Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы. Тема «Налоговая система и налоговая политика государства: влияние на поведение людей и фирм» является крайне актуальной в современном мире. Налоговая система и налоговая политика оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, формирование бюджета, распределение доходов и поведение частных лиц и компаний. Текущая мировая экономическая ситуация, изменения в мировой торговле, технологические инновации, демографические изменения и другие факторы требуют постоянного анализа и совершенствования налоговой системы. В условиях глобализации и усиления конкуренции налоговая политика становится для страны одним из основных инструментов регулирования экономики. Изучение влияния налоговой системы на поведение людей и корпораций позволяет нам определить основные тенденции, эффективность существующих налоговых механизмов и дать рекомендации по оптимизации налоговых инструментов для достижения экономических целей. Поэтому данная тема актуальна не только с точки зрения теоретического анализа, но и с точки зрения практики, для выработки эффективной налоговой политики и повышения конкурентоспособности страны.
Степень изученности проблемы. Проблема влияния налоговой системы и налоговой политики на поведение людей и фирм является широко изученной в академической литературе и научных исследованиях. Существует множество работ, посвященных анализу воздействия налогов на решения о потреблении, инвестициях, трудовой активности, финансовых операциях и других аспектах экономического поведения. Исследования проводятся как на макро-уровне (экономика страны в целом), так и на микро-уровне (поведение индивидов, домохозяйств, компаний). В рамках макроэкономических исследований оцениваются влияние налогов на экономический рост, инвестиции, занятость, бюджетные доходы и расходы государства. На микроуровне исследования фокусируются на влиянии налогов на решения о трудоустройстве, потреблении, инвестировании, налоговом планировании, соблюдении налогового законодательства и других аспектах поведения физических и юридических лиц. Многие исследования также затрагивают вопросы социальной справедливости, эффективности налоговой системы, стимулирования предпринимательской активности, борьбы с налоговыми уклонениями и т.д. Таким образом, проблема влияния налогов на поведение людей и фирм достаточно хорошо изучена, но требует дальнейших исследований для разработки более эффективных налоговых механизмов и политики.
Целью исследования является анализ налоговой системы и налоговой политики государства.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
изучить сущность и понятие налоговой системы;
исследовать развитие налоговой политики Российской Федерации;
проанализировать влияние налоговой системы на людей и фирм;
Предметом исследования являются социальные и экономические отношения, возникающие в следствии налоговой политики
Объектом исследования налоговая политика в Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам налоговой политики. В качестве информационной базы использованы нормативно-правовые акты РФ, материалы Федеральной службы государственной статистики, гос. программы.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы из 25 источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность избранной темы, указаны цели и задачи курсовой работы.
В первой главе «Теоретические аспекты налоговой системы и налоговой политики» изучено налогообложение с теоретической стороны, была раскрыта сущность налоговой политики, описаны факторы, раскрыты основные понятия: «налог», «косвенный налог налог», «прямой налог». Хорошо изучена история возникновения налоговой политики и её развитие в Российской Федерации.
Во второй главе (Влияние налоговой политики на социум) были изучены влияния налоговой системы на людей и фирм, а также было произведено эмпирическое исследование, где был произведен анализ данных и была использована специальная методика исследования.
1. Теоретические аспекты налоговой системы и налоговой политики
1.1. Определение налоговой системы и налоговой политики
Налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за исполнением налогового законодательства. Основным документом, регулирующим работу, является Налоговый кодекс.
Основным органом исполнительной власти в области налогообложения является Федеральная налоговая служба, которая подчиняется непосредственно Министерству финансов. Глава последнего представляет кандидатуру правительства на должность руководителя Федеральной налоговой службы. Здесь они регистрируют индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведут дела о банкротстве и устанавливают налоговые ставки. С целью повышения эффективности функционирования организации построена иерархическая схема:
после ФНС в «рейтинговую таблицу» входят межрегиональные инспекции по мониторингу наиболее значимых налогоплательщиков, каждый из которых специализируется на конкретных отраслях;
Федеральная налоговая служба, которая представлена на региональном уровне и отвечает за координацию и контроль нижестоящих инстанций;
Федеральная налоговая служба осуществляет межрегиональную инспекцию, контролирует большое количество налогоплательщиков по регионам.
Контроль за городскими районами и малыми неделимыми населенными пунктами осуществляется территориальной инспекцией. Этот вариант деления уровней соответствует классическому делению состояний, повторяя их основные уровни.
Для достижения этих целей Федеральная налоговая служба осуществляет следующие виды деятельности:
возможность организации управляемых экземпляров;
провести проверку финансовых документов и подтвердить правильность налогового учета налогоплательщика;
оценка имущества, арестованного в случае ареста или иных обстоятельств, организация продажи;
возврат переплаты через кредитные организации, которые являются неправильными деньгами;
анализ статистических данных и рекомендации по улучшению контроля на основе полученных результатов;
Согласно российскому законодательству налоговые органы страны имеют ряд прав, которые можно разделить на несколько групп:
согласно имеющимся у организации правам, налоговый орган может при необходимости вызывать в качестве свидетелей лицо, имеющее конкретную информацию о налоговом учете в аудиторской компании. Кроме того, Федеральная налоговая служба и ее органы могут потребовать разъяснений от граждан, ответственных за представление информации о налоговом учете;
представители налоговой службы могут запросить у финучреждения документы, подтверждающие наличие и законность платежного поручения. Кроме того, данная категория может включать право на исчисление суммы налога на основе информации, полученной из других источников;
в период контрольной работы представители Федеральной налоговой службы вправе организовывать и проводить периодические и специальные проверки. Если это необходимо, можно извлечь необходимые файлы;
федеральная налоговая служба может принять решение о наложении штрафа и/или штрафа за нарушение, наложении ареста на документы и имущество, а также обратиться в Арбитражный суд с заявлением о взыскании.
