Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение качества жизни молодой семьи имеет большое значение в современном мире социальной работы, поскольку это является актуальным для теоретиков и практиков. Существенные изменения в российском обществе, происходящие в результате трансформации его традиционных ценностей, могут усугубить проблемы, связанные с функционированием молодой семьи, что снизит ее значимость как социального института. Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения стратегических направлений и путей повышения качества жизни молодой семьи в современных условиях. Основополагающими функциями, которые выполняют молодые семьи в России, являются репродуктивная и социализация нового поколения. Таким образом, от качества жизни молодой семьи и ее способности обеспечивать себя материально, напрямую зависит дальнейшее демографическое развитие нашего государства.
Изучение качества семейной жизни в настоящее время представляет особый интерес. Многие аспекты объясняются процессом трансформации семейной системы, как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день исследователи определили два направления оценки качества жизни молодых семей.
К объективным показателям относятся социально-экономический, географический (городские и сельские молодые семьи), социальный статус, уровень занятости молодого супруга, уровень образования и социальной защищенности. Показатели, оценивающие субъективное качество жизни, можно разделить следующим образом: самооценка качества жизни как общего явления; самооценка благополучия (с помощью различных социально-психологических методов «измерения благополучия»); самооценка удовлетворенности жизнью; баланс между положительными и отрицательными эмоциями, т.е. соотношение количества положительных и отрицательных эмоций, пережитых человеком за определенный длительный период времени.
Стоит также добавить, что качество жизни молодых семей во многом зависит от их распорядка дня, обустройства жилья и уровня комфорта, системы распределения обязанностей между членами семьи. Из этого можно сделать вывод, что качество жизни молодых семей — это комплексная характеристика, включающая в себя изучение объективных и субъективных условий жизни молодой семьи.
Нестабильная экономическая ситуация в стране требует более тщательного подхода в реализации мер по поддержке и защите молодой семьи. Однако из-за экономической нестабильности качество жизни многих молодых семей не улучшилось. Организация социальной и правовой поддержки и защиты оказывает значительное влияние на повышение уровня жизни молодых семей. Эффективным механизмом оказания социальной поддержки и защиты является комплексный подход к проблеме, при котором семья чутко реагирует на все изменения в социальных явлениях. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать меры поддержки и защиты, имеющие целостный характер, ориентированные на социальное развитие и потребности, чтобы оказывать поддержку в соответствии с отдельными социальными категориями. Именно на уровне, наиболее приближенном к населению, можно создать и реализовать наиболее продуктивную, целостную и современную семейную политику.
Объект исследования качество жизни молодой семьи.
Предметом исследования проблемы и перспективы повышения качества жизни молодой семьи.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику повышения качества жизни молодой семьи.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть государственную политику в области охраны молодой семьи в системе регулирования семейных отношений;
2.определить критерии качества жизни молодой семьи;
3.исследовать показатели качества жизни молодой семьи;
4.выявить влияние социальных гарантий на качество жизни молодой многодетной семьи.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной защиты семей; постановления судебных инстанций Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых такие как: Касаткина А.Ю., Крашенинников П.В., Тарусина Н.Н., Щелкин А.Г., Журавлева О.О., Нарутто С.В. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.1.Государственная политика в области охраны молодой семьи в системе регулирования семейных отношений
Наиболее значимыми исследованиями, имеющими самое непосредственное отношение к изучению правовых проблем государственной поддержки, охраны и защиты семьи, являются работы Н.С. Шерстневой. Довольно детально эти проблемы изложены в работе О.Ю. Ситковой, посвященной семейно-правовым санкциям, что весьма близко подводит нас к самим понятиям «государственная охрана» и «правовая охрана» [23, c.23].
В целом ряде работ по сходной проблематике в той или иной мере анализировались конституционные положения о государственной защите семьи, материнства, отцовства и детства. В частности, Н.С. Шерстнева рассматривала государственную защиту как единый принцип семейного права в общей системе принципов, закрепленных в ст. 1 СК РФ [20, c.33]. К сожалению, ни в семейном законодательстве, ни в какой-либо другой отрасли законодательства, несмотря на достаточно широкое употребление выражений «государственная поддержка», «государственная охрана» и «государственная защита», эти понятия не определяются, не говоря уже о попытке их разграничения, что по отношению к семье как социальному институту нам представляется абсолютно необходимым. Весьма важным является также уяснение юридической природы этих понятий, входящих в состав единого блока конституционных принципов - государственной охраны, поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Оперируя поочередно этими понятиями, О.Ю. Ситкова, к примеру, допускает, что называется, сходство до степени смешения [19, c.78]. Так, она отмечает, что «Конституция РФ провозглашает, что семья находится под охраной государства». Автор также подчеркивает, что в ст. 1 СК РФ указаны в качестве объектов охраны семья, материнство, отцовство и детство. Конституция переносит указанные семейные ценности в разряд охраняемых в приоритетном порядке в отношении остальных. В действительности же, как известно, ни Конституция РФ, ни СК РФ не употребляют термин «государственная охрана» или вообще «охрана». Таким образом, О.Ю. Ситкова оперирует терминами «охрана» и «защита» как равнозначными, хотя из содержания работы усматривается, что фактически они существенно различаются. В частности, автор пишет: «Однако государство должно создавать условия для того, чтобы члены семьи могли сами реализовать семейные интересы. Охрана должна сводиться к созданию условий, при которых семья могла бы функционировать самостоятельно за счет деятельности ее членов, так как государство заинтересовано в стабильности семейных групп, и в том состоит интерес государства при регулировании семейных отношений» [19, c.80].
