Фрагмент для ознакомления
2
Если рассматривать в позиций юриспруденции, то пенсионное обеспечение граждан в стране может быть представлено в качестве той отрасли законодательства, в которой происходит процесс регулирования отношений, которые вызваны содержанием обществом нетрудоспособных граждан страны. Значительное количество норм права российской пенсионной системы представить можно в качестве как части ее трудового законодательства, этим демонстрируется теснота связи пенсионного обеспечения, и, в частности, пенсий в стране, с определенными трудовыми категориями.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что пенсионная система выступает в качестве базиса государственной социальной политики, в Российской Федерации существует большое число законодательных актов, какие предоставляют возможность ей существовать в определенном правовом поле, осуществлять поддержку тех граждан, которые являются нетрудоспособными.
2. Понятие и основные этапы реформирования пенсионной системы РФ
Пенсионная реформа представляет собой изменения и модернизацию всей системы пенсионного обеспечения в стране, которые вносит государство для обеспечения нужного уровня устойчивости и надежности его пенсионной системы на долгосрочный период .
В качестве одной из важнейших причин, согласно которой в большинстве государств была проведена пенсионная реформа, выступают изменениях населения в демографическом плане. Повышение показателя продолжительности жизни населения страны и уменьшение уровня рождаемости вызывают то, что численность пенсионеров в стране растет, а численность работающего населения, которое пополняет пенсионные накопления, снижается.
Все это вызывает определенного рода давление на государственную пенсионную систему, при этом требуя разных ее изменений с целью обеспечения нужной устойчивости и для граждан – достойной величины их пенсий.
В пенсионную реформу могут включаться разного рода меры. В качестве одной из наиболее распространенных мер выступает рост пенсионного возраста. Посредством данной меры государством может обеспечиться более долгий период накопления сбережений пенсионного характера и уменьшено бремя на всю государственную пенсионную систему . Но при этом такого рода меры могут влиять на недовольство общества, в связи с этим реформы могут состоять из дополнительных мер поддержки, к примеру, предоставление возможности для досрочного выхода на пенсию граждан в случае достижения некоторого уровня их трудового стажа.
В качестве иных мер пенсионной реформы могут выступать рост уровня пенсионных взносов, повышение размера пенсий, изменение формул для расчета размера пенсий, увеличение числа возможностей частного пенсионного обеспечения и привлечение инвестиционных вложений в разные пенсионные фонды.
В качестве одной из основных составляющих всей пенсионной реформы выступает образованность и информирование граждан страны о пенсионной системе и системе планирования их пенсий в будущем. Государством должен обеспечиваться доступ к четким и понятным информационным сведениям по поводу пенсионной системы в стране, а вместе с тем содействие присутствию возможности выполнения планирования пенсии на индивидуальной основе.
Российская пенсионная система большое количество раз была подвергнута тем изменениям, которые прямым образом связаны с реформами в экономике, потому что уровень стабильности пенсионной системы находится в зависимости от финансов.
В России сегодня появился отдельно взятый самостоятельный орган – Пенсионный фонд Российской Федерации. Стало развиваться и становиться более устойчивым и пенсионное обеспечение. Но при этом появились проблемы, которые вызваны невысоким уровнем пенсий в стране, низким уровнем заинтересованности ее граждан в пенсионном обеспечении по причине невысокого уровня замещения заработного дохода.
Данного рода проблемы возникают по причине того, что Пенсионный фонд в стране не имеет устойчивый характер из-за недостаточных поступлений капитала в него. Для того, чтобы решить появившиеся проблемы, государством были предприняты реформы пенсионной системы.
Далее представлены этапы пенсионных реформ в РФ.
Самый первый этап был в период 1990-1992 гг., когда было принятие закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и подписание Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». В качестве цели данного периода выступало укрепление страховых принципов и создание организации негосударственного обеспечения.
Важнейшие недостатки такого рода системы были представлены тогда, когда был в стране переход к рыночной системе хозяйствования. Их устранение было достаточно важным этапом, потому что развитие устойчивого характера было бы просто невозможным.
Второй этап вступил в собственное существование с момента перехода от порядка уравнительно-распределительного характера к государственному страхованию. Российским Правительством в 1995 г. была представлена Первая Концепция пенсионного обеспечения. У нее были особенности:
1. Появление двухуровневой системы выплат пенсионного характера.
2. Выплаты базовой пенсии, которая не была в зависимости от размера трудового стажа.
3. Зависимость трудовой пенсии от величины трудового стажа, размер ее выплаты определялся на основе из него.
4. Существовал принцип накопительного характера, который предоставлял возможность получения дополнительных льгот .
5. Возникновение солидарной ответственности материального характера управляющего и подчиненного за выплаты страховых взносов при помощи поэтапного определения одного для всех размера нормы страховых взносов в % к размеру заработной платы сотрудника.
6. Персонификация сумм страховых взносов и приобретение прав пенсионного характера.
7. Создание финансового резерва Пенсионного фонда Российской Федерации.
8. Пенсионное страхование для граждан индивидуального характера, у которых имеются накопления в пенсионных фондах.
За тот период времени, которое прошло после того, как была принята Концепция, все задачи были выполнены. В 1997 г. было начало формирования новой Концепции. Первая Концепция в качестве опоры имела классическую систему, вторая при этом была уже подготовлена к процессам переходной экономики. Данного рода Концепция имела три уровня :
1. Переход к единой величине и условиям назначения пенсий.
2. Обязательность накопительной системы для всех тех, кто работают по найму.
3. Льготы дополнительного характера, которые могут и обязательными быть, и нет.
