Фрагмент для ознакомления
2
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и другим документам, инвалидность – это ограничение возможностей здоровья, выражающееся в нарушениях физического или психологического развития.
Мы выделяем следующие категории:
Глухие дети.
Слабослышащих.
Слепой.
Слабовидящие.
При расстройстве опорно-двигательного аппарата.
С умственной отсталостью.
С выраженными речевыми нарушениями.
С расстройствами аутистического спектра.
С умственной отсталостью.
Таким образом, дети с умственной отсталостью относятся к шестой отдельной группе инвалидности. Ребята этой категории характеризуются следующим: наличием возможности интеллектуально развиваться. При этом они имеют:
медленный темп психических процессов;
высокая истощаемость;
проблемы с обучением.
Сюда можно добавить такие вещи, как специфичность восприятия, задержка речевого и логического мышления, инфантилизм, высокая утомляемость, частая смена активных и пассивных состояний.
Это все негативные проявления, граничащие с умственной отсталостью, но не являющиеся ее частью. Последний входит в восьмую категорию нарушений – отклонения в интеллектуальном развитии. В него входят дети дошкольного и школьного возраста, 4-5 лет, 7-8 лет и т.д.
Ребенок в этой группе:
имеет глубокое недоразвитие познавательных процессов;
имеет искаженное восприятие;
характеризуется низким уровнем рефлексии.
Дети 8-й группы, в том числе посещающие детский сад, обладают способностью к обучению, но уровень их возможностей, конечно, очень низок.
На основании вышеизложенного делаем два вывода:
Умственная отсталость и умственная отсталость, как и умственная отсталость, — вещи разные, хотя и соприкасающиеся друг с другом.
ОВЗ не является разновидностью ЗПР, как иногда думают. Умственная отсталость является одной из категорий ограниченных возможностей здоровья. То есть ЗПР соотносится с ОВЗ, как частное с общим.
Далее мы рассмотрим виды умственной отсталости у детей и их особенности.[3]
Ученые предлагали разные варианты, но основным из них считается классификация 1980 года, установленная Кларой Семеновной Лебединской, советским и российским детским психиатром и дефектологом.
Она разделила расстройства на основе их этиопатогенетических характеристик. В 1992 году К. С. Лебединская получила степень доктора психологических наук.
Ориентируясь на характерные этиологические признаки, К. С. Лебединская выделила несколько видов патологии. До этого М. С. Певзнер и Т. А. Власова пытались сформулировать нечто подобное, но лучше всех с описанием групп детей с задержкой психического развития справилась К. С. Лебединская.
Прежде чем перейти к классификации видов задержки у детей и их характеристике по Лебединской, рассмотрим, что предложили другие ученые, чтобы иметь полное и всестороннее представление.
Виды, определенные Певзнером и Власовой.
Несколько слов об учёных:
Мария Семеновна Певзнер — советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
Татьяна Александровна Власова — советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.
В 50-60-е годы 20 века М. С. Певзнер предпринял углубленное исследование причин детской неуспеваемости. В результате родилась характеристика типов ЗПР. Виды появившихся отклонений:
Психический и психофизический инфантилизм, возникающий в результате дизонтогенеза. Это приводит к нарушению скорости созревания систем мозга, формирующихся внутриутробно. Инфантилизм делится на два типа: гармоничный и дисгармоничный. Разница в том, что для первого характерна проблема с созреванием лобных долей, для второго — органические патологии головного мозга, что приводит к психическим расстройствам.
Астенические состояния. При этом виде умственной отсталости выявляют ослабление соматогенных и неврологических признаков. Они вызваны расстройствами нервной системы.
Церебрально-органическая умственная отсталость.
В некоторых источниках по классификации Певзнера и Власовой выделяют всего две группы:
инфантилизм: простой психический и психофизический;
вторичное расстройство – умственная отсталость, вызванная различными биологическими факторами, возникшая во время беременности матери или на первом году жизни ребенка.
Можно отметить, что классификация хоть и очень грамотная, но не очень подробная.
Виды умственной отсталости, вызванной биологическими факторами
Свою классификацию задержки развития предложил психолог и психотерапевт В.В. Ковалев.
Он выделил 4 категории ЗПР:
Дизонтогенетика – это тот самый психологический инфантилизм, о котором мы уже говорили.
Энцефалопатический – появляется вследствие поражения центральной нервной системы. Например, такая задержка развития может начаться в результате заболевания, перенесенного на первом году жизни.
Вторичный – не связанный с психологическими факторами. Развивается из-за проблем с органами слуха и зрения и речевой дисфункции.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аллахвердова Н.А. Дети рисуют / Н.А. Аллахвердова. -- М.: Знания, 2020. -- 96 с.
2.Бахурина Е.С. Методические рекомендации по использованию 8-цветового теста Люшера / Е.С. Бухарина. -- Балашиха: МОЦПО, 2022. -- 32 с.
3. Белопольская Н.Л. Азбука настроений: Развивающая эмоционально- коммуникативная игра для детей 4-10 лет / Н.Л. Белопольская. -- М.: Когито- Центр, 2018. -- 36 с.
4.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Р.Ф. Беляускайте // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -- М., 2017. -- 80 с.
5.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы в арт-терапии / М. Бетенски; пер с англ. М. Золотник. -- М.: ЭКСМО-Пресс, 2022. -- 256 с.
6. Бечак Б.А. Воспитание искусством / Б.А. Бечак. -- М.: Просвещение, 2021.- 280 с.
7.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. -- М.: Изд. центр "Академия", 2022. -- 320 с.
8. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслаев. -- М.:Педагогика, 2020. -- 144 с.
9.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. -- М.; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2019. -- 363 с.
10.Вальдерс Одриосола М.С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии / М.С. Вальдерс Одриосола. -- М.:Гном и Д, 2021. --64 с.
11.Вальдерс Одриосола М.С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии / М.С. Вальдерс Одриосола. -- М.: Издательство "Институт общегуманитарных исследований, 2019. --80 с.