Фрагмент для ознакомления
2
Что касается волонтерства, то практика студенческого социального волонтерства активно обсуждается в университетском инклюзивном образовании, как в науке, так и в общественно-политическом дискурсе.
Студенческое волонтерство - это деятельность, осуществляемая людьми, независимо от их особенностей (возраста, уровня образования, страны, политических и религиозных убеждений, мнений и интересов), которые сознательно и свободно посвящают свое время, знания и усилия помощи, улучшению и развитию общества. Исследователи подчеркивали, что волонтерство как социально полезная деятельность (индивидуальная или коллективная) основано на принципах добровольчества, неоплачиваемости и полезности для всех участников, ответственности и отражения личной позиции [10].
В контексте исследования определение «студенческое волонтерства» разнообразно, и следующее объяснение является наиболее подходящим:
- деятельность, которая удовлетворяет их личные, социальные и/или профессиональные потребности путем оказания бесплатной помощи другим;
- способ коллективного взаимодействия и установления ориентированных на человека социальных отношений, способ развития и раскрытия применения его нравственных и духовных качеств;
- форма социокультурного регулирования поведения индивидов и социальных групп.
Социальное волонтерство студентов университета понимается нами как полезная деятельность, направленная на то, чтобы помочь людям, испытывающим трудности в жизни, и обеспечить развитие у студентов нравственных ценностей и профессионально важных личностных качеств.
Все исследователи сходятся во мнении, что участие молодежи в волонтерской деятельности помогает решать социальные, культурные, экономические и другие проблемы с целью построения социально ответственного общества. Однако каждый автор акцентирует внимание на развитии определенных черт характера, качеств и личностных характеристик студентов-волонтеров в процессе такой деятельности, таких как:
- социальная активность [11];
- социальные способности [6];
- ценностные ориентации и мотивационные установки [8];
- психосоциальная подготовка [15].
В условиях кризиса, когда социальные проблемы России обостряются, а расходы на благотворительность вынуждены сокращаться, одним из самых популярных видов волонтерства становится социальная волонтерская служба. Считается, что это направление волонтерской деятельности направлено главным образом на оказание помощи уязвимым группам населения, нуждающимся в заботе, внимании и постоянном уходе.
Волонтерство в современном обществе основано не только на традиционных ценностях благотворительности и человеческой солидарности, но и на стремлении защитить и утвердить права всех людей (инвалидов, пожилых людей, детей и т.д.). Социальное волонтерство основано не только на традиционных ценностях благотворительности и человеческой солидарности, но и на стремлении защитить и утвердить права всех людей (инвалидов, пожилых людей, детей и т.д.). Социальное волонтерство основано на ценности каждого человека, независимо от его особенностей; они имеют достойное качество жизни. Этот вид деятельности означает, что человек ведет толерантную и просоциальную деятельность [5].
А.Н. Капустина изучала ценностные ориентации и мотивационные установки молодежи и обнаружила, что социальные волонтеры отличаются от молодых людей, которые не участвуют в волонтерской деятельности. Они выбирают общечеловеческие ценности: социальную справедливость, духовную жизнь, толерантность и широкий кругозор. Автор подчеркнула, что люди, участвующие в общественной добровольной деятельности, могут легко понять его жизнь и поверить в способность влиять на события его жизни, контролировать его поведение и повадки, принимать решения и воплощать их в жизнь.
1.3 Роль социального волонтерства в решении социальных проблем
Нынешний этап развития гражданского общества в России и во всем мире характеризуется наличием множества нерешенных проблем, имеющих различную социальную направленность. Национальные органы власти и специализированные региональные структуры не всегда способны оперативно отслеживать различные трудности в социально-экономическом пространстве общественной среды и реагировать на них. В этом смысле волонтерство имеет особое значение.
Главной особенностью процесса волонтерской деятельности является ее свободный характер, а деятельность участников этих объединений полностью строится на добровольной основе.
Таким образом, основным принципом всего волонтерского движения является добровольность социальных инициатив его членов [1]. Волонтерство имело особую актуальность в условиях пандемии. В этот период социальные проблемы стали проявляться острее, и у национальных властей не было возможности их решить. На современном этапе использование потенциала волонтерства является важным инструментом снижения социальной напряженности и решения ряда местных проблем в социальной жизни.