Помимо прав, налоговая служба и ее представители имеют ряд обязанностей:
своевременное предоставление обновленных налоговых деклараций с примерами, иллюстрирующими правильность их заполнения;
в случае обнаружения переплаты переплата возвращается налогоплательщику;
хранить налоговую тайну в установленных пределах;
запрос кредитора на предоставление документов об отсутствии задолженности.
При необходимости выдаются копии документов инспекции и решения Федеральной налоговой службы.
Представить в правоохранительные органы необходимые материалы для рассмотрения уголовного дела.
Структура налоговой системы приведена в Приложении 1.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, которая считается отправной точкой Налогового кодекса, каждый обязан уплачивать налоги, предусмотренные законом. В дальнейшем в Налоговом кодексе Российской Федерации употребляется фраза «налоги и сборы». В наиболее общем виде система налогов и сборов может быть определена как перечень налогов и сборов, взимаемых на территории России. Тем не менее, добровольно или неосознанно законодатель ввел различные элементы в конституционно-правовую и налогово-правовую концепции налогов и сборов, которые диктуют многие практические вопросы, связанные с законодательным регулированием тех или иных обязательных платежей. До принятия в 1993 году. В соответствии с Конституцией Российской Федерации понятия «налоговая система» и «налог» используются в законодательстве как систематизированные понятия [1].
Возможность налогообложения в регионе может быть получена в пределах региона по текущей (прогнозируемой) ставке с учетом установленных процедур возникновения в общей экономической ситуации региона. Следовательно, возможность налогообложения является экономической категорией, поскольку налог с экономической точки зрения является средством фискальной политики, а налоговое регулирование считается методом косвенного стимулирования. Налоговый кодекс региона характеризуется иным перечнем налогов и сборов для предоставления налоговых льгот. Также стоит отметить, что показатель налогового потенциала является результатом социально-экономического развития региона. Конечно, возможность налогообложения в регионе зависит от многих факторов, влияющих на его размер и структуру. Наиболее распространенной классификацией считается: Разделение факторов на внутренние и внешние. К внешним относятся природно-климатические, географические и геополитические факторы. Проводимая в регионе налоговая политика, которая приводит к изменениям в налоговом кодексе, всегда влияла на финансово-экономические показатели региона. Внутренние факторы можно обсуждать гораздо шире. К ним относятся налоговое планирование и налоговое прогнозирование, социально-экономическое направление региона, методы налогового управления, инвестиционная политика, реализуемая в регионе, региональная налоговая политика, связанная с человеческим фактором в рамках интеллектуального капитала. Исходя из всех вышеперечисленных факторов, все направления можно разделить на несколько групп [6].
Налоговая политика является важной частью национального надзора и оказывает значительное влияние на формирование национальных и муниципальных финансов. Налоговая политика определяет основные направления перестройки налоговой системы, стабилизации, снижения или увеличения налоговой нагрузки, налоговых льгот и преференций. В научной литературе встречаются следующие определения: налоговая политика - это система правового поведения органов государственной власти и управления, которая определяет целенаправленное применение налогового законодательства. Это также правовые нормы, которые применяются
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) И ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
3. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/ (дата обращения: 23.04.2024 г.)
4. Айтхожина Г. С. Реформирование налогового контроля в РФ // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. /2018. - № 4. -С. 5-10
5. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран / И.М. Александров. – М.: Боратор-Пресс, 2016. – 191 с.
6. Анисимов А.Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. – №1 (57). – С. 24−30.
7. Антипова О. М. Анализ эффективности контрольной работы налоговых органов /О. М. Антипова //Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.- практ. конф. – 2017. – № 4(19). – с. 66-69.
8. Баташаева Ф. А. Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права // Молодой ученый. – 2017. – №21. – С. 353.
9. Безруков Г. Г. Налоговый контроль трансфертного ценообразования // Управленец. – 2017.– №1.– С. 28-32
10. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Полежарова Л. В., Тихонова А. В., Юмаев М. М. Об Основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023-2024 годов / Л.И. Гончаренко, Ю. Малкова, Л.В. Полежарова, А.В. Тихонова, М.М. Юмаев // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – №15(1). – с. 23-34.
11. Капогузов, Е. А. «Санкции 2022»: возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства / Е. А. Капогузов, Р. И. Чупин // Вопросы регулирования экономики. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 67–74.
12. Лютова О.И. Институт налоговой обязанности в системе налогового права: актуальные проблемы / О.И. Лютова // Российский юридический журнал. – 2023. – № 3. – С. 133 — 143.
13. Налоги и налогообложение / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской, Г. Н. Семёновой. М.: Юрайт. – 2023. – 527 с.
14. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 томах. Том 1. М.: Юрайт. – 2023. – 355 с.
15. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. М.: Юрайт. – 2023. – 826 с.
16. Репутация и доверие в российской системе госзакупок / А. А. Яковлев, А. В. Ткаченко, М. К. Емельянова, О. Н. Балаева // Журнал институциональных исследований. – 2022. – Т. 14. – № 1. – С. 89–107.
17. Рыжкова, Ю. А. Влияние санкций на экономику России / Ю. А. Рыжкова, В. Н. Батова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2015. – № 2 (11). –С. 88–96.
18. Симачев, Ю. В. Российская промышленная политика в условиях трансформации системы мирового производства и жестких ограничений / Ю. В. Симачев, А. А. Федюнина,, М. Г. Кузык // Вопросы экономики. – 2022. – № 6. – С. 103–138.
19. Современная налоговая политика : учебник и практикум для вузов / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 376 с.
20. Фархутдинов Р. Д. Налоговое право. М.: Юрайт. – 2024. – 134 с.