Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность вопроса психологической готовности ребенка к школьному обучению сегодня неоспорима. Этот момент определяет не только успех в учебе, но и способность ребенка эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, а также осознание собственной позиции.
За последнее столетие проблема психологической подготовки к школе привлекает внимание различных специалистов. Они исследуют критерии готовности к обучению, определяют оптимальный возраст для начала школьного обучения. Этот интерес понятен: психологическую готовность к школе можно сравнить с фундаментом здания, от которого зависит качество всей последующей постройки.
На сегодняшний день лишь меньше половины детей старшего дошкольного возраста имеют достаточный уровень готовности к школьному обучению. Это делает задачу подготовки к школе одной из ключевых психолого-педагогических проблем, привлекающих внимание ученых.
Современная сфера дошкольного образования отличается высоким уровнем информированности и многообразием способов социализации и индивидуализации. Это обстоятельство крайне актуализирует процесс подготовки детей к школе с учетом их психического развития.
В сфере образования возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, активно внедряются информационные технологии, способствующие когнитивному развитию, но с другой – сохраняется значимость развития личностной и мотивационной готовности детей. Это приводит к быстрому развитию интеллектуальных способностей, но отставанию в социальном плане.
Содержание психологической готовности зависит от системы требований, предъявляемых школой к детям. Эти требования растут, требуется развитое внимание, память, мышление, воображение и речь. Ребенок должен адаптироваться к различным ситуациям, общаться с сверстниками и взрослыми, а также понимать смысл школьного обучения.
Подготовка к школе также включает формирование у ребенка нового социального статуса – школьника. Психологическая подготовленность предполагает определенный уровень сформированности детей в нескольких аспектах: речевом, эмоционально-волевом, интеллектуальном, физическом и личностном.
Формирование психологической готовности к школе происходит в условиях дошкольного образования и воспитания, исследуется в работах отечественных психологов и педагогов, таких как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. В. Овчарова, Л. И. Божович, М. М. Безруких, Н. Е. Веракса, Н. И. Гуткина, О. М. Дьяченко, А. А. Люблинская, В. С. Мухина и др.
Определение психологической готовности к школе – важная задача, которая оказывает влияние на будущее ребенка и его жизнь в целом. Педагогическое воздействие в этот период является ключевым фактором психологического развития детей.
Цель настоящего исследования заключается в изучении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие психологической готовности к школьному обучению с целью четкого определения критериев и показателей данного понятия.
2. Проанализировать различные методики исследования психологической готовности к школьному обучению с целью выбора наиболее подходящих и эффективных инструментов для проведения исследования.
3. Разработать программу исследования психологической готовности к школьному обучению, чтобы определить последовательность и этапы проведения исследования.
4. Составить методические рекомендации по проведению исследования психологической готовности к школьному обучению, чтобы обеспечить единообразие и качество проведения исследований в данной области.
Данная работа имеет структуру, включающую введение, две главы, заключение и список использованных источников. Это позволяет четко структурировать и организовать полученные результаты и выводы работы, а также ссылаться на использованные источники для обоснования проведенных исследований.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования психологической готовности к школьному обучению
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению
Прогресс информационных технологий тесно связан с современным представлением о готовности детей к школьному обучению. Внедрение современных развивающих гаджетов радикально изменило окружающий мир и оказало значительное влияние на различные области деятельности, включая образование.
Исследователи А. Керн и Я. Йирасек рассматривали школьную зрелость как совокупность интеллектуальных способностей детей. Согласно словам Йирасека, достижение школьной зрелости обусловлено как генетическими факторами, так и социально-психологическими, которые воздействуют на физическое и психическое развитие ребенка [15].
Согласно мнению А. Анастази, показателем готовности к обучению является формирование поведенческих характеристик, необходимых для успешного усвоения школьной программы, включая знания, умения, способности и мотивацию [2].
Й. Шванцара выделял умственное, социальное и эмоциональное развитие личности как основные компоненты готовности ребенка к школе [39].
