Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Организация проектной деятельности в муниципальных учреждениях культуры является актуальной и важной задачей в современном обществе. Существует несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают значимость данной темы.
Во-первых, муниципальные учреждения культуры играют ключевую роль в формировании культурной среды в городах и сельских населенных пунктах. Они являются центрами культурной жизни, организуя мероприятия, выставки, концерты и другие программы, которые оказывают положительное влияние на развитие общества.
Во-вторых, современное общество сталкивается с вызовами и изменениями, связанными с технологическими инновациями, глобализацией и социокультурными трансформациями. Эти изменения требуют от муниципальных учреждений культуры адаптации и поиска новых подходов к организации своей деятельности.
В-третьих, проектная деятельность в муниципальных учреждениях культуры способствует эффективному использованию ресурсов и повышению качества предоставляемых услуг. Планирование и реализация культурных проектов в форме проектной деятельности позволяет более осознанно и эффективно управлять временем, финансами и человеческими ресурсами.
Таким образом, исследование организации проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры актуально в контексте стремления к развитию современной культурной среды, адаптации к изменяющимся условиям и повышению качества культурных услуг для населения.
Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: неэффективная проектная деятельность в муниципальных учрежденьях культуры приводит к снижению качества предоставляемых культурных услуг, уменьшению интереса со стороны аудитории и ограничению потенциала для личностного и культурного развития в обществе.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность и содержание понятия «проектная деятельность», выявить основные принципы организации проектной деятельности;
выявить особенности организации проектной деятельности в учреждениях культуры;
дать характеристику муниципального учреждения культуры;
выполнить анализ практики проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры, выявить проблемы, предложить рекомендации по их решению.
Объект исследования: проектная деятельность в муниципальном учреждении культуры.
Предмет исследования: процесс организации проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры.
Теоретическую основу исследования составили: труды, раскрывающие основополагающие подходы к понятию проектов и проектной деятельности; идеи и положения, определяющие сущность проектной деятельности в муниципальных учреждениях; теоретические положения о содержании, формах, методах и технологиях организации проектной деятельности в учреждениях культуры.
Степень разработанности проблемы. Вопросы проектного управления и проектной деятельности рассматриваются в исследованиях В. М. Аньшина, В. И. Воропаева, О. Н. Ильиной, И. И. Мазура, Н. Г. Ольдерогге, О. Г. Прикота, В. Д. Шапиро и др. Изучению социокультурного пространства посвящены труды Н. И. Лапина, Ю. М. Лотмана, П. А. Сорокина и др. Проектная деятельность организаций социокультурной направленности освещается в работах Т. В. Абанкиной, О. Н. Астафьевой, С. Н. Горушкиной, С. А. Тихониной, В. Л. Тульчинского, А. Я. Рубинштейна, Е. Л. Шековой и др. Исследованию социокультурного проектирования посвящены работы Л. И. Берестовой, Г. И. Грибковой, Т. В. Козловой, В. И. Курбатова, В. Н. Лексина, Э. А. Орловой и др. Однако, несмотря, на значительных объем имеющихся исследований, тему организаций проектной деятельности в муниципальных учреждениях культуры нельзя назвать изученной до конца.
Методологической основой исследования служит методология системного анализа, которая направлена на исследование и решение проблем, в том числе проблем развития проектной деятельности. Исследование опирается на общенаучные принципы познания социокультурных процессов, реализует культурологический, социологический, деятельностный и междисциплинарный подход в области социально-культурной деятельности, проектной деятельности.
В работе использовались следующие методы исследования: описание, анализ, индукция, анкетирование и др.
На первом теоретическом этапе исследовалась степень разработанности проблемы в научной литературе, определялся научный аппарат исследования. На втором, аналитическом этапе, осуществлялось эмпирическое исследование существующей практики проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры. На третьем этапе происходила обработка полученных в ходе экспериментальной работы результатов, их количественный и качественный анализ, формулировались выводы и рекомендации, оформлялся текст курсовой работы.
База исследования: муниципальное казенное учреждение культуры «Сосновский дом творчества».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в решение проблемы совершенствования организации проектной деятельности муниципальных учреждений культуры.
Структурно курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Проектная деятельность: содержание понятия, потенциал, основные принципы организации
Современная организация способна существовать и успешно конкурировать на рынке лишь при условии постоянного развития и адаптации под изменяющиеся условия ведения бизнеса. Ускорение ритма современной жизни, изменчивость окружающей среды усиливает нестабильность функционирования компаний, заставляет их проводить частые и быстрые изменения, подстраиваться под изменения внешних условий. Справляться с этой задачей позволяет проектная деятельность [3].
Существует множество определений понятия «проект». Рассмотрим некоторые из них.
Проект - это что-либо, что задумывается или планируется. Например, большое предприятие - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг [5].
«Временное» означает, что у любого проекта есть начало и завершение, когда достигаются поставленные цели либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи; Российская акад. образования, Науч.-образовательный центр педагогической культурологии. – СПб.: Концерт, 2013. — 248 с.
2. Бесхмельницына Д. А. Анализ практики применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования // Молодой ученый. — 2020. — №3 (293). — С. 321-322.
3. Зарубина Ю.Н., Серова Е. А. Социальные проблемы современного общества : учебно – методическое пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 36 с.
4. Литвинцева Г. Ю. Культурология досуга: учеб. пособие. – СПб.: Культ Информ Пресс, 2018. — 268 с.
5. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 4 – е изд., испр. — М.: Изд – во Моск. гуманит. – социальн. академии: Флинта, 2003. — 240 с. С.49 – 85.
6. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Проблематика внедрения проектного подхода в сферу культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. - №2-2. С.24.
7. Магомедов М.Н., Носкова Н.А. Проектная деятельность в сфере культуры: региональный аспект// Петербургский экономический журнал. - 2020. - №3. - С.65-66.
8. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков;. — Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. — 336 с.
9. Островская В.Н., Воронцова Г.В. Управление проектами: учебник. - СПб.: Лань, 2019. - 400 c.
10. Симонова И.Ф. Социально – культурное проектирование: современные подходы и технологии: учебное пособие. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 250 с.
11. Трапезникова, Е. С. Проектная деятельность учреждений социально- культурной сферы // Молодой ученый. — 2021. — №6 (348). — С. 379-382.
12. Трощенкова Е.А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект// Вестник Красноярского государственного аграрного университета No 1; 2011.С.197 – 202.
13. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Распространение проектно– ориентированного управления в России // Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. - 2018.- №7 (33). - Т.2. - С. 235–237.
14. Ферару Г.С. Условия, факторы и критерии успешной реализации проекта: обобщение опыта проектного управления // Современные технологии управления: электронный научный журнал. - 2014. - №11. – С.1– 3
15. Фролова А.С. Проектная деятельность как перспективное направление интегрированного взаимодействия учреждений муниципальной сельской сферы культуры // МНКО. - 2015. - №4 (53). – С.67-68ю