Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В течение жизни человек может сталкиваться с самой разнообразной средой, бытовой, природной, производственной, социальной и др. Совместно со средой обитания, человек образует систему, которая состоит из взаимодействующих элементов, имеет определённую упорядоченность и обладает характерными свойствами.
К чрезвычайным ситуациям гидрологического характера относятся наводнения, селевые потоки, цунами, заторы. В программе учебной дисциплины ОБЖ школьники учатся соблюдать безопасность при возникновении такого рода явлений.
Ориентация на реализацию высокого образовательного потенциала в стране и потенциала новых образовательных технологий является одной из основных тенденций современной образовательной системы. Педагоги в своей профессиональной деятельности используют различные инновационные образовательные технологии, в том числе, информационно-коммуникационные (ИКТ), которые позволяют реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. К таким технологиям можно отнести проектные, игровые, проблемные и др. Вопросы безопасности при ситуациях гидрологического характера можно изучать с использованием проблемных технологий.
Ситуаций, когда человеку необходимо иметь подходящие навыки безопасного поведения, в жизни встречается достаточно много. Если речь, к примеру, идёт о влиянии факторов природной среды - это выражается в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Они возникают вследствие стихийных бедствий и профессионально производственной деятельностью населения и др. С этим школьники знакомятся в рамках дисциплины ОБЖ, которая включает в себя формирование навыков безопасного поведения именно в этих ситуациях.
Вопросами безопасного поведения обучающихся педагоги занимаются не только в рамках урочного обучения, но и в рамках внеурочной деятельности. В зависимости от того, что именно рассматривает педагог в качестве содержания темы безопасного поведения, он использует при этом различные инновационные образовательные технологии.
Инновационная современная педагогическая технология – это достаточно широкое понятие, но прежде всего, речь идёт об определённой педагогической деятельности, которая в дальнейшем успешно реализуется на практике и позволяет получить ранее заданный образовательный результат. При внедрении в образовательный процесс любой образовательной организации инновационных форм и методов обучения важно всё это сочетать с пониманием целей и задач подготовки субъекта образования.
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС является одной из актуальных проблем современного мира. Очень важно соответствующим службам уметь правильно действовать при спасении людей. Важно оказывать им необходимую помощь при проведении аварийно-спасательных работ в эпицентре поражений. Подобного рода действия дают возможность уменьшить количество человеческих жертв и сократить любые потери. Чрезвычайно важной и актуальной является проблема подготовки населения, к таким событиям.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость обучения школьников безопасности при наводнениях
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации при изучении чрезвычайных ситуаций (ЧС) гидрологического характера.
Предмет исследования: средства и способы изучения ЧС гидрологического характера.
Задачи:
1. Провести анализ понятия чрезвычайные ситуации гидрологического характера.
2. Изучить средства и способы обучения школьников безопасности при наводнениях.
3. Описать организационно-педагогические условия обучения школьников безопасности при наводнениях.
4. Предложить методические рекомендации обучения школьников безопасности при наводнениях
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения школьников безопасности при наводнениях
1.1. Анализ понятия чрезвычайные ситуации гидрологического характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и их природа имеют свои особенности. ЧС геологического происхождения - это обстановка на конкретной территории, которая складывается в результате опасного геологического природного явления. Такого рода события могут повлечь за собой ущерб жизни и здоровью людей, в том числе, окружающей среде. Чаще всего такие события влекут за собой колоссальные материальные потери. Прежде всего – это нарушает привычные условия жизнедеятельности людей [15].
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера – это наводнения, цунами, селевые потоки. При наводнениях происходит перемещение водных масс и последующее ими затопление окружающей водоём местности. Селевые потоки – это смесь воды с глиной, песком, камнями и грязью, которая передвигается в пространстве с большими скоростями. При цунами происходит обрушение огромных волн на сушу, что влечёт за собой катастрофические последствия. Заторы – это скопления масс льда в русле реки, в результате чего происходит подъём воды и разлив её за границы реки.
Виды ЧС геологического, в том числе, гидрологического характера, их особенности и классификацию школьники изучают на уроках ОБЖ. Современные УМК и соответствующие учебники практически все подробно представляют эту тему. Задача школьников – усвоить все те знания, которые предусмотрены учебной программой по данной теме.
Учитель составляет календарно – тематическое планирование на основе рабочей программы педагога. Особенность современного образовательного процесса заключается в том, что помимо предметных знаний школьнику необходимо также продемонстрировать сформированные универсальные учебные действия нескольких групп и личностные результаты. Всё это является требованием ФГОС на каждой образовательной ступени школы [14].
ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников, в том числе и их безопасности. Под образом жизни понимают устойчивый, сложившийся в определенных общественных условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения и складе мышления.
Исследователь Э.Н. Вайнер определяет понятие образ жизни как способ жизнедеятельности человека, которого человек придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных и материальных обстоятельств. Важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент субъекта, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека. Образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью и бытом. Большую роль здесь также представляют формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, правила индивидуального и общественного поведения.
