Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Политика России направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни человека. В Российской Федерации устанавливает-ся гарантированная минимальная заработная плата, защищаются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии и пособия, разви-вается система социальных услуг. Положения о государственной поддержке семьи, предоставлении гарантий социальной защиты гражданам закреплены на самом высоком, конституционном уровне.
Пособия семьям с детьми являются необходимым атрибутом современ-ного социального государства. Они призваны помочь родителям улучшить условия жизни и обеспечить детей необходимыми ресурсами для здорового и полноценного развития. Они также способствуют уменьшению бедности и поддерживают демографическую ситуацию в стране. В последнее время за-конодатель вводил множество новых, не существовавших ранее, разовых и регулярных выплат семьям, имеющим детей. Постоянная оценка эффектив-ности выплачиваемых пособий и внесение изменений в законодательство о социальной поддержке населения, введение новых пособий, отмена старых, увеличение суммы выплат, введение норм учета дохода и имущества граж-дан свидетельствует о том что государство стремится создать оптимальные условия для здорового и полноценного развития детей в нашей стране и пы-тается улучшить демографическую ситуацию в стране.
Цель и задачи. Целью исследования является изучение правового регу-лирования государственных пособий гражданам, имеющим детей в Россий-ской Федерации.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
- рассмотреть пособия семьям, имеющим детей, как инструмент со-циально-ориентированной политики государства;
- раскрыть право на получение пособий гражданам, имеющим де-тей;
- рассмотреть понятие и виды пособий гражданам, имеющим де-тей;
- выявить порядок назначения и выплаты государственных посо-бий;
Объект и предмет. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий семьям, имеющим детей.
Предметом исследования являются нормы действующего законода-тельства, закрепляющие государственные пособия семьям, имеющим детей, а также нормы права, регулирующие отношения по предоставлению пособий на детей.
Методологической основой исследования являются следующие методы: всеобщий, анализ, синтез; а также специально-юридические методы исследо-вания: формально-юридический, метод правового моделирования, изучение и обобщение судебной практики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей
Российская Федерация является социальным государством, что означа-ет, что государство обязуется заботиться о социальной защите и благополу-чии своих граждан. В России существует ряд программ и механизмов соци-альной поддержки, которые предоставляются населению, особенно с учетом инвалидов, пожилых людей, малоимущих семей и семей с детьми. Помощь семьям, имеющим детей, является важным аспектом социальной политики в государстве. Уровень помощи государства семьям с детьми и демографиче-ская политика могут служить важными показателями для оценки социальной ответственности и заботы государства о своих гражданах. Государство, ко-торое ставит приоритет на поддержку семей с детьми и реализацию демо-графических программ, может считаться более социально ориентированным и заботливым по отношению к своим гражданам. Активная социальная поли-тика не только на улучшает уровень жизни населения, но и увеличивает рождаемость и уменьшает смертность .
Практика предоставления материнского капитала в России показала свою эффективность и позитивное влияние на демографическую ситуацию в стране. Материнский капитал был введен в России в 2007 году как государ-ственная программа поддержки семей с детьми. Программа продолжает быть одним из инструментов государственной поддержки семей с детьми, пользующимся популярностью среди населения. Основная цель этой про-граммы заключается в стимулировании рождаемости и обеспечении матери-альной поддержки семей при рождении и воспитании детей. А сейчас можно получить материнский капитал и на первого ребенка, рожденного с 01.01.2020 года. Помимо материнского капитала законодательство преду-сматривает множество других выплат на детей.
Законодательство о социальных выплатах на детей постоянно меняется в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий, демо-графических трендов, а также политических и правительственных приорите-тов. Изменения в законодательстве могут касаться размеров выплат, условий получения пособий, перечня категорий граждан, имеющих право на соци-альные выплаты, а также сроков и порядка выплат. В настоящее время нако-пился большой массив разрозненных нормативных актов регулирующих ви-ды, размеры и правила назначения пособий семьям имеющим детей.
Пособия гражданам и семьям, имеющим детей, всегда являлись денеж-ной помощью семье, компенсирующей часть ее расходов, связанных с рож-дением и воспитанием ребенка.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81 «О госу-дарственных пособиях граждан, имеющим детей», государственные пособия семьям, имеющим детей – «это единая система государственных пособий се-мьям, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обес-печивает гарантированную государством материальную поддержку мате-ринства, отцовства и детства; также это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, уста-новленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства» .
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды по-собий:
– пособие по беременности и родам;
1. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицин-ских учреждениях в ранние сроки беременности;
2. единовременное пособие при рождении ребенка;
3. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
4. ежемесячное пособие на ребенка;
5. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
6. единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
7. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Все указанные пособия, несмотря на то, что включены в один феде-ральный закон, отличаются друг от друга по целевому назначению (возме-щение утраченного заработка, оказание помощи при рождении или передаче ребенка в семью, побуждение о своевременном обращении к врачу и т.д.); субъектам; порядку исчисления и размерам.
Постоянное изменение законодательства о социальных выплатах тре-бует своевременного осведомления населения о действующих правилах и условиях получения социальной поддержки.
