Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одна из главных миссий, которую выполняют современные школы, - это воспитание и развитие школьников. Специалисты, работающие в области математического образования, уделяют особое внимание улучшению задач, так как задачи, представленные в учебных пособиях, часто требуют строгого методического подхода. Такие задачи, очевидно, не способствуют развитию исследовательского и познавательного потенциала учеников.
Сегодня, в свете Федерального государственного образовательного стандарта, который нацелен на формирование не только предметных, но и метапредметных навыков, таких как универсальные образовательные действия (УОД) - личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные - растет интерес учителей, методистов и авторов учебных пособий к задачам конкретных жанров. В специальных учебных пособиях такие задачи могут быть отмечены разными терминами, такими как проблемные, творческие, поисковые, эвристические, интересные и т. д. Все эти различные жанры задач могут быть объединены общим термином "нестандартные задачи".
Решение сложных математических задач может быть рассмотрено как процесс решения проблем. Это стимулирует развитие внутреннего мотива ученика и активизирует все процессы его психического развития. Использование специальных задач, направленных на развитие логического мышления школьников, расширяет их математический кругозор.
На практике отмечается, что не только школьники, но и учителя, часто сталкиваются с трудностями при работе с материалами, отличающимися от типовых задач. Проблема заключается в недостаточной подготовке учителей к использованию нестандартных образовательных задач в процессе обучения, а также в поиске способов развития интеллектуальных способностей, связанных с исследовательской и проектной деятельностью учеников. Таким образом, для формирования всех групп УОД учащихся необходимо исследовать возможные методы использования математического исследования в решении сложных задач.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость обновления содержания обучения математике в 5-6 классах в контексте ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: содержание обучения математике в 5-6 классах контексте ФГОС.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание обучения математики в контексте ФГОС.
2. Изучить специфику содержания обучения математике в контексте ФГОС .
3. Описать организационно-педагогические условия обучения математике в контексте ФГОС.
Методы исследования: теоретические и практические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования, беседа, анализ текстов.
Глава 1. Теоретическое основание формирования обучения математики в контексте ФГОС
1.1. Сущность и содержание обучения математики в контексте ФГОС
В современном образовании, которое реализуется в контексте ФГОС, присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать лишь то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету, как это было в условиях традиционной образовательной модели будет сегодня в образовательном процессе совершенно недостаточно. Главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность школьников.
Математика как учебный предмет отличается от математической науки. Это отличия не только в объёме учебного материала, но и в разнице в глубине и системе изложения. На современном этапе развития математики как учебного предмета предусмотрены конкретные цели обучения и отбор содержания [8].
В системно-деятельностном подходе усиливается воспитывающая и развивающая роль математики. Математическое содержание сегодня совершенствуется в связи с новыми требованиями к производству, промышленности, военного дела и др.
В контексте современного образования, область «Математика» выступает как предмет общего образования, ведущей целью которого является развитие мышления и интеллектуальное воспитание. Обучение математике сегодня является формирование у учеников в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Современные технологии и модели обучения в образовательной среде становятся все более разнообразными. Они разработаны на основе традиционной учебной модели или системной академической модели. В прошлом фокус был на педагоге, который определял ход образовательного процесса. Однако сейчас все модели работают на принципе "субъект - субъект", с обучающим студентом в центре внимания.
Основной целью новой образовательной системы является внедрение инновационных педагогических технологий в процесс обучения. Эти инновационные подходы включают творческий аспект, который позволяет учащимся лучше осмыслить материал. Однако задача учителя не ограничивается только формированием знаний и навыков, но и в развитии личностного потенциала ученика. Для этого необходимо акцентировать внимание на его развитии и воспитании.
Таким образом, модель развития образования отличается от классической модели, где учитель и учебник были единственными источниками информации. В традиционной учебной модели ученик был только получателем уже готовой информации.
Под проблемным обучением понимается такой формат подготовки, в котором преподаватель создает проблемную ситуацию на уроках. Он организует работу учеников так, чтобы они могли обеспечить оптимальный сочетание их самостоятельного поиска и получения готового знания.
В процессе развивающего обучения ученики овладевают новыми знаниями и способами действия. При этом у них формируются творческие способности, продуктивное мышление, познавательная учебная мотивация и др. [2].
В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Основной идеей проблемного обучения является построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий. Учитывая необходимость индивидуального и дифференцированного подхода, учитель сам разрабатывает соответствующие задания и перечни вопросов, в зависимости от того, какой именно предмет он реализует.
Проблемное обучение имеет свои специфичные признаки, которые рассматривал исследователь В.А. Беликов. К ним можно отнести следующие:
1. Есть проблема, которую нужно решить.
2. Установите цели для действий, основанных на выявленных проблемах.
3. Описание методов решения проблем.
4. Он предполагает использование принципа решения проблемных ситуаций для прогнозирования новых проблем, которые могут возникнуть.
Проблемно-ориентированная система обучения Советский курс был основан на Махмутове, I.It Это описано в его произведениях. Лернер, А.M.Матюшкин и другие. Метод проблемного обучения рассматривается как набор шагов, включающих следующие аспекты:
1. Заявление учителя по вопросам образования.
2. Создавайте проблемные ситуации для студентов.
3. Признание, принятие и решение проблем учащимися в процессе, в ходе которого они приобретают обобщенный способ приобретения новых знаний, навыков и способностей [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303.
2. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 21.04.2024).
3. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
4. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 21.04.2024).
5. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 21.04.2024).
6. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 21.04.2024).
7. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 21.04.2024).
8. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 21.04.2024).
9. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 23.04.2024).
10. Кондюрина, И. М. Пути к успешной межкультурной коммуникации / И. М. Кондюрина, П.А. Куноф. Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 87-89. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28517/ (дата обращения: 21.04.2024).
11. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 21.04.2024).
12. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 21.04.2024).
13. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
14. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 21.04.2024).
15. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 21.04.2024).