Л.С. Выготский подчеркивал важность учета «зоны ближайшего развития» ребенка при разработке образовательных программ для достижения наилучших результатов в сотрудничестве с взрослым [7].
Проблему психологической готовности детей к школьному обучению также освещали другие отечественные психологи, включая К.В. Бардина, А.Л. Венгера, Ю.Ф. Змановского, Е.Е. Кравцову и многих других, акцентирующих внимание на развитии личностных качеств детей [16].
Алексей Леонтьев подчеркивает, что психологическая готовность к обучению в школе имеет огромное значение, так как способствует развитию способности ребенка контролировать свое поведение [22].
Вера Мухина утверждает, что готовность к школе включает в себя желание и осознание необходимости учиться, которые формируются благодаря социальному созреванию и внутренним противоречиям, стимулирующим активную учебную деятельность [26].
Елена Кравцова придерживается генетического подхода к изучению психологической готовности и отмечает важную роль «утраты непосредственности» и общения в развитии ребенка [21].
Необходимо отметить, что понятие психологической готовности имеет смысл исключительно в контексте обучения в школьной группе, а не при индивидуальном обучении. Это общее отправное состояние для всех детей, являющееся исходной точкой обучения и отражающее уровни развития различных психических сфер [34].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает многообразие подходов к определению психологической готовности [5].
Наталья Гуткина определяет психологическую готовность как необходимый и достаточный уровень психического развития для успешного освоения школьной программы в условиях группы сверстников [10].
Нина Нижегородцева и Владимир Шадриков рассматривают психологическую готовность как единую структуру, развитие которой определяется изменениями в учебно значимых качествах и их взаимосвязях [28].
Елена Грудненко определяет готовность к школе как целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное восприятие школьных требований и овладение новыми активностями и ролями [9].
Ксения Чуганова рассматривает психологическую готовность к обучению как готовность ребенка к усвоению определенной части культурных норм, включенной в образовательную программу [38].
Изучение проблематики подготовки детей к школьному обучению является многогранным исследовательским процессом, предполагающим использование различных подходов. Благодаря разнообразию этих подходов и обширному опыту исследований, можно утверждать, что подготовка детей к школе представляет собой сложную систему, состоящую из множества важных компонентов [6].
Отмечается, что современное социокультурное пространство, в котором воспитываются дети поколения Z, существенно отличается от среды, в которой вырастали предыдущие поколения X и Y. Эта среда характеризуется значительным увеличением информированности и разнообразия способов социализации и индивидуализации. Именно поэтому необходимо особо акцентировать внимание на подготовке детей к школе, учитывая специфику их психического развития.
Мы рассматриваем психологическую готовность детей цифрового поколения к обучению в школе через три основных компонента: интеллектуальный, личностный и эмоционально-волевой. При этом особенности интеллектуального компонента определяются особенностями виртуального общения с окружающим миром. Современные дети быстро усваивают информацию, но их знания оказываются недостаточными. Это противоречие проявляется в школе, где ученики, привыкшие к клиповому способу обработки информации, не всегда могут проявить концентрацию внимания, творческое мышление и эмпатию.
Дети цифрового поколения также испытывают трудности с целеполаганием, предпочитая индивидуальные формы работы и мало ориентируясь на межличностное взаимодействие и сотрудничество. У них наблюдается снижение устойчивости внимания, однако хорошо развито переключение и распределение внимания. Кроме того, у них более развита кратковременная память, чем долговременная, что связано с доступностью информации в любое время. В условиях цифрового пространства формируются новые процессы запоминания, хранения и забывания информации, причем акцент смещается с самой информации на ее источник [37].
Характеристики психологической готовности детей цифрового поколения проявляются в их краткосрочных целях, склонности к
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алехина Ю.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТИВНЫЙ ПЕРИОД // Инновационная наука. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-gotovnosti-k-obucheniyu-v-shkole-pervoklassnikov-v-adaptivnyy-period (дата обращения: 17.04.2024).
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина; [Пер. с англ. и общ. науч. ред. А. А. Алексеева]. - 7. изд., междунар. - СПб. [и др.] : Питер, 2001. - 686 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Просвещение, 1968. – 264 с.