Безопасное поведение может рассматриваться при возникновении различных чрезвычайных ситуаций, в том числе геологического характера, что рассмотрено в содержании дисциплины ОБЖ. Защита населения при каждой чрезвычайной ситуации имеет свои особенности. К примеру, при возникновении каких-либо природных катаклизмов, все без исключения должны знать, что в первую очередь необходимо заблаговременно предпринимать следующие меры безопасности [4]:
-попытаться заранее наметить план действий, при возникновении чрезвычайной обстановки;
-по возможности, отключить газ, электричество, воду в квартире, подъезде, доме;
-суметь оказать первую помощь при травмах;
-заранее подготовить необходимые вещи, запас продуктов и питьевой воды, аптечку, электрический фонарь, документы, спички, свечи, топорик и др.;
-заранее определить наиболее безопасные места, где можно пережить толчки.
При изучении новой темы учитель подробно знакомит учеников с такого рода ситуациями. Он обращает внимание детей на то, что очень важно в такой ситуации не поддаться панике. По возможности, необходимо успеть покинуть здание. Выбежав из здания, нужно отойти от него на открытое место, подальше от электроприборов, карнизов, стекол и др. При выходе из здания нужно пользоваться не лифтом, а лестницей.
Если есть необходимость, нужно оказать людям первую помощь. При этом нельзя подходить близко к явно поврежденным зданиям и входить в них. Если речь идёт о первых 2-3 часах после ЧС, нельзя входить в здание без необходимости. В любой ситуации необходимо действовать согласно правилам и рекомендациям гражданской обороны, а также, в соответствии с планом аварийных мероприятий.
Действовать необходимо по обстановке и остерегаться частей глыб, камней, обломков конструкций, земляного вала и др. При высокой скорости оползня или воды, возможен сильный толчок при его остановке. Всё это, несомненно, представляет опасность для людей.
Если речь идёт об угрозе жизни людей, в этом случае сигнал подается сиреной и дублируется через наружные громкоговорители и радиоприемники. Также оповещение населения идёт через местные радиовещательные станции и телевидение. При получении сигнала население приступает к эвакуации. В зданиях плотно закрываются окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Населению рекомендуют позаботиться о подготовке электрических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов. - Учеб. пособие. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2013. - 496 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст] / М.: Высшая школа. - 2008. - 592 c.
3. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути [Текст] / Э.М. Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. - №6. – С.23-25.
4. Вострокнутов, А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.Л. Вострокнутов // М.: Юрайт. - 2015. - 400 c.
5. Вилейто, Т.В. Персональный сайт учителя как инструментарий применения электронной образовательной платформы Google на уроках ОБЖ. // Международный научный журнал Педагогика высшей школы. № 3.1.(6.1) / ноябрь 2016, С.48-52. - Образовательный ресурс «Образовательные платформы» / Интернет-портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://lektsii.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
6. Вилейто, Т.В. Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела «ЧС природного характера и защита от них» с использованием электронной образовательной платформы Google / Т.В. Вилейто, А.В. Некрасова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40603/ (дата обращения: 20.04.2024).
7. Данченко, С.П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности / С.П. Данченко. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1454/ (дата обращения: 20.04.2024).
8. Жирнов, С.С. Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода / С. С. Жирнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10348/ (дата обращения: 20.04.2024).
9. Зазулинский, В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] / В.Д. Зазулинский // М.: Экзамен. - 2014. - 256 c.
10. Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе [Текст] / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. №4. – С.36-38.
11. Крючек, Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Н.А. Крючек // М.: НЦ ЭНАС. - 2016. - 259 с.
12. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий [Текст] / Б.С. Мастрюков // М.: Академия. - 2012. - 368 c.
13. Махмутов, М.И. Методы обучения и их классификация // Техническая и гуманитарная литература [Электронный ресурс]. URL: http://www.telenir.net/pedagogika/pedagogika_shpargalka/p24.php (дата обращения: 20.04.2024).
14. Мордасов, В.Г. Особенности подросткового возраста // Единый портал «Обществознание» [Электронный ресурс]. URL: http://humanitar.ru/page/bilet_number18 (дата обращения: 20.04.2024).
15. Михайлов, Л.А. К вопросу о преподавании школьного курса ОБЖ [Текст] / Л.А. Михайлов // Сб. «Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития». - СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 220 с.
16. МЧС России: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 20.04.2024).
17. О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 24.07.95 No 738 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102036779&rdk=&backlink (дата обращения: 20.04.2024).
18. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Приказ от 17.12.2010 No 1897 // Вестник образования. - 2011. - No 4. - С.10-77. - // Администратор образования. - 2011. - No 5. - С.32-72.
19. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70649798/ (дата обращения: 20.04.2024).
20. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техно- генного характера и террористических актов на период до 2020 года: поручение Президента РФ от 15.11.2011 N3400 [Электронный ресурс]/ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70041358/ (дата обращения: 20.04.2024).
21. Пономарева, О.И. Особенности частной дидактики. Методика преподавания ОБЖ [Текст] / О.И. Пономарева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №9. – С.51-53.
22. Романов, Н.В. Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме «ЧС геологического происхождения» / Н.В. Романов. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3991/ (дата обращения: 20.04.2024).