Начало третьего этапа было 20.05.1998 г., когда Правительство РФ подписало Программу пенсионной реформы, в качестве основы которой выступил переход к пенсионной системе смешанного типа. Данного рода программа - совмещение 2-ух прошлых, у нее были истоки распределительного способа как в Швеции.
В нее включалась условно-накопительная функция, согласно которой счет трудовых пенсий должен выполняться из полной величины уплаченных страховых взносов по актуарному фактору. В связи с этим было внесено предложение о введении накоплений согласно этапам.
В качестве главного элемента при системе накопительного характера выступала потребность финансового обеспечения затрат переходного периода экономики.
Баланс 3-ей Концепции был соблюден из-за завершения разницы в возрасте всех пенсионеров, выход женской части населения страны на пенсию раньше, снижения величины части пенсии, которую выплачивали за счет накопительной системы.
Четвертый этап - принятие измененной программы в 2001 г. Те изменения, которые внесло Правительство в РФ, имели такого рода черты:
- введение новой формулы, по которой рассчитывали пенсии;
- возникновение новых видов пенсии: базовой, страховой, накопительной;
- убраны ограничения с сумм дохода, который берут во внимание при определении величины пенсии;
- сохранение прав пенсионеров при помощи введенной конвертации;
- улучшение процедуры индексации. Идет с фактором повышения среднего размера оплаты труда и уровней инфляции в стране;
- развитие системы пенсионных накоплений и улучшения гарантий их сохранности;
- образований условия для совершенствования пенсионных систем отраслевого и регионального характера, посредством благотворительных вложений в пенсионные фонды.
На основе всего этого Программа пенсионной реформы 2002 г. включала из:
1) государственное пенсионное обеспечение - отвечает за те средства бюджета, которые предоставлены для:
- получения базовой пенсии. Фиксированная величина выплат, которая выплачивается определенного рода группам людей с факторами по старости, инвалидности, потере кормильца;
- пенсии в форме компенсации. Выплачивают их в том случае, если у гражданина прекращается государственная служба в момент получения определенного рода выслуги, или в форме возмещения ущерба за прохождение воинской службы в местах, где были радиационные и техногенные катастрофы;
2) обязательное пенсионное страхование – оно отвечает за обязательность страховых выплат:
- для тех граждан страны, которые работают на условиях особого характера;
- была предложена накопительная часть пенсии для категорий инвалидов и нетрудоспособных граждан, которые потеряли кормильца.
Страховая часть выступает в качестве отдельно взятой отрасли трудовой пенсии, которая на 100% находится в зависимости от условий труда застрахованного лица, которая отражается на его лицевом счете личном. Вместе с тем в качестве индивидуальной отрасли выступает сумма накопительной части, которую определяют из сумм накопленных денежных средств взносов работников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347616/ (дата обращения: 22.04.2024).
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения: 22.04.2024).
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (дата обращения: 22.04.2024).
4. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 №56-ФЗ (в ред. от 10.07.2023) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76593/ (дата обращения: 22.04.2024).
5. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (в ред. от 11.03.2024) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 22.04.2024).
6. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 №422-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156546/ (дата обращения: 22.04.2024).
7. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 №424-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (дата обращения: 22.04.2024).
8. Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 №236-ФЗ Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/ (дата обращения: 22.04.2024).
9. Алексеева Д.И. Этапы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: историко-правовой анализ // Научные исследования и разработки 2023: гуманитарные и социальные науки: сборник материалов XVIII-ой междун. очно-заочной науч.-практ. конференции. М.: Империя, 2023. С.15-17.
10. Блохина О.С. Пенсионная реформа: оценка основных показателей развития пенсионной системы России // Экономика труда. – 2023. – Т.10. - №10. – С.1585-1598.
11. Брагина А.А. Эффективность реализации пенсионной реформы в России // Наука через призму времени. 2023. №4. С.17-19.
12. Гордеева Н.В., Гладковский А.Г. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2023. Т.33. №2. С.229-235.
13. Гримак Д.С., Хорошева Е.И. Пенсионная система Российской Федерации в условиях санкций // Финансы, учет, банки: тезисы докладов и выступлений V междун. науч.-практ. конференции. Донецк: ДНУ, 2023. С.18-21.
14. Колесник А.П. Вызовы нашего времени для пенсионной системы // Социальное и пенсионное право. 2023. №4. С.27-31.
15. Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Пенсионная система России: проблемы и векторы развития // Финансовая экономика. 2023. №3. С.129-132.
16. Куропатенкова И.Н., Зеновчик Ю.М. Теоретические аспекты пенсионных систем // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы XVI Междун. науч.-практ. конференции. Минск: БГЭУ, 2023. С.24-25.
17. Лубсанова Ю.Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // Актуальные исследования. 2023. №10. С.71-78.
18. Нестерова Н.В., Божок Ю.С. Пенсионная система РФ: проблемы и пути решения // Тенденции развития науки и образования. 2024. №105-7. С.160-163.
19. Свиридов И.Р., Зуева А.С., Донич С.Р. Система пенсионного обеспечения: достижения и перспективы реформирования // Особенности социально-экономического развития региона: правовые, управленческие и социально-гуманитарные аспекты: электронный сборник научных статей. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2023. С.631-636.
20. Хасанов Ш.Б., Шермухамедова Ш.А. Развитие пенсионной системы в современных условиях // Интерактивная наука. 2023. №10. С.100-101.
21. Шестакова Е.Е. Современные направления реформирования пенсионных систем // Вопросы теоретической экономики. 2024. №1. С.65-78.
22. Повышение пенсионного возраста к 2030 году увеличит пенсии на 30% Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/news/342090/.
23. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа // https://rosstat.gov.ru.