При определении понятия «государственная охрана» следует, как представляется, руководствоваться общими подходами к определению понятия «охрана» и отграничению его от понятия «защита».
Исходя из этого, государственную охрану семьи следует понимать как профилактическую деятельность государства по нормализации выполнения семьей ее социальных функций, по предотвращению или нейтрализации всякого рода внешних и внутренних неблагоприятных факторов, могущих воздействовать на семью, в том числе внутрисемейных конфликтов. Государственная охрана семьи должна осуществляться как система мер социально-экономического, организационного и правового характера.
Частью государственной охраны семьи, материнства, отцовства и детства является их правовая охрана, в том числе с помощью норм семейного права, прежде всего путем установления семейно-правовых санкций, ограничения семейных прав и т.п. О необходимости законодательного закрепления принципа государственной охраны семьи представители науки семейного права ставили вопрос сразу же после принятия СК РФ.
Принцип государственной охраны семьи реализуется при выполнении семейным правом его главной функции - охранительной - со всеми ее подфункциями. В систему мер правовой охраны семьи входят также юридические санкции и иные меры ответственности за правонарушения в сфере семейных отношений. При этом речь следует вести не только о семейно-правовой ответственности в ее, так сказать, чистом виде, но и о гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой ответственности.
Возникает вопрос: имеет ли принцип государственной охраны семьи конституционную основу? Иными словами, можно ли относить его к числу конституционных принципов семейного права? Представляется, что ответ на данный вопрос должен быть утвердительным. Хотя, как уже отмечалось и еще не раз будет отмечено, Конституция РФ прямо говорит о государственной поддержке и о государственной защите семьи, материнства, отцовства и детства и не упоминает о государственной охране семьи, в ней тем не менее имеются положения, в которых данный принцип выражается опосредованно. В частности, в ст. 23 Конституции РФ предусматривается право человека на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. В ст. 24 предусмотрено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вряд ли можно сомневаться в том, что данное положение подразумевает в том числе и охрану информации о семейной жизни. В значительной мере на охрану жизни семьи направлены также положения, содержащиеся в ст. 25 Конституции РФ, в которых предусматриваются неприкосновенность жилища, недопустимость проникновения в него против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Наконец, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод, как предусмотрено ч. 1 ст. 55, не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 данной статьи приводится исчерпывающий перечень оснований их ограничения, а в ст. 19 установлены запреты дискриминации граждан по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16
3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2021, № 1 (часть I), ст. 28
4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»//СЗ РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18
5. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
6. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// СЗ РФ. – 2022. - № 48. - Ст.8322
7. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 19. - Ст. 1044
8. Аквазба, Е. О. Проблемы современной молодой семьи: социальные трансформации / Е. О. Аквазба, Ю. П. Савицкая, Т. Е. Ухабина // Russia№ Eco№omic Bulleti№. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 278-282.
9. Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи : учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 124 с.
10. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
11. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
12. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.4.
13. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
14. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
15. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
16. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 106 - 117.
17. Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России : учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 155 с.
18. Ростовская, Т. К. Молодежь и молодежная политика в России и за рубежом : учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова, А. С. Лукьянец. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 183 с.
19. Ситкова, О. Ю. Механизм защиты субъективных прав: гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты / О. Ю. Ситкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2015. – № 3(104). – С. 78-83.
20. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.
21. Тарусина Н.Н. Многодетная семья как феномен социально-правового пространства // Семейное и жилищное право. 2022. № 2. С. 24 - 28.
22. Ушакова, А. П. Государственная семейная политика как фактор стабильности молодой семьи / А. П. Ушакова // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 16, № 1. – С. 119-124.
23. Щелкин А.Г. Феномен детства в российском художественном сознании в XIX и XX столетиях на фоне постсовременности. Глазами социолога / А.Г. Щелкин // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13 - 14. С. 23 - 60.