников при подготовке к Единому Государственному Экзамену.
Гипотеза. Во время подготовки к ЕГЭ уровень тревожности старшего подросткового возраста будет снижен при условии, что план, основанный на учебных курсах, будет составлен с учетом возрастных особенностей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;
2. Изучить проблемы и причины школьной тревожности;
3. Привести психокоррекционную работу по нивелированию тревожности у старших подростков в период подготовки к ЕГЭ;
4. Изучить особенности старшего подросткового возраста;
5. Раскрыть организацию и методы эмпирического исследования;
6. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования нивелирования тревожности;
7. Разработать план по снижению тревожности подростков старшего возраста при подготовке к ЕГЭ;
8. Привести анализ эффективности программы по нивелированию тревожности у старших подростков.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
База исследования: МОУ «СОШ № 37» г. Киров.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Практикующие психологи используют слова «тревожность» и «тревожное предчувствие» как синонимы в повседневном профессиональном общении, для психологической науки эти понятия не являются равнозначными. Если обратиться к «Краткому психологическому словарю», то можно увидеть, что тревожность - это эмоциональное состояние, вызванное неблагоприятными обстоятельствами. Это состояние объясняется ожиданиями личностных недостатков.
Тревожность характеризуется чувством напряжения, печальным предчувствием, тревогой, паникой и страхом. Понятие тревоги было введено Фрейдом. Ученые делят это понятие на конкретный страх и неопределенный страх, который является необоснованным и безответственным. Многие исследователи поддерживают точку зрения Фрейда о разграничении таких понятий, как «страх» и «тревога».
Тревожность может проявляться длительными, затяжными, ежедневными симптомами, которые значительно снижают качество жизни (в случае генерализованного тревожного расстройства), или же короткими всплесками с паническими атаками. Частота, количество и интенсивность симптомов варьируются в зависимости от человека[2].
Тревожность может привести к психическим или психологическим проблемам[3].
Поведенческие проявления тревожности включают уход от ситуаций, которые вызывают тревогу или негативные воспоминания, а также изменение режима сна, изменение привычек, увеличение или уменьшение потребления пищи и повышенное двигательное напряжение (например, постукивания ногой)[4]
C когнитивной точки зрения тревожность проявляется мыслями о предполагаемых опасностях, например, страхе смерти. «Начинает казаться, что боль в груди — это смертельный сердечный приступ или что стреляющие боли в голове — результат опухоли или аневризмы. При мыслях о смерти чувствуется сильный страх, ты думаешь о смерти чаще, чем обычно, или вообще не можешь выбросить это из головы»[7]
Было установлено, что тревога отличается от страха тем, что это более внутренний, всепроникающий и бесцельный страх [4]. Страх - это реакция человека на угрозу, исходящую от окружающей среды. Тревога - это переживание, возникающее, когда человек посягает на свои собственные ценности, моральные установки и мнения [1].
В работе будем исходить из концепции тревожности как эмоционального состояния, которое связано с опасностью предотвращения неудач в удовлетворении своих важных потребностей (в основном социальных). Источник тревожности может оставаться неосознанным. Тревога, как и любое другое психологическое переживание, напрямую связана с основными мотивами и потребностями людей и направлена на регулирование поведения людей в потенциально опасных ситуациях.
Таким образом, тревога - это серия когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, которые возобновляются из-за воздействия на человека различных стрессоров. Эти стрессоры могут быть использованы как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (текущее состояние, прошлый жизненный опыт). Тревога выполняет несколько важных функций: она предупреждает человека о возможных опасностях и побуждает к поиску и конкретизации таких опасностей на основе активного исследования окружающей действительности.
В психологии рассматриваются два типа тревоги: мобилизирующая и релаксирующая. Мобилизующая тревога является стимулом для определенной деятельности, в то время как релаксирующая - полностью противоположна этому.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академич. проект, 2020. - 496 с.
2. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития // Конфликтология. — 2022. — № 2. — С. 168-175.
3. Артюхов А.В. Профориентация как процесс профессионального самоопределения школьников // Успехи современной науки. – 2022. – Т. 9. – №11. – С. 44-59.
4. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды // Профессиональное образование. – 2021. – № 4. – С. 88-96.
5. Белова Л.В. Роль самооценки и самокомпенсации в саморазвитии личности старшеклассника // Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. – 2020. - № 6. – С. 22-39.
6. Бородовская,Н. В. Вызовы времени и новые моделиразвивающей образовательной среды // Человек и образование. –2022. – № 2. – С. 14-29.
7. Васильева, Н. Н. Психологическая безопасность - основа эффективности образовательного процесса: мониторинг в школах // Нарконет. – 2021. – № 10. – С. 14-29.
8. Вахрушева, И. Стоя на одной ноге: как подростки решают проблемы // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. — 2022. — № 10 (143). — С. 36-37.
9. Волков Б.С., Психология подростка. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2020. - 208 с.
10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 2023. - 196 с.
11. Галеева, Н. Л. Анализ ресурсов школьной образовательной среды, обеспечивающих становление и развитие личностных образовательных результатов // Педагогическое образование и наука. –2020. — С. 168-175.
12. Грейданус, Д.И. Здоровье и воспитание подростка: Полное практическое руководство для родителей. - М.: Мартин, 2022. - 592 c.
13. Грешилова, И. А. Философская культура личности в контексте непрерывного образования // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2020. – №. 3 — С. 168-175.
14. Демидова-Петрова Е.В. Понятие, сущность и содержание социализации личности несовершеннолетнего//Мониторинг правоприменения. – 2020. – №3. — С. 168-175.
15. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2020. – 336 с.
16. Золотова Т.Н. Психология стресса. – М.: Книголюб, 2020. – 192 с.
17. Иванова, И. В. Феноменология саморазвития личности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2020. – № 4. — С. 168-175.
18 Карандашев, В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2020. - 951 c.
19. Кондратьев М.Ю., Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. — С. 168-175.
20. Коновалова, Н. Л. Диагностика адаптивных возможностей личности школьника в процессе психологического консультирования. – М.: ИЛ, 2015. - 64 c.
21. Мардахаев, Л. В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧелГУ. — 2020. — №13. — С. 168-175.
22. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Юрайт, 2022. - 352 c.
23. Орлова А.А. Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2020. – №2. — С. 48-53.
24. Поливанова К.Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2020. - № 1. — С. 33-45.
25. Семенова,Г. Ю. Инновационная технологияпозитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. –2020. –№ 5. — С. 168-175.
26. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 367 с.