Как отмечал Е.Ф. Романов, рост популярности добровольных видов волонтерства обусловлен существованием широкого спектра факторов различного влияния и происхождения, среди которых можно выделить следующие:
- повысить социальную осведомленность молодежи. Очевидно, что основой волонтерства является молодежь. В последние годы участие молодежи в волонтерских проектах становится все более популярным, что связано с улучшением навыков личного общения и повышением социального статуса;
- повысить эффективность механизма самоорганизации в рамках волонтерского движения. На первых порах волонтерское движение, особенно в регионах и провинциях, было хаотичным. Расширение связей и накопленный опыт позволяют создать систему добровольной мобильности, которая характеризуется относительно высоким уровнем организации деятельности ее участников;
- усилить роль национального участия. Национальные власти быстро осознали широкий потенциал использования добровольной мобильности для решения серьезных социально-экономических проблем. С целью повышения потенциала волонтерского движения в национальных учреждениях была внедрена программа финансовой поддержки местных волонтерских проектов, а также процедуры профессионального внешнего контроля за деятельностью волонтерских организаций.
Основными факторами, подтверждающими актуальность использования потенциала волонтерства, являются следующие аспекты:
- реализация того или иного добровольного проекта очень актуальна, поскольку в основном основывается на инициативе жителей территории, которые владеют соответствующей информацией;
- осуществление волонтерской деятельности является не только добровольным, но и бесплатным, то есть не требует финансирования со стороны национальных органов власти. В связи с этим решение индивидуальных задач за счет волонтерских возможностей позволило значительно сэкономить средства из государственных финансовых ресурсов, которые в будущем могут быть использованы для других конкретных целей;
- участие населения в волонтерских движениях значительно повысило уровень индивидуальной гражданской ответственности и начало укреплять процесс становления гражданского общества. Этот аспект волонтерского движения особенно важен для молодого поколения, которому требуется грамотное социальное и нравственное воспитание [2].
Таким образом, основной принцип волонтерства - добровольный выбор. Человек максимально самореализуется в любом виде деятельности, если работает без принуждения, добровольно. Это позволяет рассматривать волонтерство как один из важнейших факторов для общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акутина, С.П. Профессиональная волонтерская деятельность: опыт, проблемы, перспективы // Современные исследования социальных проблем. – 2019. – №.9. – С. 16–28.
2. Алексеевская, Л.А. Социальное волонтерство. Теория и практика. – М.: Омега-Л, 2020. – 128 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 190 с.
4. Батурин, М.А. Волонтерское движение // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2020. – №2. – С. 70–75.
5. Белановский, Ю.С. Мир социального волонтерства. – М.: Мосволонтёр, 2020. – 96 с.
6. Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. Учебно-методическое пособие. – М.: СПО СОТИС, 2022. – 320 с.
7. Борзенкова, К.Ю. Волонтерство как форма социальной активности населения // Будущее науки. – 2019. – С. 62–68.
8. Екимова, С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно профессионального развития студентов гуманитарного ВУЗа. – Хабаровск, – 2020. – 120 с.
9. Есина, С.В. Волонтерство: развитие, помощь, работа // Общество. – 2020. – №1. – С. 27–30.
10. Зайцева, И.А. Развитие волонтерства в молодежной среде: правовой аспект // YouthWorldPolitic. – 2020. – №1. – С. 47–57.
11. Игнатович, В.К. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта. – Москва: Наука, 2020. – 139 с.
12. Кисиленко, А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Социология и управление. – 2020. – №1. – С. 63–71.
13. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2022. – 471 c.
14. Митин, С.Н. Благотворительность-волонтерство. Исторический аспект становления добровольческого труда в России // Симбирский научный вестник. – 2022. – № 3. – С. 7–11.
15. Паршакова, Ю.А. Волонтерство как форма социального движения // Азимут научных исследований: педагогика и 48 психология. – 2020. – №2. – С. 72–73.
16. Прокопьева, Ю.П. Мотивация волонтерской деятельности // Концепт. – 2020. – №.6. – С. 31–34.
17. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2021. – 416 с.
18. Руднева, И.А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента. – Волгоград, 2020. – 115 с.
19. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей. – Пятигорск, 2020. – 80 с.
20. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историкопедагогический феномен // Педагогическое образование в России. – 2022. – №4. – С. 46–52.