Наиболее существенные изменения были внесены 21 ноября 2022 года, когда был принят Федеральный закон № 455-ФЗ «О государственных посо-биях гражданам, имеющим детей» , который определяет меры поддержки семей, которые имеют детей с самого начала беременности и до достижения ими возраста 17 лет.
С января 2023 года было введено так называемое универсальное посо-бие, которое предназначено для семей с низким уровнем доходов на детей в возрасте до 17 лет и для женщин, вставших на учет в ранние сроки беремен-ности. Такое универсальное пособие поможет упростить процедуру получе-ния социальной помощи и охватит больше семей, нуждающихся в дополни-тельной поддержке.
Оно объединило 6 видов ежемесячных пособий на детей, которые вы-плачивались до этого:
1. Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской ор-ганизации в ранние сроки беременности - назначается женщине при поста-новке на учет в медицинской организации от 6 до 12 недель. Данное пособие предоставляется если доход на человека в семье не превышает регионально-го прожиточного минимума, а также проводится комплексная оценка имуще-ства. Размер пособия составляет 50 процентов от прожиточного минимума в субъекте. Пособие выплачивается до рождения ребенка или прерывания бе-ременности.
2. Пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обяза-тельному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособно-сти и в связи с материнством, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением индивидуальной деятельности - выплачивались в строго уста-новленной сумме не работающим мамочкам в течении 1,5 года ухода за ре-бенком. Такое пособие позволяло семье частично компенсировать потерян-ный доход, связанный с отсутствием работы у определенного члена семьи.
3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет . Они назначались на детей, рож-денных с 2018 года по 2023год, если среднедушевой доход семьи был не больше установленного лимита: сначала – полутора прожиточных миниму-мов для трудоспособного населения, потом — двух.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.1995 № 223–ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 16.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197–Ф3 (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. I) . - Ст. 3.
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Феде-ральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Россий-ская газета - 1995. - № 99.
5. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. - 2006. - № 297.
6. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: Федеральный закон от 28 дек. 2017 г. № 418-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета - 2006. - № 297.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 21.11.2022 № 455-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 48. - Ст. 8322.
8. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2021 № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20. 03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки се-мей, имеющих детей» «. URL: http://pravo.gov.ru.
9. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедуше-вого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказа-ния им государственной социальной помощи: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 34. - Ст. 3374.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назна-чения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в воз-расте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведе-ний), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типо-вой формы заявления о ее назначении» (с изм. и доп.). URL: http:// www.pravo.gov.ru .
11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правитель-ства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законода-тельства Российской Федерации. – 2014 - № 35. - ст. 4811.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2022 г. № 1036 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесяч-ного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ран-ние сроки беременности, в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 2022. - № 24. - Ст. 4061.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 (ред. от 28.04.2022) «Об утверждении основных требова-ний к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня до-кументов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» // Собр. законода-тельства Российской Федерации. - 2020. - № 15 (часть II). - Ст. 2253.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» // Собраание законодательства Россий-ской Федерации. - 2022. - № 52. - Ст. 9602.
Специальная литература
15. Антонова Н.В. Некоторые проблемы правового регулирования государственного (социального) пособия на ребенка в России (теоретико–правовой аспект) // Черные дыры в российском законодательстве. 2016. №1. С. 53-55.
16. Байрамбекова А.Н. Анализ последних изменений законодатель-ства о пособиях семьям, имеющим детей // В сборнике: Юридическая наука и практика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 99-104.
17. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 24.
18. Бекишева С.Р. Проблемы Совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми // Актуальные проблемы рос-сийского права. 2016. №– 6. С. 157-164.
19. Гусева Т. С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходи-мость или недостаток юридической техники // Вестник Пермского универси-тета. Юридические науки. 2011. № 1. С. 126-132.
20. Кобылинская С. В., Усенко А. С. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного уни-верситета. 2016. № 118. С. 364-375.
21. Миронова Т. К. Правовая природа отношений по предоставле-нию материнского (семейного) капитала // Вопросы российского и междуна-родного права. 2019. Т. 9, № 10-1. С.192-201.
22. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населе-ния в условиях формирования новой социально-экономической среды в Рос-сии: дисс. ... доктора соц. наук. M., 2011. 621 с.
23. Тарент И. Г., Юдников С. А. Система социальной защиты населе-ния в Российской Федерации. Ногинск, 2013. 164 с.
24. Умнова–Конюхова И. А., Алешкова И. А. Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности // Социальное и пенсион-ное право. 2020. № 4. С. 39-44.
25. Усенко А. С., Кобылинская С. В. К вопросу о совершенствовании институтов права социального обеспечения Российской Федерации на основе немецкой социальной системы // В сборнике: Научное обеспечение агропро-мышленного комплекса. Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С. 595-596.
Материалы судебной практики
26. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федера-ции № 1 от 2021 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федера-ции 07.04.2021 // СПС «Консультант Плюс».
27. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.12.2019г. по делу №88-1968/2019 //СПС «Консультант Плюс.
28. Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 11.07.2019 г. по делу № 2-880/2019 //СПС «Консультант Плюс.
Интернет-источники:
29. Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru.
30. Официальный сайт электронной библиотечной системы. ‒ URL: http://www.iprbookshop.ru.