Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в современных условиях очевидна. На современном этапе развития одним из главных приоритетов государства является стремление построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех информационное общество, в котором каждый мог бы создавать и накапливать информацию, знания, иметь к ним свободный доступ, чтобы в полной мере реализовать личностный потенциал, повышая качество жизни и способствуя общественному прогрессу. Основными целями создания системы «государственная власть - местное самоуправление - население» является обеспечение открытости деятельности органов власти и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан о деятельности государственной власти и органов местного самоуправления». Кроме того, вопрос экономического и политического неравенства субъекта давно находится в поле зрения конституционалистов. Сложность восприятия многомерных особенностей становления и развития российского федерализма проявляется в неоднозначном оформлении статуса субъектов Федерации, но в то же время самостоятельной части российского государства. Создается впечатление, что разграничение тем компетенции и власти очень конкретно закреплено в Конституции.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право самостоятельно осуществлять правовое регулирование в рамках субъектов общей юрисдикции в порядке так называемого «продвинутого» законодательства в случае, если соответствующий федеральный закон еще не принят.
Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г. и юридически являющаяся международным договором, занимает ведущее место среди международных норм, регулирующих организацию местного самоуправления в нашей стране.
Объект исследования – местное самоуправление. Предмет исследования: содержательные характеристики системы местного самоуправления зарубежом.
Предмет исследования – система функционирования государственной власти и местного самоуправления
Цель исследования – комплексное исследование зарубежного опыта построения местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть сущность самоуправления;
проанализировать содержание Европейской Хартии.
изучить понятие и принципы местного самоуправления;
рассмотреть систему местного самоуправления за рубежом.
Методологической базой исследования явилась совокупность приемов и методов научного познания, в том числе: диалектический, системный, логический.
По структуре работа состоит из введения, двухглав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и библиографического списка. Название глав отображает их содержание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность самоуправления
Современное развитие российского государства характеризуется повышенным вниманием к проблемам, связанным с эффективностью государственной власти и управления. В настоящее время одной из важных стратегических задач является создание стабильной и эффективной системы государственного управления в современной России. Все большее значение в государственном секторе экономики приобретают разнообразные технологии управления, администрирования и организации деятельности государственных служащих.
Публичное управление – это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочивания, сохранения или превращения, опираясь на властную силу, которую ограничивает действенный общественный контроль как основной фактор планирования в обществе верховенства права [13].
В современной России насчитывается свыше 18 000 муниципальных образований, в этой сфере ежедневно издаются и публикуются сотни нормативно-правовых документов, на основании чего вопросы изучения теории и практики организации местного самоуправления муниципального образования приобрели особую актуальность. Несмотря на это, институт местного самоуправления достаточно молодой в системе государственной власти Российской Федерации.
Рассматривая трактовки местного самоуправления можно раскрыть это понятие с точки зрения следующих его характеристик: это явление демократии, форма народовластия, определенная некой границей между населением и государством, которая объединяет их между собой; это управленческое явление, посредством которого организовывается и регулируются общественная жизнь территориальных единиц - муниципальных образований. Местное самоуправление это форма реализации прав человека и гражданина, система общественных отношений, которые связаны с территориальной самоорганизацией населения посредством самостоятельного решение вопросов местного значения.
Местное самоуправление является институтом государственной власти. пределы и полномочия которого определены Конституцией Российской Федерации, а также иными федеральными законами и законами субъектов. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление является основой конституционного строя, что определяет его признание и роль наравне с интересами государства[9].
Определенный в Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности органов местного самоуправления предполагает решение вопросов местного уровня, без непосредственного участия и вмешательства иных органов государственной власти. В свою очередь структура и состав органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Роль принципа самостоятельность органов местного самоуправления велика, поскольку именно им определяется институт муниципальной власти в Российской Федерации. Не смотря на конституционное определение самостоятельности органов местного самоуправления, они тесно взаимодействуют с системой государственной власти страны.
Принципы местного самоуправления можно разделить:
на общие – это принципы, присущие всей системе государственной власти (например, в Российской Федерации – гласность, демократия, законность, народовластие и др.);
специальные - принципы, присущие местному самоуправлению.
В специальных принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции развития местной власти. Специальные принципы местного самоуправления:
предопределяют построение и функционирование муниципальной власти;
выступают теоретической основой муниципального строительства и тем самым помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
служат критерием оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
отражают сущностные признаки и черты местного самоуправления и тем самым способствуют сохранению преемственности в развитии его институтов.
Цель местного самоуправления заключается в реализации населением процесса государственной власти на местах в пределах своих полномочий, а также самостоятельное решение вопросов местного значения.
В дореволюционный период среди русских ученых достаточно широкое распространение получили общественная и государственная теории местного самоуправления. Общественной теории местного самоуправления посвящены работы А.И. Васильчикова и В.Н. Лешкова, именно Лешков определял независимость местного самоуправления, толкуя данный институт через призму традиции русской общины и ее самобытности. Васильчиков в свою очередь отрицал местное самоуправление как политический элемент и определял ей отдельное место в системе государственного аппарата[17].
Государственная теория самоуправления которой придерживались В.П Безобразов, А.Д. Градовский и Н.И. Лазаревский трактовала местное самоуправление через идеи земского либерализма, согласно этой теории органы местного самоуправления должны быть созданы для того чтобы выражать проблемы местного населения. Согласно идей сторонников этой теории государственная власть должна осуществляться в совокупности власти монарха парламента и органов местного самоуправления.
Новые взгляды среди теорий местного самоуправления возникли в послевоенный период, так в некоторых научных трудах отмечалась необходимость искоренения местного самоуправления в социальном
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 1985 г. (ратифицирована федеральным законом от 11 апреля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 07.09.98.
2. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // Российская газета от 4.07.2020 г.№ 144.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 22 сент. 1999 г. // Рос. газ. – 1999. – 19 окт.; 2018. – 7 авг.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
6. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
7. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
8. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
9. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
10. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
Статьи и периодические издания:
11. Бабичев И. В. Нормы — принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 6. – С. 67-74.
12. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
13. Бухвальд Е. М. Европейская Хартия местного самоуправления и зарубежный опыт в муниципальной реформе в России (статья 2) / Е.М. Бухвальд // Вестник Института экономики РАН. – 2016. – № 5. – С. 25-42.
14. Валентик О.Н. Европейская Хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации / О.Н. Валентик // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2022. – № 7. – С. 42-56.
15. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
16. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
17. Забавка В. И., Зинченко Е. Ю, Хазов Е. Н. Европейская хартия местного самоуправления и ее роль в развитии местного самоуправления в современной России / В.И. Забавка, Е.Ю. Зинченко, Е.Н. Хазов // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2020. – № 3. – С. 51-57.
18. Крепышева, В. В. Действие Европейской хартии местного самоуправления в сфере российского муниципального права / В. В. Крепышева, Д. В. Симакина // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 522-526.
19. Упоров И. В. Европейская Хартия местного самоуправления и российское муниципальное законодательство /И.В. Упоров // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – № 15-16 (56-57). – С. 15-16.
20. Харламов С. О., Воробьев В. Ф., Кинчене Л. В. Европейская Хартия местного самоуправления как источник муниципального права России / С.О. Харламов, В.Ф. Воробьев, Л.В. Кинчене // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2016. – № 1. – С. 49-56.