4. БитяноваМ. Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, № 12, 1999.
5. Васильева, Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н. В. Васильева // Школьный логопед. – 2014. – № 4. – С. 73–77.
6. Вьюнов, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учебное пособие / Н. И. Вьюнов, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-8291-2704-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132560
7. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4: Проблема возраста. М., 2013.
8. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08615-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454355
9. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. СПб., 2013.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2011.
11. Ельчанинова, Е. Ю. Игровые технологии в формировании психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению / Е. Ю. Ельчанинова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : междунар. науч. – практ. конф., 9–11 дек. 2008 г. : [сб. в 5-и ч.] / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Научно-исслед. ин-т столич. образования, Фак. спец. педагогики; [ред. кол. : О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова]. – М., 2008. – Т. II, ч. III. – С. 9–11.
12. Ефимова, А. С. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школе / А. С. Ефимова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 3. – С. 26–30. – ISSN 2223-7003.
13. Исаева, И. Путь в страну знаний: Программа психологической подготовки к школе в детско-родительской группе / И. Исаева // Школьный психолог. – 2016. – № 5/6. – С. 32–35.
14. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
15. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. Прага, 1978.
16. Киселева И. А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов // Проблемы педагогики. 2017. №4 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-v-trudah-psihologov-i-pedagogov (дата обращения: 17.04.2024).
17. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Наумова Т.В. О подготовке и готовности детей к обучению в школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. С. 682–686.
18. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с
19. Корнеева Е.Н. Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек [Электронный ресурс]/ Корнеева Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Мир и Образование, 2013.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73287.html
20. Корнеева, С. А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе : Нейропсихологический подход / С. А. Корнеева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. – 2020. – № 3. – С. 19–22. – ISSN 0027-7371.
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. СПб., 2010.
22. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев ; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - Москва : Смысл, 2020. - 526
23. Листик, Е. М. Психологическая готовность ребенка к школе / Е. М. Листик // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 5. – С. 51–54. – ISSN 2223-7003.
24. Лункина, Е.Н. Подготовка детей к школе: программа и методические рекомендации : [16+] / Е.Н. Лункина. – Москва : Владос, 2018. – 65 с. : ил. – (Подготовка детей к школе). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=455588 .
25. Макеева, Н. И. Психологическая готовность детей к школе / Н. И. Макеева // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 91–97. – ISSN 2220-1459.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2006.
27. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3-х кн. Кн. 3: Экспериментальная психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 512 с.
28. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2004. [
29. Новикова С. В. Психологическая подготовка – ведущий фактор готовности детей к школе // Концепт. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-veduschii-faktor-gotovnosti-detei-k-shkole (дата обращения: 17.04.2024).
30. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" / [И. В. Дубровина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. [и др.] : Питер, 2004 (ОАО Техническая кн.). - 588 с.
31. Психологическая подготовка к школе http://www.kushetka.com/poleznaya-informatsiya/school-phychology-preparation.html?ysclid=lv3cut5uov758552416
32. Пучкова Е.Б. Гендерные различия в эмоционально-волевой сфере подростков цифрового поколения // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2018. № 3 (12). С. 84–88.
33. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - Москва : Совершенство, 1998. - 341 с.
34. Семенова, Т. С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция : монография / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Пензен. гос. ун-т" (ПГУ) ; Т. С. Семенова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 271 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 260–271. – ISBN 978-5-94170-835-2.
35. Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 4–9. – ISSN 1995-2759.
36. Фокина, А. Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе и их показатели / А. Фокина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2019. – № 8. – С. 20–24. – ISSN 2221-5077.
37. Фокина, М. В. Психологическая подготовка дошкольников к поступлению в 1 класс / М. В. Фокина // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 7. – С. 34–43. – ISSN 2221-5085.
38. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. М., 2011.
39. Шванцара Й. Диагностика психического развития / Общ. ред. и пер. Г.А. Овсянникова. Прага, 1978.
40. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2012. № 1. С. 60–66. [